Изменить размер шрифта


Начать новую темуНаписать комментарии Страница 9 из 11   [ Сообщений: 153 ]
На страницу Пред.  1 ... 6, 7, 8, 9, 10, 11  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Историческая наука на постсоветском пространстве: Кто о чем
СообщениеДобавлено: 14 фев 2017, 22:39 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 24648
Откуда: Армения, Ереван


В Украине пришли к выводу, что у запорожских казаков древнеегипетские корни и очевидная связь с фараонами.

Такого мнения придерживается украинский краевед Сергей Плачинда.

Плачинда обнаружил на древнеегипетском рельефе фигуру с косой и решил, что это изображение украинского казака, проанализировав семантику слова «коса». Слово «казак» происходит от слова «коса», уверен он.

«Кстати, идея поиска семантики слова „казак” — коса, сплетенные волосы — принадлежит выдающемуся украинисту-краеведу Сергею Плачинде, который рассмотрел на древнеегипетском рельефе фигуру с косой и первым догадался, что это изображение украинского казака», — сообщил Плачинда.

Само слово, досталось украинцам в наследство в процессе формирования в запорожском регионе нового самобытного этноса: украинца-казака, обладающего «рыцарскими достоинствами, ловкостью в работе, щедростью, смелостью, верой в бога, умением бесстрашно защищать Украину и для которого степь и воля — казацкая доля», — рассказал краевед.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Историческая наука на постсоветском пространстве: Кто о чем
СообщениеДобавлено: 14 дек 2017, 21:00 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 24648
Откуда: Армения, Ереван


Статус своих территорий в составе Российской империи учебники истории Азербайджана оценивают как «колониальный», а русских чиновников - как грабителей. Об этом пишет «Комсомольская правда» в статье "Как наша Россия выглядит в учебниках истории стран бывшего СССР", говоря об азербайджанском учебнике истории.

«Россия стремилась превратить Южный Кавказ, в том числе и Азербайджан, в источник прибыли, добиться господства на Каспийском море, превратив его во внутреннее море России. Природные богатства Азербайджана хорошо были известны русской науке. Не случайно, что правительство Екатерины II связывало присвоение указанных богатств с оккупацией этой страны», — говорится в учебнике. Однако название мифической страны не сообщается.

«В Азербайджане, в сравнении с соседними народами, национальный, религиозный и социальный гнет был еще более невыносимым. Все царские чиновники на Кавказе с жадностью присваивали народное добро, оскорбляли национальные чувства людей...», отмечается в учебник для общеобразовательной школы под руководством Т. Велиева.

Как отмечает "КП", армянские ученые проявляют в учебниках истории "более взвешенный подход", отмечая и прогрессивные стороны завоевания Россией Закавказья. С одной стороны, это «период колониализма», а с другой - «время расцвета национальной культуры».

Но в целом «на Армению смотрели как на колонию, делали из нее сырьевой источник и рынок сбыта товаров», пишется о царских временах.

К СССР, как отмечает "Комсомольская правда", в армянских учебниках претензий еще больше: «...Союз равноправных государств в составе СССР превратился в однородное централизованное государство, в котором не рассматривался национальный вопрос... Таким образом, для армянского народа и Армянской ССР нечестно и неверно решились территориальные вопросы, имевшие жизненно важное значение (Нагорный Карабах, Нахичевань)...», — говорится в учебнике истории под редакцией академика НАН В. Бархударяна

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Историческая наука на постсоветском пространстве: Кто о чем
СообщениеДобавлено: 14 дек 2017, 22:08 

Зарегистрирован: 29 авг 2017, 17:14
Сообщений: 197
А чё тут неправда?


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Историческая наука на постсоветском пространстве: Кто о чем
СообщениеДобавлено: 14 дек 2017, 22:23 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 24648
Откуда: Армения, Ереван
Уже Ваш вопрос хорош, ведь у азербаранов больше лжи, чем правды...

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Историческая наука на постсоветском пространстве: Кто о чем
СообщениеДобавлено: 14 дек 2017, 22:49 

Зарегистрирован: 29 авг 2017, 17:14
Сообщений: 197
Я на счёт наших учебников


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Историческая наука на постсоветском пространстве: Кто о чем
СообщениеДобавлено: 14 дек 2017, 23:56 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 24648
Откуда: Армения, Ереван
Там говорится про не существовавшее государство...

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Историческая наука на постсоветском пространстве: Кто о чем
СообщениеДобавлено: 24 дек 2017, 10:02 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 24648
Откуда: Армения, Ереван


«Комсомолка» полистала учебники истории бывших республик Советского Союза, чтобы узнать, что они пишут о времени, которое провели вместе с нами, в составе одной страны

26 лет назад, в декабре 1991-го, в Беловежской Пуще неожиданно для всего мира было объявлено, что огромная страна - СССР - прекращает свое существование. Хотя эту территорию веками собирали в единое государство из множества земель и народов. Накануне этой даты «Комсомолка» полистала учебники истории бывших республик Советского Союза, ставших независимыми. Что они пишут о времени, которое провели вместе с нами, в составе одной страны? Что вбивают в головы своим детям о нашем общем прошлом?

УКРАИНА

Из казаков делали «настоящих русских»

Нынешние украинские историки настаивают на «колониальном» статусе Украины в составе Российской империи. И, конечно, уже тогда «казацкая держава» в отличие от России была «европейской нацией».

«Уничтожение казацкой государственности и русификация вывели Украину из средоточия европейских наций, - пишут в школьных учебниках. - Российское правительство пыталось превратить украинцев в этническую массу без своих лидеров и исторической памяти... Петербург стремился сделать украинцев «настоящими русскими»... Чтобы в сознании наших предков Отчизна не воспринималась как что-то целостное и отдельное от России, бывшие украинские регионы получили названия: «Западная Россия», «Юго-Западная Россия», «Южная Россия», или «Новороссия». «Украина рассматривалась прежде всего как стратегический трамплин для продвижения России на Балканы и в Средиземноморье».

А о гибели СССР, оказывается, на Украине мечтали и партийные вожди.

«Все широкие массы украинского населения убедились в бесперспективности сохранения СССР». И не только «украинское диссидентство», но и «национально сознательную партноменклатуру и политически, и экономически тяготила советская имперская система».

«После подавления в республике заговора, организованного ГКЧП, медленные и противоречивые шаги республики на пути к суверенитету приобрели стремительный характер, появилась новая, самостийная украинская держава - Украина».

(А. К. Струкевич, И. М. Романюк, Т. П. Пирус - История Украины (XVI - XVIII вв.). Турченко Ф. Г., Панченко П. П., Тимченко С. М. - Новітня історія України.

Частина друга (1939 - 2001)

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Историческая наука на постсоветском пространстве: Кто о чем
СообщениеДобавлено: 24 дек 2017, 10:04 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 24648
Откуда: Армения, Ереван
ГРУЗИЯ

Взяли нас без боя

Вхождение в состав Российской империи грузинские учебники представляют как вероломство:

«Россия беспрепятственно добилась того, чего Турция и Иран не смогли добиться в ожесточенных боях. Она без всяких осложнений упразднила Картли-Кахетское царство». «Главным для этого периода является национальное движение грузинского народа против российского колониального господства».

СССР тоже, по мнению грузинских историков, «установил российский оккупационный режим»: «Советская власть всеми мерами пыталась принизить грузинское национальное самосознание и самобытность…»

Крушение СССР, как считают грузинские историки, началось со стран Восточной Европы. В Грузии вообще, как и на Украине, без Европы - никуда.

«С середины 80-х годов ХХ века все более очевидным становится кризис в странах соцлагеря… Реформы не дали результатов… Крушение социалистической системы в восточноевропейских странах способствовало ликвидации власти коммунистов в Советском Союзе и распаду советской державы».

(Учебник М. Вачнадзе, В. Гурули и М. Бахтадзе - История Грузии.)

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Историческая наука на постсоветском пространстве: Кто о чем
СообщениеДобавлено: 24 дек 2017, 10:06 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 24648
Откуда: Армения, Ереван
ЭСТОНИЯ

Взаимные набеги

Первые контакты с русскими описаны в эстонских учебниках как «взаимные грабительские набеги». Ну хотя бы так - ни вашим ни нашим. Но вхождение в состав Российской империи подается уже исключительно в негативе: «Для эстонцев это означало восстановление крепостничества... Но эстонцы, жившие компактно, русификации не поддавались».

А распад СССР преподносится как заранее предрешенный:

«У руководителей СССР не было ни новых идей, ни успехов, не было бескорыстных сторонников. Вопрос стоял так: когда именно умрет система и не станет ли ее смерть причиной большой войны».

(А. Мяэсалу, Т. Лукас, М. Лаур, Т. Таннберг - История Эстонии, часть II (с середины XIX века до 1997 года). Андрей Федоров - История XX века, часть 2.)

ЛАТВИЯ

Немцы пришли - грабили, поляки пришли - грабили


Вхождение в состав Российской империи оценивается латвийскими историками как «завоевание по имперским соображениям и исходя из агрессивных устремлений - для выхода к Балтийскому морю».

Правда, они не могут четко сказать, кто их больше «угнетал» - Россия, Германия, Швеция или Польша. Ведь эти земли переходили из рук в руки.

«Опустошительное вторжение в Ливонию русского царя Ивана Грозного принесло неслыханные бедствия латышскому народу. А поражение русского царя привело к усилению гнета латышских крестьян - как со стороны немецких помещиков, так и со стороны новых господ - из Речи Посполитой и Швеции», - пишется в латвийских учебниках.

Про 1917-й говорится так:

«Во время первой народной революции в России революционеры Латвии были одними из самых активных борцов против царской власти. Борясь против царя и немецких помещиков, латышский народ боролся также за свое национальное освобождение, против онемечивания и русификации».

А вот что читаем про войну СССР с фашистской Германией:

«Безжалостное обращение с населением коммунистов стало причиной того, что сначала немцев встречали как освободителей. Но уже в начале оккупации латыши утратили надежду на восстановление независимости государства».

«По итогам войны Латвия снова попала под советское оккупационное ярмо…»

Но самое удивительное - в Латвии жалуются на то, что СССР… поднял в республике промышленность.

«Вопреки возможностям и интересам республики необоснованно росла промышленность, ввозились рабочие и сырье со всего Советского Союза. Последствиями этой политики были загрязнение природы, нехватка жилья и продуктов питания...»

В общем, латышских школьников убеждают - советский строй был «оккупационным»:

«Распад СССР ознаменовался пробуждением латышского народа, падением тоталитарного оккупационного коммунистического режима. Народ, у которого на его родине была ограничена свобода, начал борьбу за свое существование».

(Курлович Г., Томашун А. - История Латвии для основной школы. Учебное пособие - И. Баумерт, Г. Курлович, А. Томашун. Учебник для средней школы - Kurlovics G., Tomasuns A.)

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Историческая наука на постсоветском пространстве: Кто о чем
СообщениеДобавлено: 24 дек 2017, 10:08 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 24648
Откуда: Армения, Ереван
АЗЕРБАЙДЖАН

«Гнет был невыносимым»


Статус своих территорий в составе Российской империи учебники истории Азербайджана оценивают как «колониальный», а русских чиновников - как грабителей:

«Россия стремилась превратить Южный Кавказ, в том числе и Азербайджан, в источник прибыли, добиться господства на Каспийском море, превратив его во внутреннее море России. Природные богатства Азербайджана хорошо были известны русской науке. Не случайно, что правительство Екатерины II связывало присвоение указанных богатств с оккупацией этой страны».

«В Азербайджане, в сравнении с соседними народами, национальный, религиозный и социальный гнет был еще более невыносимым. Все царские чиновники на Кавказе с жадностью присваивали народное добро, оскорбляли национальные чувства людей...»

СССР же, по мнению азербайджанских историков, рухнул из-за межнациональных конфликтов:

«…Советская империя в состоянии общего кризиса социализма восстановила против себя все демократические силы мира, разожгла межнациональные конфликты (поощряла армянскую агрессию), мусульманско-христианское противостояние и рухнула в результате борьбы народов за независимость».

(Учебник для общеобразовательной школы под руководством Т. Велиева.)

АРМЕНИЯ

Колония и расцвет


Армянские ученые проявляют в учебниках истории более взвешенный подход, отмечая и прогрессивные стороны завоевания Россией Закавказья. С одной стороны, это «период колониализма», а с другой - «время расцвета национальной культуры».

Но в целом «на Армению смотрели как на колонию, делали из нее сырьевой источник и рынок сбыта товаров», пишется о царских временах.

К СССР в армянских учебниках претензий еще больше:

«...Союз равноправных государств в составе СССР превратился в однородное централизованное государство, в котором не рассматривался национальный вопрос... Таким образом, для армянского народа и Армянской ССР нечестно и неверно решились территориальные вопросы, имевшие жизненно важное значение (Нагорный Карабах, Нахичевань)...»

(Учебник истории под редакцией академика НАН В. Бархударяна.)

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Историческая наука на постсоветском пространстве: Кто о чем
СообщениеДобавлено: 24 дек 2017, 10:10 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 24648
Откуда: Армения, Ереван
КИРГИЗИЯ

Сырьевая база с мизерными правами


Оказывается, Российская империя ждала, когда Киргизия сама «разрушится», чтобы сделать из нее колонию. Так учат школьников Кыргызстана.

«Не успев окрепнуть и утвердиться, кыргызское ханство разрушилось изнутри. Для царской России сложились благоприятные условия, чтобы присоединить кыргызские племена, - пишут в учебниках киргизские историки. - Колониальные власти всячески препятствовали созданию условий для развития кыргызского народа… Кыргызы не раз поднимали восстания против завоевательной политики русского царизма».

Не меньше, чем «русскому царизму», досталось в киргизских учебниках и ГКЧП, который хотел остановить распад СССР.

«В случае реализации своих планов путчисты немедленно ликвидировали бы все Декларации о суверенитете республик, в том числе и Кыргызстана, превратив его обратно в сырьевую базу с мизерными правами. Сама идея заговора и его последователей была направлена против демократических реформ, проводимых в республике».

(Краткая история Кыргызстана - А. С. Мырзакматова, О. Дж. Осмонов, К. С. Молдокасымов. Учебник для средней школы. М. К. Иманкулов.)

КАЗАХСТАН

Не было никакого «советского народа»


Учебники казахстанских историков обосновывают главный тезис: почему их страна - не Россия с ее «колониальной политикой».

«В XVIII - XIX веках казахский народ вел непрерывную борьбу за независимость против Джунгарского ханства, Цинской империи, а затем оказался лицом к лицу с Российской империей... Присоединение Казахстана к России происходило в течение 135 лет. В нем имели место и добровольное вхождение, и завоевание казахских земель... Многонациональный состав населения Казахстана сформировался в результате колониальной политики. Переселение представителей других национальностей в Казахстан началось в период царской власти и продолжалось в советское время».

А потом произошло «освобождение народа от экономического, политического гнета другого государства...»

И советский народ, по мнению казахских историков, вообще был мифом:

«В СССР считалось, что появилась новая общность людей - советский народ. О том, что этот тезис не имеет ничего общего с действительностью, говорит тот факт, что на его территории постоянно вспыхивали межнациональные конфликты... К декабрю 1991 года Казахстан уже стоял на пути перехода от советской системы к политическому устройству, основанному на приоритете демократических, человеческих ценностей».

(Байпаков К., Дикань М. - Рассказы по истории Казахстана. Койгельдиев М. К. и др. - История Казахстана.)

УЗБЕКИСТАН

Во всем виновны большевики и хлопок


В узбекских учебниках вхождение в Российскую империю описывается как многоходовая комбинация.

«Одной из причин захвата царской Россией Средней Азии стало прекращение ввоза в Европу американского хлопка… Возник кризис в текстильной промышленности. Надо было искать новые источники сырья. Все это ускорило наступление Российской империи на Среднюю Азию. Так Средняя Азия превратилась в фактор огромной политической и стратегической важности в международных отношениях...» Фактор огромной важности - звучит красиво. А что в итоге? «Широкая программа колонизации орошаемых районов с созданием 300 тысяч русских хозяйств».

Но советская власть оказалась еще хуже.

«Идеи большевиков были непонятны и не соответствовали истинным стремлениям коренного населения республики. Население не желало немедленно перейти к общенациональной форме собственности. Большевики попирали национальные нравственные ценности и традиции... И, если называть вещи своими именами, Узбекистан представлял собой полуколониальную страну...»

О распаде СССР узбекские историки говорят восторженно: «Осуществилась вековая мечта. Страна, наш народ освободились от политической зависимости, наши границы, закрытые более ста лет, открылись для всего мира. Мировое сообщество с открытой душой приняло Узбекистан».

(Р. Фармонов, А. Садыков - Всемирная история. Новая история. XVII - XIX вв. Г. Хидоятов, В. В. Костецкий - История Узбекистана (вторая половина XIX - начало XX вв.) К. Усманов, М. Садиков - История Узбекистана (1917 - 1991).)

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Историческая наука на постсоветском пространстве: Кто о чем
СообщениеДобавлено: 24 дек 2017, 10:11 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 24648
Откуда: Армения, Ереван
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Алексей МАРТЫНОВ, директор Международного института новейших государств:

Думали: отделятся - и сразу разбогатеют


- На самом деле все эти учебники истории для бывших советских республик написаны если не одними людьми, то по одному и тому же заказу на одни и те же деньги. В 90-х годах практически везде на постсоветском пространстве появились отделения фонда Сороса. И начали подбирать нужных людей, готовых фальсифицировать историю. Товарищ Сорос с удовольствием и щедро это оплачивал. Старшее поколение еще помнит, как жилось в единой стране на самом деле. А вот молодежь воспитывается уже на этих «учебниках ненависти». Плоды этого мы особенно ярко видим на Украине, в Прибалтике. Речь о прямом внешнем идеологическом вмешательстве.

Семенам Сороса помогали взрасти и многие руководители бывших союзных республик. Они думали тогда о своей личной власти, о том, как выйти из-под опеки Москвы. И внушали своим народам, что именно они кормят и одевают весь остальной Союз. А в остальных республиках - нахлебники. Стоит только отделиться от них - и жизнь станет богатой.

Спустя четверть века можно подвести итоги. Ни одна из бывших советских республик не достигла уровня развития 1991 года. Никто не смог даже приблизиться к нему.

Но подобные учебники продолжают писать уже для того, чтобы оправдать свое независимое от Москвы существование. Уверять людей, что в Российской империи и в СССР жилось еще хуже.

Все эти потуги со стороны смотрятся смешно. Но внутри республик, где другие точки зрения часто просто запрещены, люди, даже не догадываясь об этом, живут с перевернутым историческим сознанием. С перевернутыми фактами.

Посмотрите, даже то, что Россия выстроила на национальных окраинах промышленность и сельское хозяйство, они пытаются подать как большую беду. А все потому, что сами, без России, так и не смогли ничего построить своего. И то, что досталось в наследство от СССР, не смогли содержать, распродали или забросили. Ни одна из бывших советских республик не признается, что именно Россия, часто за счет собственного населения, кормила окраины, строила там заводы, больницы, железные дороги, электростанции, ощущая все эти земли и народы своей органичной частью, радея за них, неся за них историческую ответственность.

Но я почему-то убежден, что постсоветское пространство соберется опять вокруг России. Элиты, выращенные на ненависти к Москве ради отделения от нее, сменятся. Придут прагматичные поколения. И быстро поймут, что без союза с Россией их странам богато не жить. Или даже не выжить.

Этот новый союз, возможно, не будет такой же единой страной, как Российская империя или СССР. Скорее будет союз экономический, союз безопасности. Но от этого никуда не уйти.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Историческая наука на постсоветском пространстве: Кто о чем
СообщениеДобавлено: 10 фев 2018, 20:34 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 24648
Откуда: Армения, Ереван


Слова Ильхама Алиева, что Ереван является «исторически азербайджанской землей», интересны не только тем, что с научной точки зрения являются полной чушью. Главное другое – подобная маргинальная историография и мифология приводят порою к настоящим войнам, и в истории много тому примеров. В том числе на пространстве бывшего СССР.

Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что его страна должна «не забывать о своих исторических землях» и вернуть Ереван. «Это должно стать направлением нашей будущей деятельности, как и сейчас мы работаем в этом направлении. Нашими историческими землями являются Иреванское ханство, Зангезур, Гейче (Зангезур – это Сюникская, то есть восточная и северо-восточная область Армении, а Гейче – это озеро Севан – прим. ВЗГЛЯД)», – передает его слова Haqqin.az.

Он заявил, что это «должен знать весь мир». Сейчас, отметил Алиев, в Азербайджане пишутся «солидные научные работы, снимаются фильмы, организовываются выставки» о связи Азербайджана с его историческими землями. «В предстоящие годы мы должны быть более активными в этом вопросе и проводить в различных регионах мира презентации и выставки. Потому что Ереван – это наша историческая земля, и мы, азербайджанцы, должны вернуться на эти земли», – подчеркнул Алиев. По его словам, именно это является политической и стратегической целью Баку, к которой власти страны должны поэтапно приближаться.

Эти заявления президент Азербайджана сделал в Баку на VI съезде правящей партии «Йени Азербайджан» («Новый Азербайджан»), выдвинувшей его кандидатом на четвертый президентский срок.

В Ереване эти заявления вызвали закономерно резкую реакцию. МИД Армении обвинил руководство Азербайджана в расизме. «Заявления президента Азербайджана, государства, появившегося на политической карте мира лишь 100 лет назад, о территориальных претензиях к Армении... в очередной раз демонстрируют всю расистскую сущность правящего режима Баку», – сказал пресс-секретарь МИД Армении Тигран Балаян. А вице-спикер парламента Армении, пресс-секретарь правящей Республиканской партии Эдуард Шармазанов заявил: «В XXI веке президент одной страны выступает с территориальными претензиями в отношении другой страны». «Вместо того, чтобы выступать с подобными заявлениями, Алиев мог бы ознакомиться со словами своего отца (бывшего президента Азербайджана Гейдара Алиева – прим. ВЗГЛЯД) о том, что азербайджанцы с турками – одна нация, два государства, – сказал Шармазанов. – Откройте все энциклопедии, посмотрите, откуда пришли тюркские племена – из Средней Азии и Алтая. А что такое историческая Армения? На востоке до границы стыка рек Аракс и Карс – историческая Армения».

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Историческая наука на постсоветском пространстве: Кто о чем
СообщениеДобавлено: 10 фев 2018, 20:36 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 24648
Откуда: Армения, Ереван
Понятно, что такое громкое заявление сделано Ильхамом Алиевым в преддверии президентских выборов в Азербайджане, назначенных на апрель текущего года.

В целом оно не слишком далеко ушло от привычной для всего Закавказья риторики «кухонной историографии», которую практически все действующие в регионе силы используют в своих целях уже несколько десятилетий, а то и заметно дольше.

С практической точки зрения это, конечно же, заявление исключительно для внутреннего пользования. Ни к каким практическим последствиям в ближайшем будущем слова Ильхама Алиева не приведут. Обострения конфликта в Нагорном Карабахе или вокруг него ждать не следует. Но столь громкое формулирование таких амбициозных военно-политических задач первым лицом страны все же достойно рассмотрения.

«Кухонная историография» – ненаучные попытки либо искусственно «удлинить» свою историю, либо «прирезать» себе территории, прошлое влияние и придумать некие «знаковые» (обычно очень доблестные, мужественные и добронравственные) черты национального характера – была всегда и будет вечно. Страдают этим многие народы, в том числе и «старые» (вспомним Велесову книгу, «новое летосчисление» Фоменко и Аркаим впридачу), но особенно те, у которых не было сложившейся исторической школы и массового образования советского типа. Отсутствие фундаментальных знаний подменяется массовой культурой и этногенетическими мифами.

Так, некоторые очень нервные народы российского Северного Кавказа искренне убеждены в том, что они прямые потомки то ли шумеров, то ли вавилонян напополам с аланами и готами.

И это, с их точки зрения, хорошо и полезно в быту. Напрямую это никак на современной жизни не сказывается, но порождает нездоровые иллюзии о своем месте в истории, ксенофобию и бытовой расизм. На практике, увы, очень часто – и мы это наблюдаем со второй половины 80-х годов – такие, казалось бы, чисто маргинальные рассуждения очень небольшого числа недоучек приводили к вполне горячим войнам и трансформации бытового поведения, а также ксенофобскому отношению к другим народам. Ибо глупость – такой же источник человеческих бед и несчастий, как и злая воля.

Но если у вайнахов фундаментальная наука отсутствовала и отсутствует как класс, то в Азербайджане с советских времен есть Академия наук. В историческом антагонисте – Армении – бытовал в советское время анекдот. Армянское радио потребовало создания в АрмССР министерства морского флота. «Зачем? – удивились в Москве. – У вас же моря нет». Ну, есть же в Азербайджане министерство культуры и Академия наук, ответило армянское радио. Это, конечно, обратный случай культурного снобизма, но тоже очень характерный. Армянам этот снобизм также прививался десятилетиями: мы самые древние (даже в общесоветских русскоязычных школьных учебниках истории раздел «История СССР» начинался с Урарту как самого древнего государства на территории Союза, и с этим вроде как и не поспоришь), мы первыми в мире приняли христианство как государственную религию и мы единственная в мире нация, которая поставила памятник своим буквам. Это не совсем так (памятник алфавиту и языку есть еще в Южной Африке – буры сами себе поставили, чтобы англичан троллить), но звучит очень красиво.

И в Чечне, и в Ингушетии продуцированием этногенетических и исторических мифов заняты в основном люди совсем уж маргинальные. Но в Баку на эту борьбу мобилизованы академические ученые и целые научные институты – тут Ильхам Алиев сказал абсолютную правду. И если Рамзан Кадыров своих местных «мыслителей» одергивает, когда они совсем уж заговариваются, то в Баку организация научных работ, выставок и фильмов – целая пропагандистская система, на которую не жалеют ни денег, ни иных средств, ни связей.

В соседней Грузии такая «историческая», «этнографическая» и «лингвистическая» научная работа поощрялась все советское время. И громыхнуло в конце 80-х, когда лозунг «Сакартвело картвелебиствис!» – «Грузия для грузин!» – не только стал государственной идеей при президенте Звиаде Гамсахурдии, но и широко укоренился в массах, упав на подготовленную местным школьным образованием почву.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Историческая наука на постсоветском пространстве: Кто о чем
СообщениеДобавлено: 10 фев 2018, 20:38 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 24648
Откуда: Армения, Ереван
В Азербайджане стали наверстывать упущенное уже в постсоветское время, когда после унизительного военного поражения потребовалось формировать государствообразующие и реваншистские идеи и символы. Пройдя через заигрывание с древней Кавказской Албанией и этими самыми древними албанами, которые, видимо, все-таки были не тюрки, а протоиранцы, азербайджанская историография принялась просто брать историю с потолка. Или немного ее зачищать и править, что и случилось, например, сейчас с Иреванским ханством и Зангезуром.

Спорить с кухонной исторической и этногенетической мифологией бесполезно. В конце 80-х и начале 90-х серьезные академические ученые еще искренне пытались затевать как бы научные дискуссии в ответ на очередное «открытие местных ученых», но всех ждало разочарование. Мифы создаются не для того, чтобы их подтверждали или опровергали фактами.

А масштаб информационного вброса может быть гигантским. В той же Ингушетии в конце 80-х выходило в месяц до десятка брошюр с разнообразными безграмотными интерпретациями истории. Например, был такой древнешумерский город-государство Лагаш (сейчас это развалины в Ираке невдалеке от Басры). В нем, как везде у шумеров, были храмы-зиккураты ступенчатой постройки. Так – ступеньками – строить удобней было на тогдашнем уровне примитивных строительных технологий. По-ингушски лагIаш значит во множественном числе «ступени». Все, приплыли: ингуши, следовательно, прямые потомки шумеров.

Есть и относительно безобидные случаи. Например, совсем недавно оформившийся в Кабарде культ царицы Марии Темрюковны – кабардинской принцессы, второй жены Ивана Грозного. Теперь это величайший деятель в истории кабардинского народа. Ей поставлен в центре Нальчика у театра памятник, внешне и размерами подозрительно похожий на памятник Екатерине Великой в Питере. И ни слова о том, что принцесса оказывала на русского царя исключительно отрицательное влияние, участвовала лично и со своей понаехавшей в Москву родней в погромах, пытках и казнях и до конца жизни так и не научилась говорить по-русски.

Или бесконечная героизация древних алан, несмотря на полное отсутствие письменных тому подтверждений. Постройка в Магасе так называемых Аланских ворот – сомнительных достоинств арки непонятной функциональности – привела к новому всплеску осетино-ингушского противостояния, хотя и в интернете. Но в этом регионе от интернет-хайпа до стрельбы промежуток небольшой.

Про Украину мы тут тактично умолчим. Мы все-таки не врачи, а изучение стратегии и тактики укро-персидских войн времен Гомера и Дария требует изучения уже не истории, а химии. Препараты, которые принимают люди, все это во Львове придумывающие, могут представлять собой действительно научную ценность.

Но тот романтический период, когда сотнями публиковались псевдонаучные изыскания на тему «кто тут самый древний, самый умный и был тысячу лет назад самый сильный», все-таки прошел. Сейчас в большинстве своем кухонная историография и лингвистика уже удел маргиналов. Но в Азербайджане все это превратилось в мощный пропагандистский инструмент. В несколько уменьшенном виде нечто подобное происходит в ряде среднеазиатских республик.

И то, что сейчас Ильхам Алиев говорит с трибуны партийного съезда, через пару лет наверняка воплотится в «солидные научные труды, презентации, выставки и фильмы». И в целом это очень печально. Еще не было в мировой истории случая, чтобы подобное массированное использование кухонных исторических мифов породило что-то хорошее.

Перед Второй мировой войной, например, в Югославии, тогда Королевстве сербов, хорватов и словенцев, с помощью нескольких «просветительских» обществ среди хорватов распространялась идея о не славянском происхождении народа, а некоем древнеиранском (опять аланы!) племени horovati, которое просто случайно перешло на славянский язык. Это Гитлеру очень понравилось и было одним из аргументов при создании марионеточного хорватского государства со всеми известными последствиями. Вроде как не унтерменши в союзниках, а свои, братья-арийцы.

Так что маргинальная историография далеко не так безобидна, как могут подумать люди с нормальным советским школьным образованием. Все может быть очень плохо.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую темуНаписать комментарии Страница 9 из 11   [ Сообщений: 153 ]
На страницу Пред.  1 ... 6, 7, 8, 9, 10, 11  След.



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
610nm Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net

Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB