Цитата:
Из данных преданий, таким образом, выясняется следующее: 1) Дадешкелиани - это выходцы из Кумыкии; дополнительно отметим, что господствовавшую в 18 веке среди населения нижнего течения р. Ингури династию Дадешкелиани ("Дадиш Килияни") англичанин Фрешфильд, побывавший здесь лично, также называл пришлой, "переселившейся сюда с севера"; 2) прародителем (родоначальником) был Дадеш (от его имени их родовая фамилия Дадешкелиани); 3) Дадешкелиани - были изгнанниками из рода шаухалов Тарковских.
5.1. А как Камиль объясняет это «Килияни»? Звали-то его Дадеш. Откуда взялась эта приставка «Килияни» и что она означает? Я-то ответ на поставленный вопрос знаю. Это всего навсего адыгская форма произношения фамилии Геловани, что лишний раз служит подтверждению родства Дадешкелиани и Геловани. Камиль объяснение этому не находит, и потому никак это не комментирует, поскольку, по его мнению, Дадешкелиани кумыки, и соответственно, со сванами Геловани никак не связаны, и следовательно, признавать схожесть слов «килияни» и «геловани» для него вещь недопустимая. Самый лучший выход тут, просто игнорировать, что он и делает.
5.2. Разумеется Фрешфильду совершенно правильно объяснили, что Дадешкелиани пришлые, и пришлые с севера. А откуда они еще пришли, как не из Кабарды? До возвращения в Сванетию, они почти два века провели в Кабарде, где даже фамилия их видоизменилась. И останься они там, со временем окончательно стали бы черкесами. Но своевременное возвращение на историческую родину, вернуло им их сванство, если можно так выразиться. Однако это не меняет факта, что пришли они из севера. Ведь уходили туда не Дадешкелиани, уходили туда Геловани, а вернулась уже новая фамилия (Дадешкелиани), пусть и ведущая свое происхождение от Геловани.
5.3. Ничего подобного, ведь «из данных преданий» как раз выходит, что прародителем был не Дадеш, а некий кумык по имени Пута. О Дадеше сообщают иные предания; но зато согласно им, прародитель не кумык, а сван, отпрыск укрывшихся в Кабарде Геловани. Получается, Камиль взял две разные и противоречащие друг другу легенды, вынул из обеих необходимые для своей концепции детали, и скомпоновал новую фальшивую легенду, и уже на ее основе свою концепцию построил. Нет, Камиль, не пройдет!
5.4. А что же кумыки в Сванетии, не было их, спросят меня. Были, отвечаю. Хочу быть последовательным и честным. Коли признаю одну легенду, то надо признать и другую. Только вот легенды да предания, сказки да мифы, это все такие вещи, что… там выдумки переплетены с правдивыми рассказами. Надо сперва вооружиться историческими фактами, логикой, держаться научных обоснований и с их помощью выявлять где ошибки, а где правдоподобные данные у той или иной легенды. Очевидно, что некий кумык, там Пута его звали, или это искаженная форма другого имени, а также его товарищ, якобы позже давший старт фамилии Джачвлиани, в Сванетию прибыли. Погостили они и ушли, или остались и укоренились среди сванов, это мне пока неизвестно. Тут можно разное предполагать, в том числе и то, что они пришли с Дадешкелиани, будучи его приближенными; ну там, узденями, или близкими друзьями, кунаками из шамхалата. Главное, что предания связывают каких-то пришлых кумыков с фамилией Дадешкелиани, а факты показывают, что сами Дадешкелиани не из кумыков, а настоящие сваны. Поэтому необходимо придерживаться чего-то среднего: кумыки в Сванетии были, но они не родоначальники Дадешкелиани, они всего лишь прибыли вместе с Дадешкелиани.
Цитата:
Однако обстоятельства и причины их изгнания неизвестны. Возможно, как это, например, было и в случае с родоначальником карачаевских князей Крымшаухаловых, причиной исхода предков Дадешкелиани из Кумыкии стало поражение в борьбе за власть в Тарках. Надо полагать, что событие это произошло (как можно судить по источникам) после распада Грузинского царства в середине XVI века. Именно тогда в западной части Сванетии образовалось независимое владение князей Дадешкелиани, которое и получило название Княжеская Сванетия. Во всяком случае, сванетские сказания о Дадешкелиани относят возникновение их рода именно к вышеуказанной эпохе.
6.1. Не так все было. Во-первых, в XVI веке Княжеской Сванетией, или Нижней Сванетией владели мингрельские Дадиани, за век до этого, отобравшие ее у Геловани. Во-вторых, ни Дадеш, ни его ближайшее потомство не возвращалось в Сванетию почти двести лет. Только в последней четверти XVII века там появился Отар Дадешкелиани, далекий потомок Дадеша Геловани. Да и то, пришел он не в Нижнюю Сванетию, продолжавшую оставаться под властью Дадиани, а в Верхнюю Сванетию, или Вольную Сванетию. В ее западной части и образовалось новое владение Дадешкелиани. И это логично, ведь сваны сохраняли былую память о старых господах Сванетии – фамилии Геловани, от которой и вел свой род Отар. С какой стати сваны стали бы наделять над собой властью безызвестного чужака из малоизвестной Кумыкии? Кстати, в Сванетии есть гора Дадяш, в честь которой, как я полагаю, Дадеша и назвали.
6.2. Тут еще надо помнить, что в это самое время неподалеку продолжала обитать и другая ветвь уцелевших Геловани. Они тогда в Кабарду не ушли, остались и притаились в Сванетии, или, если быть точнее, в Лечхуми. И хоть свое фамильное имя Геловани сохранили, но былое могущества восстановить так никогда и не сумели, насколько я могу судить.
Цитата:
Об общности происхождения князей Дадешкелиани и Тарковских свидетельствует, на наш взгляд, и их фамильный герб. Так, на гербе Дадешкелиани, как и на гербе Тарковских, изображена двуглавая серебряная гора, очевидно, указывающая на их мифологические представления, связанные со священной горой Асхар-тау (Минги-тау?). К этому же разряду следует отнести изображение льва (символ мощи и величия династии) в обоих гербах. На наш взгляд, совпадение символов в гербах у разных фамилий совсем не случайно. Оно может указывать на их общее происхождение.
7. Вот зря Камиль затронул тему герба. Надо было сперва поглубже познакомиться с грузинской геральдикой. Ведь в таком случае он обнаружил бы, что гербы Геловани и Дадешкелиани полностью идентичны друг другу. Юрист Георгий Гокиели на это в свое время обращал внимание Камиля. По логике и по счету Камиля, если сравнивать совпадения в гербах с одной стороны, и их полное сходство с другой, то перевес явно будет в пользу последнего. Получается, вспомнив о гербе Дадешкелиани, Камиль вместо того чтобы, как и хотел, доказать их «общее происхождение» с Тарковскими шамхалами, только лишний раз доказал их родство с Геловани.
Цитата:
Кроме того, обращает на себя внимание и то, что Дадешкелиани, как и Тарковские, корни своего рода (понятно, следуя наследственной традиции) возводили к потомкам нашего Пророка. Так, согласно запискам Ислама Дадешкелиани, "их род происходит из Мекки, где они были хранителями святой Каабы".
8. Всего навсего пыл неофитов. Приняв мусульманскую веру, им захотелось стать большими мусульманами чем старые мусульманские народы. И чтобы это подчеркнуть, выдумали легенду, соединяющую их родством с сами пророком Мухаммедом. Для сравнения, крепкие христиане Багратиони придумали себе фантастическую родословную, ведущую и к самому Клеопе, брату Иосифа Обручника, и аж до самого царя Давида Псалмопевца. Что до традиции Тарковских возводить свой род к пророку ислама, то и тут видим схожий феномен. Когда-то ведь и предки тарковских шамхалов, будучи прежде язычниками-чингизидами, приняли ислам, и следуя все тому же неофитскому пылу, сочинили себе басню о родстве с Мухаммедом. Опять таки, достоверность любой легенды легко проверить путем исторических сведений. Например, в этом случае достаточно обратиться к такому факту, что у пророка Мухаммеда не было сыновей, или вернее, все они умерли совсем маленькими, не дав никакого потомства.
Цитата:
Не случайно и то, что князья Дадешкелиани никогда не порывали своих связей с сородичами на Северном Кавказе и в Дагестане, старались из поколения в поколение сохранить свою узкоэтническую тюркскую (кумыкскую) идентичность. В 1850-х годах одна из ветвей княжеской фамилии Дадешкелиани - Отар Дадешкелиани - приняла ислам.
9.1. Про «старались сохранить тюркскую идентичность» хотелось бы доводов. Иначе есть подозрение что Камиль опять насочинял сказку.
9.2 Дадешкелиани, прежде чем вернуться в Сванетию, многими поколениями провели среди мусульман-кабардинцев, и потому их лояльность к исламу вполне объяснима.