Радикальный кабардино-черкесский национализм - хабзизм.В начале поста считаю необходимым сказать, что далеко не все постулаты черкесского национального движения продиктованы антироссийскими установками. Народы адыгской (черкесской) языковой группы находятся в неблагоприятном демографическом положении. Нарастают отчуждение от традиционных этнокультурных кодексов поведения и забвение этнической культуры, о чем бьют тревогу люди, искренне болеющие за свой народ. Примерно в таком же положении находятся и русские, и большинство народов Российской Федерации, и в этом отношении проблемы адыгских народов являются проблемами общероссийскими.
Но как и у любого другого народа, у черкесов (включая кабардинцев) имеются не только свои романтики, искренне верящие в цели движения, а и циники. Именно циники после распада СССР озвучили проект создания так называемой «Великой Черкесии» и даже сделали какие-то шаги по его воплощению.
Адыги (черкесы) в РФ проживают в основном на территории республик Адыгея, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия, а также в Краснодарском крае. Во всех этих субъектах РФ адыги представлены во власти более, чем широко. В КБР сегодня адыги (кабардинцы) составляют большинство населения и занимают посты Главы республики и Председателя Правительства, имеют своего представителя в Совете Федерации РФ. В Адыгее адыги (адыгейцы) вторые по численности, однако тоже занимают посты Главы республики и Председателя Правительства, имеют своего представителя в Совете Федерации РФ. В КЧР адыги (черкесы) третьи по численности, но за ними традиционно зарезервированы должность Председателя Правительства и представительство в Совете Федерации РФ. В Краснодарском крае адыги (в основном шапсуги) четвёртые по численности и за ними закреплена должность первого вице-губернатора края. Таким образом, имея общую численность менее миллиона человек адыги по степени представленности на высшем уровне региональной власти и в законодательной ветви власти в РФ занимают второе после русских место, опережая такие народы, как татары, башкиры, чеченцы, все вместе взятые народы Дагестана.
Необходимо иметь в виду, что современные адыги, как и родственные им абхазы, мало пассионарны. По крайней мере, по сравнению с другими кавказскими этносами. Это проявляется во многом, но наиболее заметно в низкой религиозности, мечети стоят пустыми, и вопиюще низкой рождаемости. При этом в черкесских республиках сложилось идейное направление якобы сторонников традиционного адыгства - адыгэ хабзэ, т.н. хабзисты. Они ориентированы на радикальный этнонационализм в противостоянии обоим видам глобализации. Как западно-российской, так и исламской (турецко-арабской). Хабзисты воспринимаются большинством адыгов, как светскими, так и молящимися мусульманами, городскими сумасшедшими. Израильский публицист Шмулевич жалуется, что Кремль скорее пойдет на послабления ваххабитам, чем черкесским националистам. Это логично. Кремль иногда заигрывает с теми, кто сила, и не склонен церемониться со всеми остальными.
Однако адыги уже давно не развиваются, не расширяют свое жизненное пространство. Это не растущий этнос вроде вайнахов. Адыги находятся в ситуации медленного и постепенного упадка ( в отличии от бурного у русских). Они вполне способны держать в подчинении утративших национальную самоорганизацию русских, но не могут занять территориальную и хозяйственную нишу, которая остается от вымирающих и покидающих Северный Кавказ русских. На место русских приходят другие этносы, пассионарные и растущие численно.
И вот в этих условиях оказались востребованными две темы: черкесского геноцида и репатриации мухаджиров. Как нельзя кстати здесь оказались предстоящие Олимпийские игры в Сочи и гражданская война в Сирии. Абсолютное большинство российских адыгов в душе осознают себя единым с адыгами диаспор народом и поэтому воспринимают обе темы довольно болезненно. Это сыграло на руку хабзистам, уже казалось почти исчезнувшим. Это, а также их поддержка из-за рубежа, несмотря на одновременную поддержку ваххабитов. Хабзисты, простимулированные известным решением Парламента Грузии, смогли на фоне относительно равнодушного большинства и вставших на тропу войны ваххабитов возглавить протестное движение под знаменами геноцида и репатриации.
Здесь надо отметить, что тема черкесского геноцида в нашей республике не является запретной, но поскольку в среде кавказоведов существуют разные точки зрения на суть, хронологию, характер Кавказской войны и мухаджирства, то изучать эту тему в средней школе было бы неправильно. В школьных учебниках сказано в общих чертах, что такая война была и принесла людям много горя. Совершенно необходимо, чтобы разногласия в трактовке тех событий сегодня не выносились за рамки академических дискуссий и не превращались в предмет политического торга или орудие в большой геополитической игре. Хабзисты же вынесли тему на улицу.
У классика адыгской литературы Исхака Машбаша есть роман «Жернова». И современные адыги действительно попали между двух жерновов. Глобализации западной и глобализации исламской. Первая больше представлена в республике Адыгея, вторая - у нас в Кабардино-Балкарии. На этом фоне несмотря на то, что многим кабардинским хабзистам криминальное поведение отнюдь не свойственно, зачастую это интеллигентные и мирные люди, в нашей республике воинствующий адыгский шовинизм порой выливается в омерзительные акты. Например, в массовые избиения русских и балкарцев. Кроме того, престиж адыгства в последнее время был очень сильно подорван представителями местных властей, позиционировавших себя именно хабзистами и попавших в громкие коррупционные скандалы. На этом фоне закомплесованная молодежь, особенно малообразованная и сельская, идет в основном не в хабзисты, а в ваххабиты. В этих условиях часть адыгов еще пытается сопротивляться внешним силам. Другие уже сдались и помогают перемалывать соотечественников. А третьим, большинству, просто на все наплевать, у них уже даже по поводу представляющего угрозу в первую очередь им самим бандподполья никаких эмоций нет.
Из всего этого можно заключить, что пресловутый проект «Великой Черкесии» может реализоваться только при крайне искусственных, тепличных условиях. При мощнейшем давлении действительно сильных государств и международных структур в пользу этого проекта. И то, что «Великая Черкесия» может существовать только «под колпаком» этих структур, которые будут мешать самим черкесам эту самую Черкесию развалить. Ведь согласовать интересы кабардинцев, адыгейцев, сирийских мухаджиров, турецких мухаджиров, всевозможных сторонников идейных и клановых течений практически невозможно.
_________________ Мы все - Великая Армения!
|