Изменить размер шрифта


Начать новую темуНаписать комментарии Страница 1 из 3   [ Сообщений: 33 ]
На страницу 1, 2, 3  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: История Тпхиса: Старый и добрый город...
СообщениеДобавлено: 29 сен 2012, 10:21 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 24415
Откуда: Армения, Ереван
Старый Тифлис
Грузинская статья об армянах Тифлиса


«Почти все мэры Тбилиси были армянами» -

Под таким заголовком было напечатано интервью историка Левана Тактакишвили в тбилисском журнале «Тбилиселеби» (Тбилисцы), N31. Редколлегия «Нораванка» решила привести текст интервью без редактирования, снабдив его комментарием эксперта фонда Т.Варданян.

Почти все мэры Тбилиси были армянами
Опубликованное в нашем журнале письмо с заглавием: «Как армяне построили Тбилиси», вызвало большое волнение, а так как нашей целью не было раздражение нашего читателя и тем более распространение дезинформации, мы решили распространить выше упомянутую тему, во-первых, для того, чтобы лучше понять недавнее прошлое нашего города и, что самое главное, полезно использовать исторический опыт во избежание возможных ошибок.

Заместитель директора национальной библиотеки по фондам и переработкам Леван Тактакишвили, несмотря на то, что это не входит в его компетенцию, владеет информацией о прошлом столицы и о правилах ее управления. Как оказалось, пост мэра города и опыт его избрания не являются новостью для Тбилиси (этот пост раньше занимал глава города, или моурав). Еще в те времена, когда Тбилиси был российской губернией, в столице существовал избранный городом совет, называемый городской администрацией, который в свою очередь избирал мэра города. По словам Левана Тактакишвили, Тбилиси помнит не одного мэра, которые преданно служили своему городу и, как не удивительно, в большинстве своем были этническими армянами.

- С какого века в истории Тбилиси появляется глава города?

- С начала 19 века, но тогда его назначала царская власть России. Первый глава Тбилиси носил фамилию Измиров и был назначен в 1876 году. Хотя с 1876 года главу города избирали и первым избранным мэром был Дмитрий Кипиани. Интересно, что главу города избирал городской совет, тогда его называли администрацией. Многие считают, что единственным грузином среди глав города был Дмитрий Кипиани, что неверно, так как в 1905-1910 гг. избрали Васила Черкезова (Черкезишвили) и он был настолько хорошим главой города, что его имя вошло в историю – в Тбилиси даже существует улица с его именем. Окончание фамилий не должно вводить нас в заблуждение, так как в те времена, несмотря на происхождение, фамилии всех жителей оканчивались на «ов».

- Почему абсолютное большинство городских глав были армяне?

- Этому факту не надо удивляться, ведь тогда большинство жителей Тбилиси были армяне. В «Дроеба» от 29 ноября 1874 года опубликовано письмо Серго Месхи, в котором написано: «Насколько бы истинные грузины не обижались, все же должны признать, что некогда престольный город грузин Тбилиси стал сегодня собственностью армян. Половину населения сегодняшнего Тбилиси составляют армяне. Торговля в их руках. Городская земля принадлежит им. Почти все дома, построенные на этих землях, принадлежат армянам. Лишь немного мегрелов и имерелов можно было встретить среди должностных лиц или мелких торговцев, основная часть торговли принадлежала армянам.

Те, кто хотел стать депутатом городского управления, заявляли о своем желании, а потом жители выбирали среди них хмоснеби, которые делились на три класса. При этом национальная принадлежность не имела значения, все решали деньги. Депутатом мог стать лишь тот, кто имел имущество и платил налоги за это имущество. Это имущество обязательно должно было быть зарегистрировано. Самое большое имущество имели хмоснеби первого класса, именно они и принимали решения, так как составляли большую часть городского правления. Остальную часть правления составляли хмоснеби 2-го и 3-го классов. Тот, кто не имел имущества, не мог стать депутатом. Депутатом не могли стать только евреи, так как не имели права голоса, но так было не только в Грузии, но и в других губерниях.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: История Тпхиса: Старый и добрый город...
СообщениеДобавлено: 29 сен 2012, 10:22 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 24415
Откуда: Армения, Ереван
- И это было требованием российского царя?

- Да. В городском управлении грузины и русские составляли меньшинство, так как грузины или имели имущество и не были заинтересованы в его регистрации, или же их не интересовало избрание в городское управление. Одним словом, большинство Хмоснебов в Тбилиси были армяне, которые, конечно же, избирали главой города армянина. Исключением был Дмитрий Кипиани: во время его выборов в 1876 году в управлении было 72 депутата. Из них на заседании присутствовали 64 депутата, которые в основном были армянами. Дмитри Кипиани получил 36 «тетри» (за) и 28 «шави» (против). Тогда его соперником был Еремия Арцруни, армянин по национальности, который получил 35 «тетри» и 29 «шави». Представьте, один голос решил все. Интересно было то, что среди имеющих право голоса был и сын Еремии Арцруни – Григор, который проголосовал не за своего отца, а за Дмитрия и это было логично: Григор Арцруни, несмотря на то, что он был сыном своего отца, не поддержал его. Он поддерживал небогатых армян, которые представляли второй и третий классы хмоснебов. Эти армяне не любили городского главу и не поддерживали его, так как его избирали хмоснеби первого класса и поэтому глава выполнял их желания. А хмоснеби первого класса имели узко буржуазные интересы и, в отличие от хмоснебов второго и третьего классов, они уделяли мало внимания национальным интересам. Хмоснеби первого класса имели европейскую ориентацию и говорили, что Тбилиси должен быть европейским городом. Поэтому они не инвестировали издание армянской газеты и не финансировали армянские школы. Сын Еремии Арцруни Григор говорил, что они должны поддержать армянское просвещение, публиковал армянскую газету, помогал армянским школам. Кроме этого, армян низкого класса поддерживала Григоранская церковь. Они имели в Тбилиси большую церковь, которую разрушили в 1937 году. Состоятельные же армяне лоббировали свои деньги, строили в Тбилиси европейские дома, чистили город. Конечно же, и они имели национальные интересы, но особый шовинизм был характерен для второго и третьего классов, именно поэтому Григор поддержал не своего отца, а Дмитрия Кипиани.

- Почему? Он думал, что Дмитрий позаботится об интересах низшего класса?

- Дмитрий Кипиани, стоял, конечно же, на позициях грузинского национализма, но армянам тогда именно это и было нужно. Все его союзники, кроме Зубалова, были армянами. Дмитрий Кипиани был главой города в 1876-1879 гг. и многое сделал для грузин. Именно он основал общество распространения чтения и письма. Кстати, Дмитрий Кипиани привел на работу в управление двух очень интересных людей – Матинова и Измаилова, которые думали о городе и так хорошо работали, что после Дмитрия Кипиани были избраны главами города. К примеру, во времена Матинова началась постройка нынешнего здания мэрии, Веринского рынка, водоканала города, постройка которого завершилась в течение года, он увеличил количество фонарей в городе от 825 до 1 575 (тогда фонари имели такое же значение как сегодня асфальтное покрытие), построил мосты... Матинов увеличил финансирование образования от 18 000 до 65 000 рублей, и не подумайте, что это касалось только армянских школ. Кстати, именно Матинов потребовал строительства Кавказского университета. Я не хочу рекламировать Матинова, но он очень многое сделал для города: рядом с собой поставил таких бизнесменов, как Питоев, про которого сегодня никто ничего не знает. Именно дом Питоева является нынешним зданием театра Руставели. Матинов построил театры и ставил в них не армянские представления, а приглашал театральные труппы из Европы. Матинов построил также здание оперного театра. Хотя Матинов и был армянином по национальности, он поддерживал развитие и основание Тбилиси как европейского города. Хотя и не исключено, что он втайне поддерживал и армянские дела, но он этого не афишировал.

- Что же делали в это время грузины? Смотрели, как строился «армянский город» в Тбилиси?

- Одна часть старого Тбилиси – территория, прилегающая к Анчисхати,принадлежала грузинам, в частности Орбелиани. Они хорошо проводили время, пировали. В конце концов, как пишет Григол Орбелиани, армяне отняли у них все, и Орбелиани переехали в деревню. В тот период грузин в основном интересовали районы Грузии. К примеру, если пролистать тогдашние газеты «Иверия», «Дроеба» и «Цнобис пурцели», почти невозможно найти данные о городских главах или городском самоуправлении. Грузины уже свыклись с тем, что потеряли Тбилиси. Хотя потом, в 1921 году, мы действительно вернули Тбилиси, и он вновь стал грузинским городом.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: История Тпхиса: Старый и добрый город...
СообщениеДобавлено: 29 сен 2012, 10:23 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 24415
Откуда: Армения, Ереван
- В какой период Тбилиси не был грузинским городом?

- С 1840 по 1917-1918-ые года, хотя и после признания Грузии независимым государством Тбилиси оставался армянским городом. Что же важней всего, грузины не выгоняли отсюда армян, они сами отсюда убежали, так как имели деньги и хотели их спасти. Между прочим, они эти деньги привезли не в Ереван, а в Париж, в Европу. Все хмоснеби первого класса переехали в Европу.

- Почему же они не уподобляли Ереван европейскому городу?

- Ереван был провинциальным, замкнутым городом, где не было ни одного красивого дома. Кстати, армяне тогда в Ереване не составляли большинство населения: там жили люди разных национальностей. Главной ошибкой армян было то, что они разделились на две части – на националистов, которых поддерживала армянская церковь и армян первого класса, которые думали о европеизации. Знаете, каков был результат всего этого? Уже было сказано, что Григор Арцрунский не проголосовал за своего отца, но потом Хмоснеби первого класса не поддержали его самого, прекратилась публикация его газеты «Мшак». Григор взял займ (кредит) в грузинском помещичьем банке, который возглавлял Илья Чавчавадзе. Он думал, что банк обанкротится, но произошло обратное: не банк, а Григорий обанкротился, обнищал. Илья написал ему, что если Григор не заплатит долг банку, то ему придется продать с общественного аукциона все свое имущество и родовое кладбище. Все именно так и случилось. Территория кладбища составляла нынешнюю территорию универмага «Тбилиси» и государственной канцелярии. Там были захоронены предки Григора, которые уехали из Армении в 1801 году. Что же должен был сделать Григор? Он выкопал останки своих предков и перезахоронил их на общем кладбище. Армяне не смогли сплотиться: они разбежались кто куда. Итак, армянские фамилии глав города не означали их армянской ориентации. Хотя было несколько городских глав, которые были ужасными для города. Они всячески унижали грузин. Их выбирали хмоснеби второй и третьей категории. Вместе с этим следует отметить, что грузины и русские вместе выступали против армян. Грузины знали, что лишь в союзе с русскими они смогут справиться с армянами. Они выступали против хмоснеби второй и третьей категории, так как хмоснеби первой категории не интересовали ни грузинские, ни армянские проблемы.

На месте политиков я заглянул бы в эту историю, исследовал бы, как был избран Дмитрий Кипиани. В одной из программ принесли даже его фото, что значит то, что они дошли до Дмитрия, но потом они не изучили процесс его избрания, то есть то, что его избрало Сакребуло, а не простой народ. Но это ясно и последовательно нигде не указанно и требует конкретного изучения. Но не думайте, что только хмоснеби второго и третьего классов боролись против грузин, хмоснеби первой категории также иногда ошибались. К примеру, когда скончался Григол Орбелиани, городская гамгеоба не послала ни одного венка на похороны и ни один хмосани не пошел туда. Тбилиси был для них армянским городом, и они даже смеялись, когда грузины называли город грузинским. Между прочим, Фуникулер также построен на армянские деньги. Они делали это ради своего удовольствия.

- Откуда имели деньги армяне хмосани первой категории?

- Армяне деньги зарабатывали не в Тбилиси. Для хмоснеби первого класса основным бизнесом была бакинская нефть. Хмоснеби армяне второго и третьего классов старались сблизиться с грузинскими дворянами, но армяне хмосани первой категории даже не подходили к грузинским женщинам. Они приводили в жены самых красивых русских женщин из России. Случилось так, что дочь Тамамшева, хмосани армянина первой категории, Екатерина влюбилась в грузинского эристава, во внука сестры Григола Орбелиана, сына сестры Николоза Бараташвили. Екатерина была единственной дочерью своего отца, и все имущество отца принадлежало ей. Армяне сошли с ума от этой новости, они не хотели, чтобы деньги Тамамшева попали бы в руки грузина и придумали, будто бы этот эристав был неполноценным как мужчина. Григол Орбелиани специально пригласил врачей, дабы те осмотрели внука его сестры и официально опровергли всякие сомнения о его здоровье. В конце концов, они поженились и очень любили друг друга. Екатерина Тамамшева после смерти мужа вложила 30 000 рублей в издание полного сборника сочинений Николоза Бараташвили. Грузины проели эти деньги, и лишь в 1922 году, уже в период коммунистов, Самсон Пирцхалава из оставшихся денег все же издал эту книгу. Труд и старания Екатерины Тамамшевой были оценены грузинами, и они выбрали ее уважаемым гостем общества по распространению и развитию чтения и письма. Она скончалась в 30-ые годы прошлого века в довольно преклонном возрасте в Тбилиси. У грузин был Зубалашвили, который построил здание нынешнего театра им. Марджанишвили. Этот дом обокрали. Сын Зубалашвили вспоминает, что когда его отец бежал из Грузии, там какой-то грузин обокрал его дом, поэтому Зубалашвили передал все свое имущество одному из музеев Франции, хотя и хотел оставить свои деньги Грузии. Наша победа в том, что для богатых армян советское правление было неприемлемо и они, дабы спасти свои деньги, убежали в зарубежье. Русские же поселили на их месте грузин, живущих в горах. Как видите, судьба все же была благосклонна к нам, и Тбилиси вновь стал грузинским городом. Хотя нельзя забыть и тех людей, которые довольно-таки многое сделали для этого города.

«Тбилиселеби», N31.
Перевод Нино Хачидзе

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армяне России: В гостях у братьев своих...
СообщениеДобавлено: 24 мар 2014, 22:38 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 июл 2013, 14:19
Сообщений: 8908
Цитата:
Я помню что сказал про Лоре но это был ответ тебе мол Тбилиси армянский город и всё такое а что будет Грузия не ваша дело говорю же сидите тихо и не кусайтесь так как даже ушепнуть не получится :mrgreen: а проблем отхватите уймо :mrgreen:


Я говорил, что Тбилиси был армянским городом, говорил так же, что в Грузии жило много армян и грузины много чем обязаны армянам, но армяне тоже чем-то обязаны грузинам. Так что
Цитата:
сидите тихо и не кусайтесь так как даже ушепнуть не получится :mrgreen: а проблем отхватите уймо :mrgreen:


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армяне России: В гостях у братьев своих...
СообщениеДобавлено: 24 мар 2014, 22:40 

Зарегистрирован: 11 фев 2014, 14:34
Сообщений: 195
Тбилиси всегда был есть и будет Грузинским городом то что вас приютили наш дом не даёт вам права говорить что тепер это ваш дом это просто подло


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армяне России: В гостях у братьев своих...
СообщениеДобавлено: 24 мар 2014, 22:43 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 июл 2013, 14:19
Сообщений: 8908
Цитата:
тепер это ваш дом это просто подло

Я говорил о прошлом, а подлостью является неблагодарность, к сожалению у меня нету желания открывать эту тему. :) ;)


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армяне России: В гостях у братьев своих...
СообщениеДобавлено: 24 мар 2014, 22:49 

Зарегистрирован: 05 янв 2014, 22:26
Сообщений: 7522
Воин301 писал(а):
Цитата:
Я помню что сказал про Лоре но это был ответ тебе мол Тбилиси армянский город и всё такое а что будет Грузия не ваша дело говорю же сидите тихо и не кусайтесь так как даже ушепнуть не получится :mrgreen: а проблем отхватите уймо :mrgreen:


Я говорил, что Тбилиси был армянским городом, говорил так же, что в Грузии жило много армян и грузины много чем обязаны армянам, но армяне тоже чем-то обязаны грузинам. Так что
Цитата:
сидите тихо и не кусайтесь так как даже ушепнуть не получится :mrgreen: а проблем отхватите уймо :mrgreen:


Тбилиси никогда не был армянским городом.Он всегда находился под властью грузинских царей.А население там всегда было армяно-грузинским.В разное время,по разному,то армян чуть больше грузин,то грузин.А сейчас в Тбилиси проживает 85%грузин и 10%армян.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армяне России: В гостях у братьев своих...
СообщениеДобавлено: 24 мар 2014, 22:50 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 июл 2013, 14:19
Сообщений: 8908
Грузинских царей. :mrgreen:


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армяне России: В гостях у братьев своих...
СообщениеДобавлено: 24 мар 2014, 22:51 

Зарегистрирован: 11 фев 2014, 14:34
Сообщений: 195
Воин301 писал(а):
Цитата:
тепер это ваш дом это просто подло

Я говорил о прошлом, а подлостью является неблагодарность, к сожалению у меня нету желания открывать эту тему. :) ;)


Я тоже говорю о прошлом и о будушем, вот как обяснить тебе элементарно, чтоб ты понял, на счёт благодарности это вы спасибо скажите что когда бежали от турков мы вас пиютили, и живёте радуетесь жизни.....
вот смотри Например,Грузин, Залдастанишвили, автор рекордного количества (более тысячи) проектов зданий и сооружений в Америке, это международный аэропорт в Бостоне, дворцы и высотные здания в Вашингтоне и других городах США, но это не значит что мы построили Америку(Кстати В 1961 году известный американский политический деятель и банкир Нельсон Рокфеллер, в то время губернатор штата Нью-Йорк, дал высокую оценку деятельности грузинских эмигрантов: «Мы, американцы, гордимся тем, что множество грузинских беженцев получили здесь приют. Мы тоже получили пользу от их появления - они стали достойными нашими соседями, лояльными, преданными и продуктивными участниками экономического возрождения нашего штата и нашего народа». А спустя несколько лет тот же Рокфеллер в прессе написал о соотечественниках: «Грузины стали значительными участниками экономического и культурного роста Америки».) Вы которые построили несколько домов в Тбилиси и то для себя сколько визжите а человек более 1000 здании построил и не от одного грузина не услишеш что мол мы построили америку так что мы просто смиёмся когда вы что то о Тбилиси говорите или анегдоти рассказываем одним словом не выстовляите из себя клоунов :mrgreen:



http://www.georgianpress.ru/tbilisi-wee ... novya.html


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армяне России: В гостях у братьев своих...
СообщениеДобавлено: 24 мар 2014, 22:55 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 июл 2013, 14:19
Сообщений: 8908
У Гитлера были учители, а Гитлер ничего нормального, даже в фашистском стиле, не написал.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армяне России: В гостях у братьев своих...
СообщениеДобавлено: 24 мар 2014, 22:55 

Зарегистрирован: 05 янв 2014, 22:26
Сообщений: 7522
Воин301 писал(а):
Грузинских царей. :mrgreen:


Легенда[править | править исходный текст]

Согласно легенде, изначально территория Тбилиси была покрыта лесом. По наиболее распространённой версии легенды, во время охоты царя Вахтанга Горгасала в V веке, подстреленный фазан сварился в источнике. Из-за медицинских свойств термальных источников, и стратегического расположения, Вахтанг в V веке велел основать город, названый «тёплый источник». На сегодняшний день на месте основания расположен квартал Абанотубани (груз. აბანოთუბანი — «квартал бань»).


Национальный состав[править | править исходный текст]



Историческая динамика роста и этноконфессиональности населения была разнообразной. С V по VII век население Тбилиси быстро росло за счёт переноса столицы из г. Мцхета. В период арабского владычества в Тбилиси (VII—XI веках — Тбилисский эмират) основная часть населения была мусульманского вероисповедания и представляла собой смесь грузинского и пришлого арабского и неарабского населения. С IX по XVIII век город интенсивно развивался. Арабы и турки вели активное строительство. Начиная с 1216 года и до конца XVIII века население Тбилиси время от времени подвергалось репрессиям и истреблению со стороны завоевателей, что приводило к резким изменениям национального состава и численности населения города. Так, по данным начиная с 1848 года до 1922 одной из крупных национальных групп города являлись армяне, и в разные время составлявшие от 26,3 % до 36,6 % населения города, грузины 24,8—33,8 %[28], а по данным 1864—65 годов крупнейшей национальной группой города являлись армяне, составлявшие 47,2 % населения города (без гарнизона, в зимнее время); на долю грузин приходилось 24,7 % жителей Тифлиса и на третьем месте находились русские (20,7 %), доля прочих народов составляла 7,4 %[29].

По сведениям переписи 1897 года соотношение трёх крупнейших этнических групп (по данным о родном языке) выровнялось: армяне сохранили преобладание, но оно стало весьма незначительным (29,5 %, армяне-Армянская Апостольская Церковь и армяно-католиков — 31,8 %[30][цитата не приведена 1290 дней]), на втором месте были русские (28,1 %), на третьем — грузины (26,4 %), прочие национальные группы составляли 16 % (с гарнизоном)[31]. Начиная с середины XII века до Октябрьской революции из 47 мэров Тбилиси 45 были армянами[28].

В XX столетии за счёт миграционного притока непрерывно увеличивается удельный вес грузинского населения: в 1926 году они уже занимают первое место и составляют 38,1 % населения Тбилиси, в 1939 году — 44,0 %, в 1959 году — 48,4 %. С 1960-х годов грузины составляют уже абсолютное большинство населения столицы: в 1970 году — 57,5 %, в 1979 году — 62,1 %, в 1989 году — 66,1 %, в 2002 году — 84,2 %. В свою очередь, доля армянского населения непрерывно снижается: в 1926 году они составляли ещё 34,1 %, в 1939 году — 26,4 %, в 1959 — 21,5 %, в 1970 — 16,9 %, в 1979 — 14,5 % и к 2002 году они окончательно превратились в незначительное этническое меньшинство (7,6 %). Доля русских в 1926 году составляла 15,6 % населения Тбилиси, к 1939 году она возросла до 18,0 %, к 1959 году — до 18,1 %, главным образом за счёт переселения в город интеллигенции и высококвалифицированных рабочих из РСФСР в годы индустриализации. В дальнейшем за счёт притока в столицу грузинского населения и более высокого естественного прироста у него доля русских стала уменьшаться: в 1970 году они составляли 14,0 %, в 1979 году — 12,3 %, в 1989 году — 10,0 %. В постсоветский период большинство русского населения покинуло город и к 2002 году они составляли лишь 3,0 % жителей Тбилиси[22].

По данным переписи населения 2002 года в Тбилиси из 1 081 679 жителей грузины составили 84,2 % (910 712 человек), армяне — 7,6 % (82 586 человек), русские и украинцы — 3,3 % (35 908 человек), азербайджанцы — 1,0 % (10 942 человек), осетины — 0,9 % (10 268 человек), греки — 0,4 % (3792 человек), и другие — 2,5 % (27 471 чел.)[3].

http://ru.wikipedia.org/wiki/Тбилиси




Золотой век длился в Тбилиси немногим более столетия. В 1226 году город подвергся разорению войсками хорезмийского султана Джалал-Ад-Дина. В 1238 году город был захвачен монголами, которые на сто лет установили здесь свою власть. Народ сохранил свою государственность, но установилось сильное монгольское культурное и политическое влияние.

В 1327 году году царь Георгий V Блистательный изгнал монголов. Тбилиси начал возрождаться. Грузинский царь поддерживал дипломатические отношения с Римским папой Иоанном XXII. По указанию папы епархиальный центр католической церкви из города Смирны был перенесен в Тбилиси.

В 1366 году Великая Чума, опустошившая почти всю Европу, дошла до Тбилиси.

С XIV по XVIII век город пережил несколько иноземных нашествий и несколько раз был разрушен до основания. В 1386 он был захвачен армией Тимура.

В 1444 году царь Александр I отказался платить дань Джаханшаху и в марте того года Джаханшах вторгся в Грузию с армией в 20 000 человек и разрушил Тбилиси. В 1444 году он предпринял второй поход в Грузию. С 1477 года по 1478 год город находился в руках Узун-Хасана, Правителя государства Ак-Коюнлу. Нашествия усилили процессы децентрализации и в 1490 году страна окончательно распалась на три царства. Тбилиси стал столицей Картлийского царства. В 1522 году году шах Исмаил I вторгся в Картли. Грузинская армия разбила передовые отряды персов, но затем была побеждена, и Тбилиси сдался шаху. В 1524 году году шах Исмаил I умер и Давид X занял Тбилиси.

В 1536 году, когда царь находился в Мцхета, пришла иранская армия шаха Тамаза, сожгла Тбилиси и в крепости оставили персидский гарнизон. Царь Луарсаб смог отбить Тбилиси только в 1539 году.

При восшествии на царство Симона I (1556 год) Тбилиси был занят кызылбашами, и резиденция царя была перенесена в Гори. Персы оставили в Тбилиси наместником Давида (Даудхана), который в 1578 году передал Тбилиси туркам. "А османы захватили Картли, превратили Тбилиси в пашалык, восстановили Гори и сделали санджаком, в Самшвилде разрушили церковь купольную, так как там османам причинили много вреда, и укрепили Самшвилде и Дманиси."[4] В 1583 году царь Симон I прогнал турок и снова сделал Тбилиси столицей страны.


http://ru.wikipedia.org/wiki/История_Тбилиси


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армения и Грузия: Политическая реальность и приоритеты...
СообщениеДобавлено: 16 авг 2014, 00:06 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 10162
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-45088/

Армяне Тифлиса (Тбилиси)

«Старый Тифлис – это своеобразный мир, где народы Кавказа были объединены всеми характерными признаками быта и манерами, он похож на веселое свадебное застолье, где все жители как будто собрались на веселый пир». О. Туманян. *** Тифлис – старый и добрый город со свойственным только ему бытом, с неповторимыми традициями, нравами, романтикой. Жизнь била ключом на его площадях, улицах, садах... Любил он кутежи и песни под сазандар, бубен и зурну до «меоре супра» («второго стола»), когда уже на рассвете убирали остатки пиршества и перед гостями появлялась новая белоснежная скатерть с вкусно пахнущими закусками. Такими же особенными, пышными и цветистыми были и праздники. Новый год с его традиционными кутежами, с гуляющими по дворам и играющими на шарманке кинто, с фокусниками, дающими представление «Петрушки», с канатоходцами... А масленица (кееноба) с ее незабываемым маскарадом, сидящими на убранных коврами верблюдах и ослах трубачами, с музыкантами, играющими на бубне и зурне, с поющим и танцующим народным шествием. Колорит города был неразрывно связан с увеселительными заведениями – многочисленными трактирами, винными погребами и духанами, где ароматные шашлыки дразнили аппетит, и рекой лилось кахетинское вино. Среди них большой популярностью пользовались такие известные, как «Загляни, дорогой», «Сам пришел», «Сухой не уезжай», «Войди и посмотри», «Симпатия», «Тили Пучури» («Маленькая вошка»), «Не уезжай, голубчик мой» и другие. Тифлис невозможно было представить и без «шедевров» народного фольклора – знаменитых вывесок. Они были везде и на любой вкус. Вот некоторые из них: «Барев, кацо, мардокмин, добри челавек» (вывеска в Шайтан-базаре), «В духане Гога, апетит Бога» (вывеска в Сололаке), «Душа рай, двер открывай, не стучай» (вывеска на Авлабаре), «Вини погреба, кахетински Акоба, пиом до гроба и даже в гроба» (вывеска в Клор-тахе), «Скори файтон, весоли Антон, иду вагзал и обратон» (вывеска в Дидубе), «Бедный Шио, сапоги шиот» (вывеска в Чугурети). За их внешней примитивностью скрывалась, не в пример современным рекламам, простота и душевность общения. Яркой достопримечательностью старого города был так же тифлисский двор. Достоверно и красочно описывает его известный писатель, тифлисец А. Айвазян: «... Тифлисский двор, как и старая мысль, тих и спокоен: на балконах – ковры, посреди двора – водопроводный кран... Дворы будто народились один от другого: большие и маленькие – все одного племени, все на один манер...» Не менее впечатлительными и самобытными были его жители. Здесь, пожалуй, не было равных кинто. Их несравненный язык и ма неры (например, для щегольства пили вино из женского ботинка), общепризнанная артистичность вульгарного толка входила важнейшей частью в городскую культуру и городское искусство. На протяжении веков сложился «кодекс поведения» истинного тифлисца независимо от национальной принадлежности. Он должен был быть обязательно душевно щедрым, открытым, веселым, сильным, добрым. Для него радость была не в радость, если не разделил бы ее сосед, а горе... какое горе в Тифлисе переживалось в одиночку? Тифлисца отличали, кроме того, редкостный артистизм и то специфическое чувство городского патриотизма, ощущения города, как части себя, и себя, как части города, которое способно было соперничать с кровным национальным чувством, а подчас и перевешивать его. Правила гостеприимства, отзывчивости никаким уставом не закреплялись, но соблюдение неписаных законов считалось и считается сейчас делом чести и достоинства. Интересным, веселым и многонациональным был Тифлис. Здесь слились воедино быт и развивающаяся культура многих наций, звучала разная речь. Но он был для всех родным и любимым, тем более для армян, древних и преданных его жителей. Армяне никогда не были равнодушны к этому замечательному городу. Историки и писатели, летописцы и писцы всегда находили повод, чтобы упомянуть Тпхис, Тплис-Тбилиси (так называли армяне Тифлис), причем делали это с неизменным восхищеннием. М. Каганкатваци, первым в VII веке упомянувшим в армянской литературе Тбилиси, так же, как великий ученый-математик и географ А. Ширакаци и историк Себеос, называет его «изнеженным, торговым, славным и великим» городом, а Ухатнесс (X век) именует Тифлис «великолепной, славной и знаменитой метрополией (столицей) Иверии или Грузии». Этот неповторимый город занял огромное место в творчестве Х. Абовяна – здесь он провел значительную часть своей многогранной деятельности и творческой жизни. В Тбилиси, помимо романа «Раны Армении», были созданы «Овсана», рассказ из жизни Ираклия II, произведения, посвященные Мтацминде, Лурджи Монастери, Куре, произведения как бы насыщенные тбилисским «воздухом», содержащие интересные и весьма ценные сведения о городе и грузинской действительности. Пламенная любовь к своему родному городу вдохновила коренного тбилисца, известного театрального деятеля и художника В. Элибекяна создать на склоне лет в Ереване воссозданное в духе древнейшего города уютное кафе «Тифлис», а прожившая наиболее яркую часть жизни в Тбилиси известная писательница Р. Достян посвятила его самым веселым и находчивым жителям проникнутую мягким юмором повесть «Кинто». Город, воспетый поэтическим даром Саят-Новы(Арутюн Саядян) и несравненной кистью Ходжабекова и Пиросмани, достоин пламенных чувств и выраженной ностальгии. Армяне живут в Тбилиси с незапамятных времен. Первоначально небольшая их часть располагалась у подножия крепости Нарикала, близ минеральных источников и занималась главным образом войлочным производством. Как свидетельствуют историки, армяне жили в столице Грузии и в последующие столетия, но значительный рост их численности особенно стал заметен с XI века. Вначале это было обусловлено первыми проявлениями упадка армянского царства Ани, жители которого большей частью устремились в Тифлис и осели к юго-востоку от Исани в районе нынешнего Авлабара. Далее он имел место в период правления царицы Тамары и одновременно расцвета Грузии, охватывающий конец XII и начало XIII столетия. Наконец, большое количество армян устремилось в столицу после разрушения Ани в 1239 году. С увеличением числа переселенцев расширялись районы их поселения – основным кварталом с преимущественно армянским населением стал Сололак, расположенный под Сололакской горой. Армяне с давних времен составляли преобладающее население Тифлиса. Например, по описанию Шардена, посетившего столицу Грузии в 1671 году, из 20 тысяч жителей армян было 14 тысяч, т.е. около 75%. Такая же картина отмечалась с наступлением XIX века – в 1800 году они занимали первое место по численности, до 20 тысяч душ или почти 3/4 всего населения. (Н. Бадриашвили, «Тифлис – от основания города до XIX века». Книга 1. Изд. Тифсовета, 1934.). По данным официальной переписи 1864 года в Тбилиси числилось 47,4% армян, 24,76% грузин, 20,47% русских. Через 12 лет соотношение указанных национальностей было: 40,7% армян, 23,6% грузин, 21,24% русских. Характерно отметить, что соотношение числа населения столицы по национальности в следующие годы вновь начинает изменяться в пользу армян... (Ш. Чхетия, «Тбилиси в XIX столетии», изд. АНГр.ССР, 1942, с.161,165). С развитием индустриализации и промышленности в Тифлисе количество неармянского населения сильно возросло, а с наступлением революции и в последующие годы почти сравнялось с армянами. В дальнейшем оно стало превалировать. Армяне в Грузии, как известно, проживали не только в столице, но и во многих других городах, например Мцхета, Ахалкалаки, Ахалцихе, Гори, Сурами, Ахалгори, Ананури, Душети, Телави, Сигнахи, Кутаиси, Сухуми и др. В некоторых из них они также составляли большинство. На это указывают, в частности, М. Нейман и П. Иоселиани. «...нынешние города Сигнах и Телав в Кахетии, бывшие в то время незначительными местечками, обратились в населенные армянские пункты так же, как и город Гори в Карталинии» (М. Нейман. «Армяне», С-Петербург, 1899). «Население Сигнахи состоит большей частью из армян. Они имеют там и свою церковь... Велисцихе – нынешнее его население состоит большей частью из армян, водворившихся здесь для торговли...» (П.Иоселиани. «Путевые заметки по Кахетии», Тифлис, 1846, с.39,47). Армяне занимали доминирующее положение не только в численном, но и в социальном отношении, как по своему значению, так и по разнообразию. В Тифлисе они почти исключительно образовали особое городское сословие – нечто вроде почетных граждан под названием мокалаков, что буквально значит «горожанин». Вели они свое начало от тех промышленных и торговых армян, которых царь Вахтанг-Горгаслан вызвал во вновь устраиваемую им столицу и предоставил им разные выгодные и почетные привилегии, впоследствии к ним присоединились новые пришлецы, вызванные царицей Тамарой.(Д. Бакрадзе и И. Бердзенов. «Тифлис в историческом и этнографическом отношениях», изд. Г. Беренштама, С-Петербург, 1870, с.87-88.)

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армяне Тифлиса
СообщениеДобавлено: 13 фев 2015, 18:00 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 10162
Город основан в V веке нашей эры армянином Вахтангом Горгасалом, царём армянской провинции "Иберия", и ставший столицей в VI веке! В первых веках н. э. в Иберии применяли греческую и арамейскую письменность.

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армяне Тифлиса
СообщениеДобавлено: 13 фев 2015, 18:21 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 10162
Историческая динамика роста и этноконфессиональности населения была разнообразной. С V по VII век население Тбилиси быстро росло за счёт переноса столицы из г. Мцхета. В период арабского владычества в Тбилиси (VII—XI веках — Тбилисский эмират) основная часть населения была мусульманского вероисповедания и представляла собой смесь армянского, картвельского, и пришлого арабского и неарабского населения.
С IX по XVIII век город интенсивно развивался. По имеющимся данным, с начала XIХ века до начала ХХ века, преобладающим населением в городе были армяне, которые не только составляли большинство населения в городе, но и руководили им, так, начиная с начала XIХ века до Октябрьской революции из 47 мэров Тбилиси 45 были армянами. http://www.raa.am/TiflisMayors/Mayors_r ... 20pdf..pdf
Знаменитый путешественник XIII века Марко Поло, посетивший город,оставил о нем следующее упоминание:
...В этой земле есть прекрасный город по имени Тифлис, окруженный предместьями и множеством твердынь. Жители, армяне и картвелы — христиане, также несколько магометан и евреев, но последних немного. Там выделываются шелковые и многие другие ткани. Жители подвластны великому хану татар.

В 1803 году армяне составляли 92.6% населения Тифлиса.

Советник русского посольства Александр Негри, в своих дневниках 1817 года ,так описывает город Тифлис:
Тифлис — резиденция главноначальствующего картвельских областей и всех прилегающих к ним стран. Город этот расположен у подошвы горы; река Кура пересекает его во всю длину. В нем здоровый климат и прекрасная вода. Число его жителей свыше 20000. Из двух тысяч находящихся в нем домов едва лишь 150 или 200 картвельских; все остальные принадлежат армянам. Базар этого города состоит из свыше тысячи деревянных лавок; это складочное место товаров персидских, османских и русских и местных произведений. Наиболее крупные торговые операции совершают армяне; только среди них и встречаются наиболее зажиточные.
Александр Пушкин, посетивший Тифлис в 1829 году,оставил о городе сообщение в своем произведении "Путешествие в Арзрум":
В Тифлисе главную часть народонаселения составляют армяне: в 1825 году было их здесь до двух тысяч пятисот семейств. Во время нынешних войн число их еще умножилось. Картвельских семейств считается до тысячи пятисот.
По данным начиная с 1848 года до 1922 процент армянского населения начинает падать, однако они остаются самой крупной этнической единицей в городе, в разные время составлявшие от 26,3 % до 36,6 % населения города, грузины 24,8—33,8 %, а по данным 1864—65 годов крупнейшей национальной группой города являлись армяне, составлявшие 47,2 % населения города (без гарнизона, в зимнее время); на долю картвел приходилось 24,7 % жителей Тифлиса и на третьем месте находились русские (20,7 %), доля прочих народов составляла 7,4 %.
По сведениям переписи 1897 года соотношение трёх крупнейших этнических групп (по данным о родном языке) выровнялось: армяне сохранили преобладание, но оно стало весьма незначительным (29,5 %, армяне-Армянская Апостольская Церковь и армяно-католиков — 31,8 %), на втором месте были русские (28,1 %), на третьем — картвелы (26,4 %), прочие национальные группы составляли 16 % (с гарнизоном).
В XX столетии за счёт миграционного притока непрерывно увеличивается удельный вес картвельского населения: в 1926 году они уже занимают первое место и составляют 38,1 % населения Тбилиси, в 1939 году — 44,0 %, в 1959 году — 48,4 %. С 1960-х годов картвелы составляют уже абсолютное большинство населения столицы: в 1970 году — 57,5 %, в 1979 году — 62,1 %, в 1989 году — 66,1 %, в 2002 году — 84,2 %. В свою очередь, доля армянского населения непрерывно снижается: в 1926 году они составляли ещё 34,1 %, в 1939 году — 26,4 %, в 1959 — 21,5 %, в 1970 — 16,9 %, в 1979 — 14,5 % и к 2002 году они окончательно превратились в незначительное этническое меньшинство (7,6 %). Доля русских в 1926 году составляла 15,6 % населения Тбилиси, к 1939 году она возросла до 18,0 %, к 1959 году — до 18,1 %, главным образом за счёт переселения в город интеллигенции и высококвалифицированных рабочих из РСФСР в годы индустриализации. В дальнейшем за счёт притока в столицу грузинского населения и более высокого естественного прироста у него доля русских стала уменьшаться: в 1970 году они составляли 14,0 %, в 1979 году — 12,3 %, в 1989 году — 10,0 %. В постсоветский период большинство русского населения покинуло город и к 2002 году они составляли лишь 3,0 % жителей Тбилиси.
По данным переписи населения 2002 года в Тбилиси из 1 081 679 жителей грузины составили 84,2 % (910 712 человек), армяне — 7,6 % (82 586 человек), русские — 3,0 % (32 580 человек), осетины — 1,0 % (10 982 человек), азербайджанцы — 0,9 % (10 168 человек), греки — 0,4 % (3792 человек), и другие — 2,9 % (27 471 чел.).

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: История Тпхиса: Старый и добрый город...
СообщениеДобавлено: 16 фев 2015, 00:00 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 июн 2014, 15:44
Сообщений: 235
у мен дед жил в Тбилиси и рассказывал что до 1930-ые годы в Тбилиси было не больше десятка грузинских семей.И большинство грузин с окончанием фамилии на -швили тоже этнические армяне

_________________
Հայ ժողովուրդը նախ և առաջ պետք է ազատել իր «ազատիչներից»,ապա թուրքերից.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую темуНаписать комментарии Страница 1 из 3   [ Сообщений: 33 ]
На страницу 1, 2, 3  След.



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
610nm Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net

Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB