– Мне всегда казалось, что обвинение в «национализме» – чисто большевистское. Но, оказывается, в «прогрессивной» Америке это все еще используемое пугало.
– В таком же качестве это понятие используется и Западом в целом. Империи и многонациональные государства очень опасаются освободительных движений. Обзывая их националистическими, они затем поступают с малыми народами как им заблагорассудится. Национализм – ярлык негативный, и Паносян, будучи питомцем американского «арменоведения», использует его именно в этом смысле.
- Не стесняясь даже своей фамилии? Естественно, что малой «жатвой» он не ограничился, так какие же еще «открытия» он представляет в своем опусе?
- Таких, как Паносян, я называю младосюницами. Как и печально известный фальсификатор Рональд Сюни, он не создал какого-либо серьезного научного исследования, а его книга всего лишь пересказ всех тех ложных утверждений, которые в свое время высказали Нина Гарсоян, Роберт Томсон, Джеймс Рассел, Рональд Сюни, другие представители американской школы «арменоведения». Так, например, Паносян повторяет ложный тезис о том, будто древняя Армения была «вассальным царством с определенной внутренней автономией» (стр. 38). То есть, что у нас, якобы, было не могучее государство со 120-тысячной армией, а всего лишь внутренняя автономия. Он пишет «Армения», а в скобках прикрепляет к нему турецкий эрзац-термин – «Анатолия» (стр. 34). Более того, он утверждает, что «историческая родина армян находится в сердце Анатолии», причем в лучшем случае армяне составляли на своей родине «относительное большинство» (стр. 387). Паносян унижает также армянские царские династии. Он пишет, например, что неизвестно, были ли Ервандиды армянами, поскольку «они вступали в смешанные браки с правящими родами Персии» (стр. 35). А царские династии каких стран не поступали так же – сколько, к примеру, сегодня английской крови в королеве Англии? Однако разве можно не считать ее англичанкой? Еще: Паносян, неуместно спекулируя на парфянском происхождении Аршакидов, безосновательно сомневается в их армяноязычии (стр. 38-39). А «основы первого настоящего армянского государства» были заложены, по его мнению, лишь при Арташесе I (стр. 36).ПРО ЕРВАНДИДОВ АРМЕН СКАЗАЛ БЛЕСТЯЩЕ