«Забыл я народ свой и дом отца своего» Слушай, сын, тишину - эту мертвую зыбь тишины, где идут отголоски ко дну. Тишину,где немеют сердца, где не смеют поднять лица. Ф.Г.Лорка "Тишина" Еще одним камнем преткновения, имеющем непосредственное отношение к вопросу происхождения армян, является вопрос существования или отсутствия армянской дохристианской письменнности. Академическая позиция по данному вопросу состоит в том, что до V века н.э. у армян не существовало своего алфавита. Однако и здесь, точно так же как и в вопросе происхождения названий hay и armen, не существует единой позиции относительно того, алфавитом какого именно народа, в таком случае, пользовались армяне. Одни утверждают, что это был греческий, другие ассирийский, третие, указывая на межевые камни царя Арташеса, считают, что армяне пользовались арамейским алфавитом, четвертые говорят о персидском, пятые об урартской клинописи.. Сторонники гипотезы о существовании письменности в до христианской Армении топчутся на месте, стараясь разгладить острые углы, которые всякий раз выпирают при обсуждениях роли христианской церкви в данном вопросе. Столь неоднозначная их позиция дает противникам этой гипотезы возможность выталкивать сам вопрос за сферу серъезных научных обсуждений. В качестве одной из консенсуальных версий относительно исчезновения армянской до-христианской письменности приводится версия о гибельном влиянии зороастризма, с разрушительной силой проникшего в Армению в правление первого царя Сасанидской династии Арташира (224-241) и его сына Шапуха I (241-272), в результате чего якобы имело место постепенное отступление от исконной армянской веры к зороастризму. Указывается на приказ Арташира о том, чтобы "Огонь Ормизда, что на вершине багины, находящейся в Багаване, неугасимо горел” , а также на факт уничтожения Арташиром статуй, посвященных солнцу и луне, воздвигнутых царем Валаршаком Парфянином. Григорий Просветитель Все это призвано убедить читателя в том, что жесткость действий Григория Просветителя, описываемых армянскими историками, была направлена против зороастрийцев и что к потере армянами письменности христианская церковь не имеет никакого отношения. Подобная попытка разглаживания острых углов понятна и все же не следует грешить перед историей, представляя безгрешными тех, кто когда-то имел неосторожность грешить. Ведь и сама церковь порицает более не за сам грех, как за непокаяние. Я придерживаюсь мнения, что сколь бы не была велика вина церкви, теперь она не нуждается в особой защите. Ее дальнейшая историческая роль, деятельность ее выдающихся представителей в сохранении армянской самобытности и самосознания огромна, ее роль в современном обществе неоценима и этого достаточно, чтобы всякий трезвомыслящий армянин (верующий он или нет) отождествлял ее с теми крепостями Армении, что были разрушены на самой заре христианизации. Сегодня, когда на всей территории Исторической Армении практически невозможно обнаружить памятников языческого прошлого, создается впечатление, что этого прошлого у армян никогда не существовало... Все то, что осталось считалось заслугой христиан, которые спустя всего какие–то годы после начала христианизации писали, что Армения до принятия христианства была «дикой, пустопрожней и скотской»3 страной. Верно то, что Армения, уже однажды пройдя испытание зороастризмом, стала первой в мире страной, где к концу 3-го века н.э. для доселе гонимых христиан появилась реальная возможность создания христианского государства и посему Армения приняла на себя самый первый и самый жестокий удар. Сотни тысяч христиан со всего мира прибывали под покровительство царя Тиридата. Пополняя ряды местных христиан, они выплескивали всю накопившуюся за долгие годы гонений злобу и ненависть на все то, что хоть каким–то образом имело отношения к язычеству. Но разве только жестокостью первого удара объяснимы потери, которые понесла Армения? Вся культура в целом, в том числе и в особенности письменность, были приговорены к уничтожению. Нигде в мире мы не наблюдаем подобного и потому вопрос только в том – Почему?. Если принять за правду утверждение о том, что Армения до принятия христианства была «дикой, пустопорожней и скотской» страной , то что тогда делать со свидетельствами иноземных авторов, которые ясно говорят о существовании в Армении письменной культуры, о величественных языческих храмах, о богатых городах и поселениях, об изумительных произведениях искусства, о хорошо обученной армии, о законах и наконец о театре времен царей Тиграна, Артавазда и Абгара? Неужели все это создавалось на фоне полного отсутствия культуры, в « дикой, пустопорожней и скотской» стране? В одном месте Агафангел, описывая деяния Григория Просветителя, пишет буквально следующее:-«.. неизмеримо удалил их [армян] от их исконных традиций, до того что они сказали "забыл я народ свой и дом отца своего”»История Агатангелоса Нигде в мире нельзя увидеть подобного - невозможно объяснить столь старательное уничтожение лишь непродуманными действиями фанатичной толпы или банальной ненавистью к язычникам. И я вновь говорю - Здесь было нечто особенное, что-то такое, чему был вынесен приговор на обязательное, полное искоренение. Но Зачем?! Зачем и почему христианам было столь важно, чтобы армянский народ запричитал - «Забыл я народ свой и дом отца своего» и как именно они добивались этого? Как добивались? По-разному и в первую очередь выскабливанием, ибо только выскабливанием можно назвать то, что творили христиане в Армении, иначе мы не были бы вынуждены довольствоваться скупыми свидетельствами иноземных историков, жалкими остатками в виде межевых камней царя Арташеса и фундаментами под христианскими храмами. Выскабливали - и это неопровержимый факт. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно прочесть Историю Агафангела, текст которого буквально пестрит выражениями – «предать забвению, стереть из сердец», «стереть в порошок», «сравнять с землей», «чтобы не видно стало, что там что-то было.» и т.д, и т.д, и т.д. Разве в дикой, пустопорожней, скотской, погрязшей в безграмотности и бескультурье стране может быть что-то, что достойно подобного внимания? Разве можно придавать забвению, стирать из сердец и сравнивать с землей, то чего не существует?
|