http://aniv.ru/archive/47/armjane-v-tra ... judit-pal/"Армяне в Трансильвании" - Юдит ПАЛ
02.07.2013 Юдит Пал Статья опубликована в номере №2 (47).
Комментариев:0 Средняя оценка:4/5
Фрагменты из книги
Армяно- католический собор Св. Елизаветы в ДумбравениПоявление армян в Трансильвании
(…) Некоторые исследователи считают, что часть армянского сообщества в Молдавии эмигрировала в Трансильванию из-за религиозных преследований. Другие рассматривают в качестве главных причин экономические и политические.
В частности, в 1551 году Стефан Рареш (господарь Молдавского княжества 1551-1552 гг. – Прим. ред.) разрушил армянские церкви и насильственно обращал армян в православие. Позднее подобные действия предпринимали такие правители, как Александру Лэпушняну (правил в 1552-1561 и 1564-1568 гг. – Прим. ред.), Стефан Томша (правил в 1563-1564 гг. – Прим. ред.) и др. С другой стороны, исход армян мог быть вызван утратой чувства безопасности из-за турецко-польско-молдавских войн, налоговой политикой отдельных правителей, бесконечными крестьянскими восстаниями и проч.
Более непосредственная причина была связана с поражением восстания под руководством Хынку против налогов, требуемых господарем Георгием Дукой (правил в 1668-1672 гг. – Прим. ред.) – в этом восстании участвовали также и армяне. Большинство исследователей считают, что Георгий Дука, будучи сам греком, поддерживал греческих купцов в ущерб армянским, заставив последних присоединиться к восстанию 1671 года. С помощью турок Дука нанес поражения восставшим и казнил их предводителей, среди них и армянина, известного под именем Хенкул. Из страха возмездия некоторые армянские семьи нашли убежище в Трансильвании.
В любом случае турецко-молдавско-польские войны до такой степени разорили Молдавию, что после турецких набегов торговый путь, соединявший Черное и Балтийское моря, видимо, временно переместился из Молдавии в Трансильванию – это могло стать одной из возможных причин исхода армян.
Конечно, и в прежние века Трансильвания имела своих армянских жителей, но именно в XVII веке произошла массовая эмиграция. Вначале армяне обосновались на востоке Трансильвании, возле горных дорог, которые связывали эту провинцию с Молдавией. Согласно преданию после 1672 года они во множества поселились в Бистрице (ныне административный центр жудеца Бистрица-Нэсэуд. – Прим. ред.), Георгени, Думбравени, Гургиу (ныне село в жудеце Муреш), Фрумоаса, Петелея и т.д. Однако они не отправлялись с риском для себя на незнакомую территорию. Документы указывают, что в начале этого века армянские купцы уже действовали в Трансильванском княжестве, возможно, появившись в регионе гораздо раньше. В XIV веке армяне из Галиции и Молдавии установили контакты с саксонскими купцами, торговавшими с Левантом (в Трансильвании доминировали три этноса – мадьяры, саксы и секеи. – Прим. ред.). В 1399 году папа Бонифаций IX упоминает об армянах «и других язычниках» из города Брашов. В 1529 году в Брашове проживало несколько армян, которые занимались зарубежной торговлей. После турецкого завоевания (в 1566 году Трансильванское княжество признало суверенитет османских султанов. – Прим. ред.) наряду с армянами, которые прибывали из Молдавии и Польши, мы видим тех, которые приезжали из Константинополя – имея существенный капитал, они взяли под свой контроль торговлю скотом.
Документы, составленные в эпоху княжества, содержат все большее количество упоминаний об армянах. При правлении князя Стефана Батория Левантинский торговый путь через Трансильванию был восстановлен в прежней славе. Армянские купцы стали активнее вести торговлю, особенно специями. В 1581 году саксонские купцы убедили князя временно закрыть въезд в страну нежелательных для них армянских конкурентов. 4 ноября 1600 года трансильванский парламент издал указ «против греков, валахов, турок, далматинцев и армян», который предусматривал наказания за торговлю вне отведенных для этого мест. В Approbatae Constitutiones мы находим закон от 1632 года, оговаривающий, что вопрос об отказе или разрешении на въезд «греков, армян, сербов, болгар, далматинцев и других наций из Османской империи, приезжающих сюда торговать, чье свободное следование через страну иногда полезно, а иногда нет» решается князем и его советниками. В 1643 году Генеральная конгрегация Клужа, Джурдже и Кашина постановила, что по праздничным и выходным дням «купцы, армяне, одним словом, те, кто привозит товар на рынок, не должны торговать им во время церковной службы».
Армяно-католический собор Св. Троицы в ГерлеСвидетельство от 1760 года указывает, что первые армянские семьи поселились в Георгени в 1637 году, и около этого времени было основано кладбище иностранцев на том месте, где в будущем построили армянскую церковь. В документе 1735 года говорится о появлении в городе в 1654 году двух братьев Азбея и Хорша Вартик. В некоторых записях из Думбравени указано, что в 1658 году Николь, дочь местного армянина, вышла замуж за брата армянина Ераноса из Георгени.
Даже эта скудная информация, экономно выдаваемая нашими архивами, приводит к выводу, что поселение армян в Трансильвании нельзя привязать к точной дате, оно началось задолго до 1672 года, продолжаясь как медленный постепенный процесс. В 1672 году здесь появилась многочисленная группа, включавшая часть армянской элиты Молдавии. Князья Михай I и Михай II из династии Апафи (Михай I Апафи – протестантский князь, назначенный Османской империей, правил в 1661-1690 гг. При нем в 1686 г. Трансильвания перешла из подчинения Османской империи в подчинение империи Габсбургов. Михай II Апафи правил в 1690-1699 гг. – Прим. ред.) предоставили армянам ряд привилегий, таких как право на свободную торговлю, право выбора своего магистрата, хотя на ранней стадии правом управлять коммерческими делами была наделена Греческая компания.
Поначалу епископы Минас, затем Оксентий Вержереску и руководство армянской общины предпочли поселиться в Бистрице. Здесь армяне жили под собственной юрисдикцией и на собственной улице (Holzgasse). В 1712 году под предлогом чумы саксы изгнали армян, чтобы избавиться от их конкуренции. В списке налогоплательщиков Бистрицы, составленном незадолго до этого, упоминаются 22 семьи, 10 членов общины считались состоятельными и относились к первой категории, перечислялись также несколько вдов и сирот. Вынужденные покинуть Бистрицу армяне направились в Герлу, где скоро дал о себе знать их экономический вклад. Некоторым все же удалось остаться в Бистрице. Так, в переписи греческих купцов от 1733 года упомянут некий Якобус Козак, армянин из Бистрицы, чьи родители были выходцами из Молдавии.
В начале XVIII века произошло несколько попыток прояснить юридический статус армян. Епископ Оксентий Вержереску направился в Вену с целью получить для сообщества широкие привилегии. В 1714 году, в письме, адресованном ему, трансильванские армяне жаловались, что «местные власти проводят различие между нами – теми, кто проживает в Гургиу, Думбравени, Георгени, и теми, кто из Герлы, и требуют платить налоги». Хотя Вержереску был в милости при венском дворе, он умер прежде, чем получил какие-либо привилегии для трансильванских армян. В конце концов, при отсутствии общих правил относительно всего армянского сообщества различные группы армян стали прилагать усилия для получения отдельных привилегий. Так, в конце XVIII века Герла и Думбравени стали свободными королевскими городами. (…)