http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-45088/Армяне Тифлиса (Тбилиси)
«Старый Тифлис – это своеобразный мир, где народы Кавказа были объединены всеми характерными признаками быта и манерами, он похож на веселое свадебное застолье, где все жители как будто собрались на веселый пир». О. Туманян. *** Тифлис – старый и добрый город со свойственным только ему бытом, с неповторимыми традициями, нравами, романтикой. Жизнь била ключом на его площадях, улицах, садах... Любил он кутежи и песни под сазандар, бубен и зурну до «меоре супра» («второго стола»), когда уже на рассвете убирали остатки пиршества и перед гостями появлялась новая белоснежная скатерть с вкусно пахнущими закусками. Такими же особенными, пышными и цветистыми были и праздники. Новый год с его традиционными кутежами, с гуляющими по дворам и играющими на шарманке кинто, с фокусниками, дающими представление «Петрушки», с канатоходцами... А масленица (кееноба) с ее незабываемым маскарадом, сидящими на убранных коврами верблюдах и ослах трубачами, с музыкантами, играющими на бубне и зурне, с поющим и танцующим народным шествием. Колорит города был неразрывно связан с увеселительными заведениями – многочисленными трактирами, винными погребами и духанами, где ароматные шашлыки дразнили аппетит, и рекой лилось кахетинское вино. Среди них большой популярностью пользовались такие известные, как «Загляни, дорогой», «Сам пришел», «Сухой не уезжай», «Войди и посмотри», «Симпатия», «Тили Пучури» («Маленькая вошка»), «Не уезжай, голубчик мой» и другие. Тифлис невозможно было представить и без «шедевров» народного фольклора – знаменитых вывесок. Они были везде и на любой вкус. Вот некоторые из них: «Барев, кацо, мардокмин, добри челавек» (вывеска в Шайтан-базаре), «В духане Гога, апетит Бога» (вывеска в Сололаке), «Душа рай, двер открывай, не стучай» (вывеска на Авлабаре), «Вини погреба, кахетински Акоба, пиом до гроба и даже в гроба» (вывеска в Клор-тахе), «Скори файтон, весоли Антон, иду вагзал и обратон» (вывеска в Дидубе), «Бедный Шио, сапоги шиот» (вывеска в Чугурети). За их внешней примитивностью скрывалась, не в пример современным рекламам, простота и душевность общения. Яркой достопримечательностью старого города был так же тифлисский двор. Достоверно и красочно описывает его известный писатель, тифлисец А. Айвазян: «... Тифлисский двор, как и старая мысль, тих и спокоен: на балконах – ковры, посреди двора – водопроводный кран... Дворы будто народились один от другого: большие и маленькие – все одного племени, все на один манер...» Не менее впечатлительными и самобытными были его жители. Здесь, пожалуй, не было равных кинто. Их несравненный язык и ма неры (например, для щегольства пили вино из женского ботинка), общепризнанная артистичность вульгарного толка входила важнейшей частью в городскую культуру и городское искусство. На протяжении веков сложился «кодекс поведения» истинного тифлисца независимо от национальной принадлежности. Он должен был быть обязательно душевно щедрым, открытым, веселым, сильным, добрым. Для него радость была не в радость, если не разделил бы ее сосед, а горе... какое горе в Тифлисе переживалось в одиночку? Тифлисца отличали, кроме того, редкостный артистизм и то специфическое чувство городского патриотизма, ощущения города, как части себя, и себя, как части города, которое способно было соперничать с кровным национальным чувством, а подчас и перевешивать его. Правила гостеприимства, отзывчивости никаким уставом не закреплялись, но соблюдение неписаных законов считалось и считается сейчас делом чести и достоинства. Интересным, веселым и многонациональным был Тифлис. Здесь слились воедино быт и развивающаяся культура многих наций, звучала разная речь. Но он был для всех родным и любимым, тем более для армян, древних и преданных его жителей. Армяне никогда не были равнодушны к этому замечательному городу. Историки и писатели, летописцы и писцы всегда находили повод, чтобы упомянуть Тпхис, Тплис-Тбилиси (так называли армяне Тифлис), причем делали это с неизменным восхищеннием. М. Каганкатваци, первым в VII веке упомянувшим в армянской литературе Тбилиси, так же, как великий ученый-математик и географ А. Ширакаци и историк Себеос, называет его «изнеженным, торговым, славным и великим» городом, а Ухатнесс (X век) именует Тифлис «великолепной, славной и знаменитой метрополией (столицей) Иверии или Грузии». Этот неповторимый город занял огромное место в творчестве Х. Абовяна – здесь он провел значительную часть своей многогранной деятельности и творческой жизни. В Тбилиси, помимо романа «Раны Армении», были созданы «Овсана», рассказ из жизни Ираклия II, произведения, посвященные Мтацминде, Лурджи Монастери, Куре, произведения как бы насыщенные тбилисским «воздухом», содержащие интересные и весьма ценные сведения о городе и грузинской действительности. Пламенная любовь к своему родному городу вдохновила коренного тбилисца, известного театрального деятеля и художника В. Элибекяна создать на склоне лет в Ереване воссозданное в духе древнейшего города уютное кафе «Тифлис», а прожившая наиболее яркую часть жизни в Тбилиси известная писательница Р. Достян посвятила его самым веселым и находчивым жителям проникнутую мягким юмором повесть «Кинто». Город, воспетый поэтическим даром Саят-Новы(Арутюн Саядян) и несравненной кистью Ходжабекова и Пиросмани, достоин пламенных чувств и выраженной ностальгии. Армяне живут в Тбилиси с незапамятных времен. Первоначально небольшая их часть располагалась у подножия крепости Нарикала, близ минеральных источников и занималась главным образом войлочным производством. Как свидетельствуют историки, армяне жили в столице Грузии и в последующие столетия, но значительный рост их численности особенно стал заметен с XI века. Вначале это было обусловлено первыми проявлениями упадка армянского царства Ани, жители которого большей частью устремились в Тифлис и осели к юго-востоку от Исани в районе нынешнего Авлабара. Далее он имел место в период правления царицы Тамары и одновременно расцвета Грузии, охватывающий конец XII и начало XIII столетия. Наконец, большое количество армян устремилось в столицу после разрушения Ани в 1239 году. С увеличением числа переселенцев расширялись районы их поселения – основным кварталом с преимущественно армянским населением стал Сололак, расположенный под Сололакской горой. Армяне с давних времен составляли преобладающее население Тифлиса. Например, по описанию Шардена, посетившего столицу Грузии в 1671 году, из 20 тысяч жителей армян было 14 тысяч, т.е. около 75%. Такая же картина отмечалась с наступлением XIX века – в 1800 году они занимали первое место по численности, до 20 тысяч душ или почти 3/4 всего населения. (Н. Бадриашвили, «Тифлис – от основания города до XIX века». Книга 1. Изд. Тифсовета, 1934.). По данным официальной переписи 1864 года в Тбилиси числилось 47,4% армян, 24,76% грузин, 20,47% русских. Через 12 лет соотношение указанных национальностей было: 40,7% армян, 23,6% грузин, 21,24% русских. Характерно отметить, что соотношение числа населения столицы по национальности в следующие годы вновь начинает изменяться в пользу армян... (Ш. Чхетия, «Тбилиси в XIX столетии», изд. АНГр.ССР, 1942, с.161,165). С развитием индустриализации и промышленности в Тифлисе количество неармянского населения сильно возросло, а с наступлением революции и в последующие годы почти сравнялось с армянами. В дальнейшем оно стало превалировать. Армяне в Грузии, как известно, проживали не только в столице, но и во многих других городах, например Мцхета, Ахалкалаки, Ахалцихе, Гори, Сурами, Ахалгори, Ананури, Душети, Телави, Сигнахи, Кутаиси, Сухуми и др. В некоторых из них они также составляли большинство. На это указывают, в частности, М. Нейман и П. Иоселиани. «...нынешние города Сигнах и Телав в Кахетии, бывшие в то время незначительными местечками, обратились в населенные армянские пункты так же, как и город Гори в Карталинии» (М. Нейман. «Армяне», С-Петербург, 1899). «Население Сигнахи состоит большей частью из армян. Они имеют там и свою церковь... Велисцихе – нынешнее его население состоит большей частью из армян, водворившихся здесь для торговли...» (П.Иоселиани. «Путевые заметки по Кахетии», Тифлис, 1846, с.39,47). Армяне занимали доминирующее положение не только в численном, но и в социальном отношении, как по своему значению, так и по разнообразию. В Тифлисе они почти исключительно образовали особое городское сословие – нечто вроде почетных граждан под названием мокалаков, что буквально значит «горожанин».
Вели они свое начало от тех промышленных и торговых армян, которых царь Вахтанг-Горгаслан вызвал во вновь устраиваемую им столицу и предоставил им разные выгодные и почетные привилегии, впоследствии к ним присоединились новые пришлецы, вызванные царицей Тамарой.(Д. Бакрадзе и И. Бердзенов. «Тифлис в историческом и этнографическом отношениях», изд. Г. Беренштама, С-Петербург, 1870, с.87-88.)