В последнее десятилетие на постсоветском пространстве стали очень популярны разного рода псевдонаучные и околонаучные расовые теории - у каждого народа свои. В этих теориях рассказывается о величественной древнейшей истории данного народа, его особенном происхождении, особенностях его расы, о его великих предках и их величайших достижениях.
Сотни опубликованных книг красочно и складно повествуют читателю о древних цивилизациях, о происхождении народов, богах, высших и низших расах, и конечно же о его народе, находящемся в эпицентре этих процессов, и давшем миру очень многое. Шумеры, атланты, гипербореи, инопланетяне, фараоны, лемурийцы, арии – эти и многие другие термины на слуху у националистично настроенных патриотов в интернете, в художественно-пропагандистской литературе, а порой и на телевидении.
Эти рассказы о расовом происхождении складно стыкуются и с историческим романтизмом - идеализацией и художественной подачей своего далекого прошлого (будь то современные картинки древних ариев, или наспех сколоченные мифы и легенды), и с популярным ныне на всем постсоветском пространстве национализмом.
Популярности подобных теорий способствует особенность нашего времени - доступ к развитым информационным коммуникациям, а так же отсутствие фильтрации публикуемых материалов на предмет их авторитетности и научности. Как результат, - в социальных сетях ситуация сегодня такова, что практически в каждом сообществе обязательно увидишь пару тройку «золотокудрых ариев», со свастиками и собранными ими по всей сети фотографиями белокурых детишек.
На первый взгляд, этот исторический романтизм и нарциссический национализм выглядят как безобидная причуда. Однако, при приближении, выпирают некоторые аспекты этого причудливого движения: высокая политизированность этих сообществ; за увлеченными юношами-студентами проглядывается интерес взрослых людей имеющих соответствующую биографию; взаимные обвинения представителей различных подобных течений в работе со спецслужбами. Все это происходит на фоне ощутимой организованной работы: многочисленные публикации, видео-фильмы, качественно отпечатанная художественная литература, складно-сложенные агитационные материалы.
Перечисленное вынуждает рассмотреть подробнее некоторые особенности подобных течений: откуда они возникают, в чем их привлекательность, к каким они ведут последствиям, и кто в этом может быть заинтересован.
Где создаются или «дорабатываются» и распространяются эти идеологии
Для начала рассмотрим происхождение этих идеологий – таких разнообразно адаптированных под каждый народ, но в тоже время очень похожих.
Сегодня уже не удивляют такие словосочетания, как «Социокультурное конструирование этнической идентичности», «демонтаж народа», «война за историческую мифологию», «создание национальных героев» и т.п. В публичных изданиях открыто пишут о методах влияния на массы, о создании политических и исторических мифов, направленных в прошлое и будущее, о символизме и т.п.
Такая открытость неудивительна – современное общество образовано и живет в мире доступных информационных коммуникаций. Процессы, о которых общество еще в начале 20 века даже не подозревало (например, конструирование «социалистических наций» по указанию верховной власти СССР), сегодня уже не являются секретом и имеют свое доступное описание.
Сегодня не является секретом, что аналитические центры развитых стран имеют научные исследования - изучают социум и психологию человека, открыто пишут о методах влияния на массы, изучают методику создания политических и исторических мифов, направленных в прошлое и будущее. Исследуют разного рода идеологии – то, как создаются идеологии, какие имеют особенности, и как влияют на массы.
Идеологическая продукция таких центров, применялась и в начале 20 века, и тем более совершенствуется и используется сегодня.
Не являются исключением и «расово-романтические теории», которые либо подхвачены и обработаны этими центрами, либо изначально выращены в них.
Чем «ведущий» отличается от «ведомого»
Когда речь идет о манипулировании, в данном случае - управлением сообществами людей в политических интересах, то возникает вопрос: какими качествами обладает «ведущий» - манипулятор, и объект его манипуляций – «ведомый».
Выше мы писали об институтах, и центрах создания идеологий в развитых странах.
Страны с развитой государственностью имеют: свою национальную идею и реализующие ее национальные проекты, качественную аналитическую базу, позволяющую этим странам ориентироваться в историческом процессе (а может быть и направлять его).
Политический ресурс развитых стран, в том числе и продукт деятельности их аналитических центров, направлен на реализацию своего видения мировой или региональной системы.
Такие силы знают чего хотят, имеют качественную интеллектуальную базу, ставят перед собой задачи для достижения своих целей, предваряя их в жизнь, меняют мир вокруг.
Объектом воздействия являются основы современного мира: финансовая система, структура экономики, высокие технологии (в науке, военном деле, экономике и медицине), типы правления принятые в странах, структура общества (какими должны быть связи и отношения в обществе, уровень его религиозности, вид системы образования, типы социальных стимулов, степень традиционных убеждений и свободы сексуальных связей), политические процессы (например, создание политических союзов или противоречий) и т.д. и т.п.
Среди инструментов для реализации этих задач и подзадач находят свое место и методы информационного воздействия - внедрение в массы тех или иных идеологических моделей (или целых комплексов взаимодействующих друг с другом идеологий) – для внедрения как внутри своей страны, так и для экспорта в другие страны.
Итак, страны с развитой государственностью имеют свою национальную идею, воздействуют на основы современного мира, и среди многих прочих методов используют и популяризацию разных идеологий, в том числе и «расово-романтические идеологии».
Неразвитые страны наоборот – не имеют своей национальной идеи, и ресурсов для анализа и ее продвижения, а «расово-романтические идеологии» в них претендуют на пустующее место национальной идеи. То что создается развитые странами как метод достижения цели, в неразвитых странах подхватывается и претендует на национальную идею.
А в странах с неразвитой государственностью, люди увлекаются и идут за созданными для них идеологиями – о свойствах и происхождении которых они не имеют представления.