Таким образом, страна турок находилась по соседству с Тибетом и Китаем, то есть очень далеко от того места, где хотели бы их видеть закавтурецкие фантазеры. Не надо шутить с киблой…
В главе «Титулы царей стран» на стр. 16-17 ибн Хордадбех называет титулы правителей разных стран, говоря, что все цари турок, Тибета и хазар назывались хаканами, кроме царя тюркского племени харлух, которого называли джаргуйев[8].
О жителях Адарбайджана приводит сведения и арабский географ персидского происхождения Ибн аль-Факих (г.р.н. - после 903 г.). В своем труде «Книга о странах» («Китаб аль-булдан») на стр. 284-285 он рассказывает об Адарбайджане, о происхождении названия этой страны, и говорит, что когда арабы завоевали Адарбайджан, они переселили туда свои племена (то есть арабов — С. С.) из Египта и Сирии, которые захватили земли, и местные жители начали обрабатывать земли для пришельцев. Сообщая такую подробность, аль-Факих не упоминает ни о каких турках в Адарбайджане.
На стр. 286-301 аль-Факих, описывая административную единицу Арабского халифата Арминию[9], в конце приводит легенду о Гоге и Магоге и говорит, что эти народы состоят из 24 племен, и когда Александр Македонский построил стену, чтоб они не нападали на жителей Кавказа, одно из этих племен было в походе. Таким образом, за стеной осталось 23 племени, и они назывались турками, так как были оставлены за стеной (от арабского слова тарака — оставить). Из этой легенды видно, что часть тюркских племен проживала севернее Кавказа, конечно, не во времена Александра Македонского, а в то время, когда арабы узнали об их существовании.
Географ Ибн Хаукаль (г.р.н. – после 977) путешествовал по многим странам от Индии до Атлантического океана, бывал в Армении и Адарбайджане. В сочинении «Картина Земли» («Сурат аль-ард») на стр. 5-9 в §§ 3-4 он рассказывает о составленной им карте обитаемого мира и в числе различных стран упоминает Армению, Арран (аль-Ран), Атропатену (Адарбайджан), многие народы и племена — славян, болгар волжских и дунайских, русских, пацинаков (печенегов), персов, алан (аль-Лан), армян (аль-Арман). Говоря о Китае, Хаукаль отмечает, что страна турок и часть Тибета входят в Китайское царство.
Много сведений о тюрках сообщает известный историограф и богослов Табари (838/839 - 923) в своей «Истории пророков и царей». Описывая завоевания арабов в восточных областях бывшего Персидского государства, в Гиркании (араб. Джурджан, арм. Վրկան, греч. Υρκανία), Хорасане, а также в Средней Азии в период 22 (642/643) – 141 г. х. (757/758), Табари упоминает тюрок в Дихистане (город на территории современной Туркмении — С. С.), за рекой Фергана, в Балхе (город на территории современного Афганистана — С. С.), в Кухистане (область в Иране — С. С.), в Мавераннахре (междуречье Сырдарьи и Амударьи), Хорасане, Невакете (на территории современной Киргизии — С. С.), по соседству с эфталитами, тибетцами, согдийцами, ферганцами.
Автор арамейского происхождения Кудама ибн Джаафар (873/874 - после 932) в шестой части своего труда «Книга податей и искусство секретарства» («Китаб аль-харадж уа синаат аль-китаба») на стр. 252-266 гл. VII, говоря о бюджете пограничных укреплений халифата, упоминает персов, урумов (греков), армян. Говоря о турках, он утверждает, что большинство их проживает в той зоне пограничных укреплений, что находится в Хорасане и называется Нушаджан, располагаясь восточнее Самарканда, то есть в Средней Азии.
Географ Истахри (г.р.н. – после 951) в сочинении «Книга путей и стран» («Китаб ал-масалик уа-л-мамалик») дает подробное описание тех стран, которые он считал частью исламского мира. На стр. 180-194 Истахри пишет об Арминии, Арране и Адарбайджане. Говоря о языках этих стран, Истахри сообщает, что язык Адарбайджана, Арминии и Аррана — персидский и арабский, однако в Двине (столице Арминии) и окрестных областях население разговаривает по-армянски (армания, арминия), а в области Партава язык населения — арранский (аррания). В этом краю есть горы, называющиеся Кабк (Кавказ), вокруг которых живут многочисленные неверные, говорящие на многих языках. Упомянутый выше географ ибн Хаукаль, рассказывая о языках населения этого региона, отмечает, что в Адарбайджане говорят на персидском (фарисия) и атропатенском (азария), в Армении говорят на армянском (аль-армания), а в столице Аррана, Партаве, говорят на арранском (аррания).
Ценные сведения авторов X в. Истахри и ибн Хаукаля подтверждают, что в этих областях, в том числе в Адарбайджане, никто не говорил на тюркских языках. Если бы там присутствовали тюрки числом, «как муравьи», или «как саранча», нет сомнений, что Истахри и Хаукаль зафиксировали бы их язык.
_________________ Приходите в мой дом...
|