Кто-то может подумать, что случайный человек – бывает – взял и написал для какого-то сайта. Если бы это было так, разумеется, мы тоже не обратили бы на такую чушь никакого внимания. Беда в том, что в Азербайджанской Республике так думают не только “случайные” авторы, журналисты и прочие. Трагедия в том, что вся историческая наука в стране строится на этом же тезисе, что находит свое отражение во всех учебниках и толстых монографиях, академических изданиях. Чтобы убедится в этом, продолжаем ознакомление с мнением бакинских историков по данному вопросу.
Депутат Милли Меджлиса М. Гурбанлы (кстати, еще и кандидат исторических наук) считает, что Тюркменчайский договор сегодня признается всеми (?). “Согласно условиям этого договора, - продолжает он, - азербайджанский народ (?) и азербайджанское государство (?) были разделены на две части. На самом деле во времена, когда шла данная война, и был подписан данный договор, азербайджанцы (?) управляли Ираном. Сам шах был азербайджанцем (?), подписант данного договора от имени Ирана Аббас Мирза тоже был азербайджанцем (?), а этот договор в реальности разделил азербайджанский народ (?) на две части. Если придется пересмотреть данный договор, то Иран должен быть присоединен к Азербайджану (?), и управление Ираном должно перейти в руки азербайджанцев”.
А теперь перейдем к ученым-историкам более высшего ранга. В интервью 1news.az депутат Милли Меджлиса, директор Института востоковедения НАНА им. ак. З.М. Буниятова, профессор Говхар Бахшалиева, отвечая на вопрос корреспондента “Некоторые иранские законодатели предлагают “пересмотреть Тюркменчайский договор и включить земли Азербайджанской Республики в состав этой страны”. Как вы можете это прокомментировать с точки зрения истории и международного права?”, однозначно утверждает: “До начала 20-го века в Иране во главе государства стояли азербайджанские тюрки (?) и в течение нескольких столетий Иран, фактически, был именно тюркским государством (?). Если брать Империю Сефевидов, куда входил современный Иран, то Шах Исмаил создавал его именно как тюркское государство (?). Все мы знаем, что и государственным языком при Шахе Исмаиле был тюркский язык (?), то есть азербайджанский язык (?). Он также в тот период положил конец написанию в этом государстве стихов и истории поэзии на фарси (?). Поэтому, думаю, что иранским парламентариям не лишне будет открыть учебники истории того периода и еще раз ознакомиться с ней”.
Другой бакинский историк, доктор исторических наук, профессор БГУ Джамиль Гасанлы, комментируя последние новости о том, что в парламенте Ирана разрабатывается новый законопроект в связи с пересмотром Тюркманчайского договора, хоть и признает, что “Понятие “Иранский Азербайджан”, или “Южный Азербайджан”, появилось в исторических текстах в начале XIX века”, по сути, повторяет мысль предыдушего автора, когда вопрос касается исторической принадлежности области Азербайджан Ирану.
По его мнению, русско-иранские войны начала XIX века “тяжело отразились на судьбе азербайджанских ханств (?), образовавшихся после смерти иранского шаха Надира (1747 г.), а к началу XIX века уже представлявших собой независимые государственные формирования. Приход к власти в Иране династии каджаров и экспансионистская политика России на Кавказе создали угрозы их независимости”. “Таким образом, исторические территории Азербайджана (?) были разделены на две части: земли Северного (?) Азербайджана (севернее реки Аракс) оказались в составе Российской империи, а южнее Аракса — в составе Ирана. В результате появились термины “Русский (?) Азербайджан” (он же — Северный Азербайджан), а также “Иранский (?) Азербайджан”, или “Южный Азербайджан””.
По его словам, первый секретарь ЦК КП АССР Мир Джафар Багиров в свое время отмечал, что “крупнейшие города Ирана: Казвин, Урмия, Миане, Марага, Тебриз, Ардебиль, Салмас, Хой, Энзели и другие - были родиной наших предков. И если хотите знать правду, то и Тегеран - древний азербайджанский город”.
Наконец, вот, что пишет сам директор истории НАН АР профессор Я. Махмудов: “Исторические земли Азербайджана (?), охватывавшие на севере Большие Кавказские горы, на западе - Алагёзскую горную цепь с бассейном озера Гёкча (ныне озеро Севан - Я.М.) и Восточную Анатолию, на востоке - Каспийское море, а на юге - пределы Султании, Зенджана и Хамадана, являются одним из древнейших культурных центров зарождения современной цивилизации”.
По его словам, “Азербайджанский народ (?), являющийся в настоящее время вторым после анатолийских тюрков крупным тюркским народом, создал на этой территории - на исторических землях Азербайджана богатую и самобытную культуру, в том числе и традиции государственности. Исторические земли Азербайджана (?), на которых жили предки азербайджанского народа (?), входили в регион, охватывающий территории между Каспийским, Средиземным морями и Персидским заливом, где зарождались и делали свои первые шаги древнейшие цивилизации”.
_________________ Приходите в мой дом...
|