Сохранился документ, содержащий в своеобразной форме информацию о расовых антипатиях аккадских царей. Согласно этому документу — так называемой "Легенде Нарамсина", сохранившейся в копиях II тыс. до н.э. (см. [50]), — первые серьёзные несчастья обрушились на Аккадскую империю во время правления внука Саргона — Нарамсина. Царю Нарамсину пришлось воевать с армией кочевников "Умман-Манда", вторгшихся в Месопотамию из каких-то северных горных стран. Враждебность к пришельцам подчёркнута в "Легенде" двумя любопытными штрихами. Один из них — описание физического облика воинов вражеской армии: "Люди с лицами воронов" (см. [50], стр. 99), что, как давно замечено (см. [42]), должно относиться к арменоидности кочевников. Вторая деталь — Нарамсин вообще сомневался в принадлежности его врагов к человеческому роду. Царь приказывает поймать одного из воинов противника и проверить, есть ли у пленника кровь. Такого рода сомнения тоже ассоциируются с ненавистью именно к "арменоидам", которых и современные вдохновители вражды к евреям или армянам представляют холодно-расчётливыми, бездушными и потому как бы "лишёнными крови" существами. Имя царя кочевников из "Легенды Нарамсина" — Анубанини — сохранилось также в (аккадо-язычном) тексте высеченной им наскальной надписи в районе северной части современной ирано-иракской границы. Оказывается, Анубанини — царь "луллубеев", народа, победоносные войны с которым упомянуты в барельефах, оставленных Нарамсином. Название "Луллу" (луллубеи) встречается в ассирийских документах II тыс. до н.э., где оно соответствует географической области к востоку от Ассирии, а также в документах Хеттской империи (II тыс. до н.э.), где почти все упоминания о "хабиру" (см. ч. II, гл. 4) встречаются в паре "хабиру (аперу) и луллахи (Луллу)" (см. [48]). Интересно, что название "Умман-Манда" дожило до I тыс. до н.э., когда писцы Ассирии и Вавилонии применяли его к мидийцам ("Мадай"); а также к вторгавшимся в Месопотамию и соседние страны скифам и киммерийцам. (Переднеазиатские тексты знают три волны «манда».Первая, обрушившаяся на Аккадскую державу в конце XXIII в. до н.э., может быть гипотетически сопоставлена с носителями культур круга майкопской. «Манда» второй волны ( упоминаются в XVIII – XVII вв. до н.э.) в основном тождественны индоарийским племенным группам, из среды которых вышли основатели династии хурритского (древнеармянского) государства Митанни и основатели древнеармянского княжества Мандакуни, располагавшегося у северо-восточных рубежей Сирии. «Манда» третьей волны (XVII в. до н.э.) – это т.н. переднеазиатские скифы. После перехода их под власть Мидии (около 613 г. до н.э.) население Мидийской державы стало суммарно обозначаться месопотамцами как «умман-манда». См. История Древнего Востока. М., 2002, стр.673 - ред. ).
|