Военно-исторический форум

Добро пожаловать на форум военной истории
Текущее время: 16 июл 2018, 20:52

Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]


google-site-verification: googled222e2bf1c5c3655.html

Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 70 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Черкессы (адыги): С древних времен и до наших дней...
СообщениеДобавлено: 20 мар 2016, 04:35 
Не в сети

Зарегистрирован: 26 фев 2012, 20:09
Сообщений: 627
Очков репутации: 4

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Сергей, на какой праздник (?) адыги варят барана? То есть так и будешь ветры гонять? Я рос с ними и был на множестве праздников , не припомню такого, чтобы отдельно как-то варили барана и производили подобные ритуалы)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Черкессы (адыги): С древних времен и до наших дней...
СообщениеДобавлено: 20 мар 2016, 05:35 
Не в сети

Зарегистрирован: 26 фев 2012, 20:09
Сообщений: 627
Очков репутации: 4

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
http://adygi.ru/index.php?newsid=13104&_utl_t=fb В последнее время кто-то усердно продвигает подобные вещи. Важно вовремя понять, оценить, проанализировать степень ущерба, или наоборот, пользы, которую можно извлечь из этого. А байки про бараньи головы шутить , в другом месте и по другому поводу.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Черкессы (адыги): С древних времен и до наших дней...
СообщениеДобавлено: 20 мар 2016, 09:03 
Не в сети

Зарегистрирован: 05 янв 2014, 22:26
Сообщений: 6691
Очков репутации: 3

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
У кабардинцев голова барана - престижнейшая часть, которую необходимо подать в конце пиршества и разделить между участниками застолья. Но подают даже не целую голову, а лишь ее треть, поэтому прежде всего нужно сказать о том, как готовится данное блюдо. Сначала от головы отделяют нижние челюсти с языком - пай, предназначающийся женщинам. Оставшуюся верхнюю часть подпаливают со всех сто-! рон на огне, тщательно очищают от гари и аккуратно разрубают топором по вертикали на две симметричные половины. Затем обе половины варят в котле, обмотав нитками, чтобы при варке не выпали мозги. Правую из этих половин и подают старшему за столом в отдельной чаше. Как правило, это старший из гостей. Ему, как самому почетному члену застолья, предлагают исполнить ритуал дележа головы, то есть выступить в роли своего рода жреца. Однако он отказывается от такой чести и передвигает тарелку старшему из хозяев - тхамаде стола. Тот, в свою очередь, тоже отказывается, доказывая, что барана зарезали в честь гостей и только они вправе распоряжаться головой. Эта церемония, являющаяся демонстрацией традиционной адыгской вежливости и почтительности, так и называется: щхьэ зэхуэгъэк1уатэ - передвижение головы друг для друга. У кабардинцев говорят, что при живом отце - из уважения к нему - мужчинам не рекомендуется есть и делить голову барана. И это еще одна причина, сославшись на которую гость или хозяин могут отказаться от исполнения ритуала. Однако в конце концов один из них - в Большой Кабарде чаще всего старший из хозяев - уступая просьбам другого, берется делить голову. Он делает это в соответствии с общими правилами, но в каждой местности имеются свои особенности.

Приведу пример одного из наиболее полных и сложных вариантов ритуала, зафиксированный мной в 1977 году в Верхнем Куркуржине. 1) Тхамада срезает с головы ухо и протягивает кому-либо из младших, например, кравчему. 2) Затем снимает с головы кожу, разрезает ее на куски и раздает сидящим справа и слева младшим. 3) Далее следует операция разламывания головы. Исполнитель ритуала кладет ее на ладонь своей левой руки мозгами «низ, носом вправо, правой рукой отламывает носовую часть и отдает сидящему справа. 4) От оставшейся передней части головы он отламывает кость с глазницей и передает налево, самому старшему из гостей. 5) Затылок с мозгами «жрец» оставляет себе. 6) Затем старший из гостей произносит речь в честь поданного угощения и хозяев. Это последний тост, подводящий итог застолью, отсюда его название: тост выхода из- за стола - тэдкыжьыбжьэ. Таков общий порядок ритуала, который могут исполнить и в сокращенном виде - исключив операции с кожей головы. Вообще же полная картина данной традиции складывается из множества деталей и прецедентов. Будучи в гостях, некто Балкаров Тего обратил внимание на то, что ему подана не правая, а левая часть головы. Возмутившись таким нарушением порядка, он сказал: «Я не «левый», я пришел сюда «правым» (то есть почетным гостем), принесите мне правую часть головы барана». Незадачливым хозяевам, израсходовавшим эту часть, пришлось зарезать еще одного барана. К всеобщей радости застолье, подходившее к концу, началось заново, пока уважаемому старшему не принесли положенное блюдо. Нужно знать также, что носовая часть головы должна быть направлена в сторону гостя, но не прямо, а слегка наискосок. Если же голову поставят носом прямо в грудь старшего гостя, то присутствующие могут сделать замечание: «Поставили так, что обнюхивает нашего старшего». Еще хуже - поставить голову затылком к нему. В этом случае со столь же шутливым укором говорят: «Поставили так, чтобы нашего старшего боднула». Если у тхамады, приступившего к исполнению ритуала, не оказывалось под рукой ножа, то его предлагал ему кто-либо из младших. В этом случае, отрезав ухо барана, «жрец» насаживал его на кончик ножа и в таком виде отдавал назад его владельцу. Отсюда метафорическое обозначение уха: сапэ пылъ или сэ Iыхьэ - пай ножа. Согласно общему правилу, принимать ухо следует стоя, протянув ладонь правой руки, поддерживаемую снизу ладонью левой руки. Протянув по ошибке одну руку и, не дай бог, левую, можно получить нарекание: «По-плебейски не протягивай, брат мой». В таком же шутливом тоне делают иногда замечания даже самому исполнителю ритуала разламывания головы. Замечания типа «душишь», «выкалываешь глаза», «отрываешь уши» могут быть сделаны ему, если он грубо и неумело хватает голову, долго и прилагая большие усилия отламывает ту или иную часть.

Движения должны быть легкими и артистичными. Поэтому после срезания ушей советуют захватить голову аккуратно не всей ладонью, а лишь двумя пальцами правой руки, чтобы, положив ее таким образом на ладонь левой руки, действовать дальше. Процедура дележа головы предусматривает речевое сопровождение, позволяющее понять глубокий смысл ритуала. Например, протягивая младшему ухо, старший может сказать ему: «Пусть даст тебе бог дожить до того возраста, когда удостоишься есть голову. А пока слушай старших и развивай свой ум». Парень, в свою очередь, благодарит «жреца»: «Старцем счастливым будь». Отдавая сидящему справа носовую часть, тхамада желает ему хорошего чутья и такта - свойств, необходимых для действенного контроля за поведением младших. Вручая височную кость с глазницей старшему из гостей, он обыгрывает новую тему: «Будь зорким и проницательным, чтобы ничто не ускользнуло от твоего взыскательного внимания и взгляда». В ответ на это следуют новые слова благодарности: «Почтенным старшим ты да будешь, долго возглавлять нас пусть даст тебе бог». Наконец, оставляя себе затылочную часть с мозгами, старший говорит: «А это я оставляю себе, чтобы думать о настоящем и предвидеть будущее». И опять раздаются возгласы одобрения и благодарности. Все это совершается не спеша, как священнодействие и постижение тайн успешного, продуктивного восприятия и анализа окружающего мира, благодаря которым сознание выходит за пределы первого слоя реальности.

Съедание различных частей головы барана имело магическое значение, укрепляло веру в возможность повышения эффективности всех наиболее важных познавательных процессов: слуха, обоняния, зрения, мышления. Кульминация застолья превращается вследствие этого в символ перехода к новым, более развитым формам осмысления бытия. Конечно, в истоках своих рассматриваемый обычай связан с распространенным во всем мире представлением о голове как о самом важном органе человека и животных. У адыгов голову козла приносили в жертву богу, установив на вершине креста, на который натягивали также шкуру пожертвованного животного. Практиковалось и коллективное съедание головы барана как форма причащения к божеству - и отсюда перенесение культа головы в праздничное застолье в виде самого почетного блюда. В этом качестве голову барана подают, как мы знаем, на пиршествах монголов, бурят, алтайцев, ногайцев, на празднествах многих кавказских народов и народов Средней Азии. Однако нет сведений, что при этом практикуется описанная выше сложная процедура ее подготовки, раздела, дележа. Нечто подобное наблюдается, как утверждают очевидцы, лишь в Южной Норвегии на острове Остерой у потомков древних викингов. В канун рождества праздничное застолье ознаменовывается у них съеданием головы барана почти в полном соответствии с ритуалом, бытующим у кабардинцев и балкарцев. Даже словесные формулы, произносимые при вручении участникам застолья различных частей головы, повторяют те, что практикуются в Кабарде, с акцентом на активизации, на расширении и углублении процессов познания.

В заключение отметим, что у кабардинцев и по сей день предосудительным, даже греховным считается выбросить голову барана или съесть ее, не исполнив описанный ритуал. Такова традиция, и я вспоминаю в этой связи эпизод из жизни писателя Аскерби Шортанова. Однажды он как тхамада угощал группу писателей, гостивших в республике. Но когда застолье подошло к концу, оказалось, что голову не доставили к месту пиршества. «Я оставил голову барана, там, где мы его зарезали», - сказал виновато призванный к ответу младший. Аскерби, говорят, помрачнел, опустил с досадой плечи и сказал: «Лучше бы ты свою голову там оставил».

© «Адыги.RU»


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Черкессы (адыги): С древних времен и до наших дней...
СообщениеДобавлено: 20 мар 2016, 09:07 
Не в сети

Зарегистрирован: 05 янв 2014, 22:26
Сообщений: 6691
Очков репутации: 3

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Север вот тебе и ссылка сайта

http://adygi.ru/index.php?newsid=2553

Загугли и ещё найдёшь информацию на эту тему.
Если ты раньше не знал кое чего ,это не означает , что такое ревозможно.Век живи и век учись.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Черкессы (адыги): С древних времен и до наших дней...
СообщениеДобавлено: 21 мар 2016, 18:13 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 23900
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Север писал(а):
Какие отличные посты Ардзана. Снимаю шляпу. Очень точно и тонко, со знанием дела. Тема растёт, и это хорошо. Надеюсь, что вскоре на форум прийдут приглашённые мною адыгские историки, и диалог будет плодотворным. Лион, замечательно ведёте свой форум.


Спасибо за добрые слова. Если придут адыги, будет класс! В рамках Правил и Концепции форума мы здесь всем рады! Пусть придут, пусть представят свои тезисы, историю и все, что хотят по своем народу - будет интересно послушать. Наш Сергей, Север джан, такой уж резкий человек, при том раньше он был еще больше резок. Но мы к нему привыкли, он учится и развивается.

В рамках Правил и Концепции форума пусть будет обмен мнениями, это для всех нас ;)

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Черкессы (адыги): С древних времен и до наших дней...
СообщениеДобавлено: 22 мар 2016, 19:03 
Не в сети

Зарегистрирован: 26 фев 2012, 20:09
Сообщений: 627
Очков репутации: 4

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
21 марта - адыгский (черкесский) новый год.

Начало нового года адыги издревле связывают с уникальным природным явлением – Днём весеннего равноденствия. Считалось, что именно с этого дня, 21 марта, когда свет и тьма разделяются поровну, начинаются обновления в природе: первый весенний гром, набухание почек на деревьях, буйное прорастание зелени.

22 марта вечером глашатай, сидя на муле, объезжал аул и оповещал о наступлении Нового года, поздравляя с праздником и приглашая и млад и стар собраться на следующий день, пока еще солнце не взошло у Святого дерева «Чъыгыудж» (буквально: танцующее дерево).

В тот же вечер молодые парни и девушки собирались и ходили по дворам с факелами, от дома к дому, распевая обрядную песню, в которой разносилась хвала грядущему году, выражалась надежда на добрый урожай.

Население приветствовало молодежь восторженно, одаривало её сладостями, добрыми пожеланиями в наступающем году. Люди в эту ночь не спали, бодрствовали. В очагах горел огонь, сквозь небольшие окна каждого жилища пробивался на улицу свет. А к утру весь народ, распевая песни, толпами тянулся к «танцующему дереву».

Святое дерево, могучий ствол которого едва ли могло охватить взявшись за руки несколько человек, заранее украшалось разноцветными лоскутками, игрушками и, непременно, растянутой сырой шкурой разделанного домашнего животного.

Все собравшиеся становились лицом на восток – к восходу солнца. Вперед выдвигался один из самых уважаемых старейшин аула, державший одной рукой «Хьалыжъу» (пирог с сыром), другой рукой – наполненный «Бахъсымэ» (хмельной напиток из проса) рог, а рядом по обе стороны стояли два подростка – мальчик и девочка.

Все вытягивают руки в сторону солнца, а старейшина, глядя на восходящее солнце, произносит «хъохъу» (здравицу) в честь Нового года: «Входи в наш дом, неся с собой счастье и добро, чтобы болезни обходили нас и над нами сияло мирное небо, чтобы наш очаг был полон пищи, и всё, что душе угодно, оказывалось в наших руках. Скажем «амин», чтобы грядущий год стал для всех нас счастливым».

После хъохъу люди рассаживались группами, выкладывали из своих сумок пищу, благословляя в тостах новый год, ели и пили бахъсымэ, после чего, взявшись за руки, исполняли круговой обрядный танец «удж», пели новогоднюю песню. Молодые джигиты гарцевали на лошадях.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Черкессы (адыги): С древних времен и до наших дней...
СообщениеДобавлено: 23 мар 2016, 15:19 
Не в сети

Зарегистрирован: 26 фев 2012, 20:09
Сообщений: 627
Очков репутации: 4

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
http://kommersant.ru/doc/2943962


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Черкессы (адыги): С древних времен и до наших дней...
СообщениеДобавлено: 23 мар 2016, 15:21 
Не в сети

Зарегистрирован: 26 фев 2012, 20:09
Сообщений: 627
Очков репутации: 4

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Пример привёл совместных действий. То есть бойкот турецких овощей фруктов. И из воюющей Сирии черкесы наладили поставку сельхозпродукции в РФ. Ну и конечно там армяне тоже есть.)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Черкессы (адыги): С древних времен и до наших дней...
СообщениеДобавлено: 04 май 2016, 04:30 
Не в сети

Зарегистрирован: 26 фев 2012, 20:09
Сообщений: 627
Очков репутации: 4

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
http://www.bivouac.ru/2016/05/adige-hab ... uorki.html


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Черкессы (адыги): С древних времен и до наших дней...
СообщениеДобавлено: 04 май 2016, 10:52 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 23900
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Спасибо, очень интересно. В общем и там, и там есть отдельный воин, в центре, по этому и похожи. Жаль, про адыгов в общем информация мала...

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 70 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5

Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB