Смерть этноса - ослабление связей внутри народа, распад его системной целостности. Обычно доходит до примитивных проявлений - простые люди защищают свои дома, но им абсолютно все равно, что напали на его соседа, деревню или страну. Пример осады Козельска монголами, когда никто не пришел к городу на помощь, а соседние села даже помогали осаждавшим. По такому же принципу монголы захватывали остальные города. Ни одного сражения Русь не дала монголам после Калки. "Сражение" на реке Сить , по сути, была охота монголами за Великим князем. То же происходило в Прибалтике, где горстка немцев уничтожало князя Кукейноса, когда в нескольких километрах находились войска руского князя Герсики. То же происходило в Крыму, когда сельджуки напали на руского князя. И ни одна летопись по этому поводу даже не упомянула: мол наших бьют. В Прибалтике, в Крыму и везде руские были уже "не наши". При разгроме Чернигова монголами, городу не только не оказали помощь другие князья, но сын Ростислав, сын Михаила Черниговского продолжал военную кампанию против Даниила Галицкого. Это свидетельствует о том, что связи были разрушены не только между княжествами, но и внутри династий.
Обычно при этническом распаде появляются междоусобные конфликты, которые имеют специфику: увеличиваются количество армий сторон, уничтожаются общие для народа святыни и проявляется чрезмерная жестокость к побежденным. Такими проявлениями были разграбление Киева Андреем Боголюбским, а затем черниговским князем Изяславом Владимировичем, тотальный разгром Рязанской земли суздальцами и Липицкая битва 1212 г.
В мировоззрении любого народа особое место занимает столица. Несмотря на то, что Руского государства как целого в XIII веке не существовало, Киев должен был оставаться центром территории этноса. Но этого уже не было. О разгроме Киева суздальцами и черниговцами уже говорилось, но наступил, казалось бы удачный период для Киева - его Великим Князем стал Александр Ярославович "Невский". Князь отказался занимать престольный город, и даже не оставил в нем какого-нибудь родственника. По простому он бросил Киев за ненадобностью. Примерно также поступил с городом и Даниил Галицкий, который оставил в Киеве безродного наместника.
Несмотря на распад этноса, люди бывшего Руского государства продолжали называть себя русью, руськими людьми, русинами. Однако окрестными народами начинается фиксация других этнических групп: московиты (московцы), украинцы и литвины (беларусы). Особенно интересны немецкие балтийские хроники, когда на орденские и епископские города нападают войска руских княжеств. Вроде бы логично, что Орден ведет войну как с Полоцком, так и с Москвой. И все же они отличали две этнические группы "Reussen" и "Moskowiter"! Тоже самое происходило в Украине. Поляки рускими (ruski) называли только жителей Западной Украины, но в Поднепровье появился другой этноним "украинцы" или "украиные руские". Еще более серьезной заявкой был этноним "литвин". Причем "руские", говорившие на старобеларуском языке сами себя так называли. В XIII веке был выпущен трактат «Слово о погибели Русской земли». Достаточно интересный труд, где автор не только предполагает возможность «погибели» большого и сильного народа, но и уверен в том, что это в XIII в. произошло.
Все это говорит о том, что в середине XIII века единого руского этноса уже не существовало. Появление новых этносов (русские, украинцы и беларусы) пришлолся примерно в один и тот же исторический период, когда фиксируются названия "московиты", "украинцы" и "литвины" XIV-XV вв.
_________________ Vanitas vanitatum et omnia vanitas (Ecc.1:2)
|