Юстиниан писал(а):
И что это за письменность примитивная в которой нет больших букв?
Во-первых, в латинском алфавите, например, сначала тоже не было прописных букв, точнее, все буквы были прописными, а строчные разработали позднее. Латинская тоже примитивная? А в иврите различия на больших и маленьких букв нет до сих пор. Арамейская письменность тоже не имеет больших и маленьких букв, а ведь на ней написано Писание. Это тоже примитивные алфавиты?
Во-вторых, в грузинском сначала были и прописные и строчные. Прописной шла версия алфавита асомтаврули-мргловани, строчной использовали буквы алфавита нусхури-хуцури. Проблема в том, что ранних текстов (4-8 вв.) на пергаменте, или еще где, кроме камня, не сохранилось. Лапидарные надписи на камне были короткими и сокращенными, и выполнялись исключительно прописными буквами. Отсюда возникло мнение, будто асомтаврули-мргловани был первой версией и писали только прописными.
Самые ранние книги с имеющимися текстами относятся к 9 веку, и они на нусхури-хуцури, потому возникла теория, что нусхури-хуцури изобрели в 9 веке. Я полагаю, оба алфавита были с самого начала и их использовали всю вторую половину 1 тысячелетия. И если не царапали на камне, а писали на листах, то прописными употребляли асомтаврули-мргловани, а строчными нусхури-хуцури.
Вот образец текста из старинной рукописи, как видим, все строчные на нусхури-хуцури, и есть несколько букв асомтаврули-мргловани, это там, где начинались новые предложения -
https://www.georgianjournal.ge/images/georgianews/2019/April/Culture/nuskhuri_alphabet_1.pngНаконец, в 12 веке разработали мхедрули. Кроме того, что он значительно отличается от первых двух версий, в нем действительно нет различия на прописные и строчные буквы. Разве оно указывает на примитивность? Почему так сложилось, мне неведомо. Также как и неведомо, почему этого нет во многих других алфавитах.
Кстати, тут писали, что раннюю письменность грузинам подарили армяне, что доказательством тому служит тот факт, что армяне знают автора (Маштоц), а грузины не знают (в миф об авторстве Фарнаваза я тоже не верю и могу объяснить почему). В таком случае, у меня вопрос. Что насчет поздней письменности, насчет мхедрули? Грузины ведь и ее автора не знают, но и армяне никого назвать не сумеют. Так что, аргумент насчет знания и незнания автора, не безупречный.