Устян А.Р. профессор, кандидат политических наук
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И ЛИДЕР-МЕССИЯ (несколько слов к вопросу о приоритете стратегического мышления)
В организационно-политическом процессе зачастую встречаются точки зрения о приоритете тактического мышления, но автор данных строк настаивает на приоритете стратегического мышления без ущерба тактическому мышлению. Подобный подход нуждается в разъяснении и уточнении. В сложной истории армянской государственности наблюдается один тот же изъян – отсутствие идейно-политического и стратегического мышления (мысли), что не позволяло в долгосрочном плане выстроить армянскую государственность. Вот и сегодня раздаются голоса, что тактика приоритетнее стратегии. Ну что ж подобный подход имеет право на существование, но он с государственнической позиции ущербен, чему свидетельство политическая история Армении. Для начала определимся, что стратегически мыслить могут не многие (компетентное меньшинство) и это аксиома, которую надо усвоить. Но что значит стратегически мыслить? Стратегически мыслить – это значит быть способным к видению того, каким может или должно быть положение вещей в будущем, исходя из сложившихся на данный момент ситуации. Стратегически мыслить – это значит быть дальновидным реалистом и прагматиком. Стратегически мыслить – это значит определять действия и поступки сиюминутности исходя из их конечного результата. Следовательно, профессиональное стратегическое (дальновидное) мышление не позволяет принимать опрометчивых сиюминутных (тактических) решений с отрицательным результатом. Стратегическое мышление включает в себя и собственно тактическое мышление, но крайне редко можно встретить обратное. С чем это связано? Видимо, это связано с всепоглощающей действительностью, которая охватывает тактика и диктует ему условия конъюнктурной выгоды с отрицательным долгосрочным результатом («проигрыш будущего»). Стратег, обладая стратегическим мышлением, озадачен в первую очередь мыслью о заботе за будущее. Это не значит, что для него тактика не важна, но она встраивается в общую канву долгосрочных действий и решений и приобретает характер стройности и логической завершённости. Армянское тактическое мышление всегда страдало от отсутствия стратегического мышления, от отсутствия понятия, куда оно ведёт, в конечном счёте, людей. Для стратега обладающего стратегическим мышлением крайне важно заботиться не только о действительности, но и о будущем. При этом это будущее будет определять действительность с точки зрения правильности принятия тактических решений и их результативности в будущем. Стратег способен в отличие от тактика увидеть будущее, заглянуть за горизонт и представить себе и другим величайшие возможности, которые их там ожидают. Стратег видит впереди что-то значительное – пусть даже оно скрыто за пеленой времени – и прозревает необычайные победы, способные сделать из заурядного явления нечто значительное. Главное стремление стратега – это стремление сделать со временем жизнь лучше (стремление к идеалу, исходя из обстоятельств). Для стратега (стратегического мышления) все предприятия и проекты, большие и малые, начинаются с идеи, с воображения и веры в то, что мечта может превратиться в реальность. Стратег ставит долгосрочные цели, как перед собой, так и перед другими. На этом пути он (они) выполняет миссию. Стратег по духу «миссионер-архитектор и инженер-конструктор будущего». Стратег – это лидер, который хочет сделать нечто значительное, добиться того, чего не добивался до него никто другой. Никто не может ему навязать своего видения. Во многом это связано с ясно и твёрдо сформировавшимися представлениями о ценностях и чётком видении будущего. Стратег-лидер, обладая харизматическими качествами, создаёт атмосферу значимости цели, глубоко веря в неё. Вера – это то, чем стратег-лидер заражает окружающих. Что же движет им? Два типа мотивации – внутренняя (ради Бога и людей, «дух заботы») и внешняя (материальное вознаграждение). При этом внешняя мотивация создаёт условия для уступчивости и угодливости или неповиновения, внутренняя (самомотивация) приводит к гораздо выдающимся результатам (последним как раз-то и обладает лидер-миссионер). Подобный миссионер, который руководствуется внутренней мотивацией, продолжает добиваться результата даже при отсутствии поощрения. Простой же лидер-тактик, наделённый лишь внешней мотивацией, прекращает попытки, как только исчезает стимул действия (вознаграждение или наказание) по принципу «нет заботы – нет работы». Для стратега-миссионера подобной проблемы не существует: он обеспечивает работой себя и единомышленников «на всю оставшуюся жизнь». Таким образом, появляется созидательный «смысл жизни», основанный на целеустремлённости, внутренней мотивации и чётком видении будущего. Подобный подход не означает полного отсутствия внешней мотивации, она лишь вторична и не столь значима как внутренняя мотивация. Лидер-миссионер – это стойкое стратегическое мышление способное демонстрировать дальновидность в эпоху стремительных изменений. Это значит, что подобный лидер обладает великолепным видением ситуации, он способен распознавать определённый порядок в хаосе. Именно так он занимает определённую нишу. Он влюблён в свои идеи, которые являются революционными методами изменения стиля и образа жизни людей. Он стабилен и стоек. Он чётко формулирует цели и задачи. В нём в высшей степени развито инстинктивное чувство или ощущения. Он оптимистичен и у него позитивный интуитивно-эмоциональный процесс тесно связанный с энергией и энтузиазмом (воодушевлением). Стратег не может мыслить стратегически (определять будущее) если он не знает настоящего и прошлого. Он должен знать, «каким образом мы докатились до такой жизни», «сколько времени займёт реализация целей и задач, и каковы будут результаты». Суть умения понимать будущее заключается в готовности увидеть его, и увидеть в перспективе. Чтобы обладать способностью видения, необходимо видеть перспективу: тенденции и явления, а не просто случайности. Лидер-миссионер свободно оперирует информацией, которая ему помогает обобщать факты в союзе с его интуитивным чувством и опытом. В результате именно знания, полученные таким путём, откладываются в подсознании лидера и становятся основой интуиции, внутреннего понимания и видения, становясь при этом глубокими и всесторонними (поступки и видение тесно связаны). Лидер, испытывая озарение, действует. Таким образом, для лидера-миссионера видение будущего – это процесс, который начинается с увлечения, глубокого чувства, заботы или вдохновляющей идеи. Видение будущего может быть не ясным, но, по крайней мере, он концентрируется на значимой теме. Он начинает верить, что есть лучшее завтра, поступает так, как подсказывает интуиция, и видение становится немного яснее. Он делает что-то ещё, что ему интересно, и видение ещё больше проясняется. Более того, запустив процесс, у него со временем в мечтах появятся подробности. Это многократно повторяющийся процесс, в результате которого можно чётко сформулировать нечто. После достаточно долгого погружения, после накопления опыта можно ответить на вопрос: «Каким видится будущее?» Что же такое «видение». Термин «видение» означает идеальное, единственное в своём роде видение будущего, которое призвано служить общему благу. Оно означает выбор ценностей, придающих нашей жизни смысл и целенаправленность. Видение подразумевает надежды, мечты и стремления. Это сильнейшее желание добиться великих свершений. Это выражение честолюбия и оптимизма. Видение обязательно вызывает в воображении вдохновляющие возможности, революционные технологии или кардинальные социально-политические перемены.
_________________ Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас Диоген Синопский Всё тайное рано или поздно становится явным Сократ Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским) Д.Коннер
|