bzntm писал(а):
Выступлю в роли арбитра, хотя все же мне кажется, что правды больше на стороне позиции представляемой Воином301.
Спасибо.
Согласен, что нужен сбалансированный подход. Попробуем быть максимально сбалансированными.
Итак. В государстве Х происходят какие-то процессы, которые ведут за собой новые перемены. Предположим, что государство Х находится в скрещении торговых путей. При возможности долгой и безопасной жизни этого государства и при условии использования торговых возможностей этого государства - торговля, и всё связанное с торговлей, - увеличится. Развитие торговли приведёт к переходу от феодального строя общества к капиталистическому.
Это социальная сторона вопроса. Это когда социальные явления влияют на будущее государство, но
переход от феодализма к капитализму означает в первую очередь переход от феодального мышления, к капиталистическому.
Вывод: социальные процессы протекают незаметно и когда они становятся заметными появляется потребность в создании конкретной идеологии и мышления.
Сейчас Армения является капиталистической страной, но на мой взгляд Армения сейчас неофеодальная страна, т.к. среди граждан Армении преобладает феодальное мышление, а не капиталистическое, поэтому в Армении капитализм реализуется не полностью. Думаю такая же ситуация во многих других постсоветских государствах, особенно в Азербайджане.
Вернёмся к теме. Когда феодализма уже не избежать и когда феодальное сознание среди феодалов уже сформулировалась остаётся только одно - смериться с этим и внести некоторые корректировки в это мышление, что, собственно говоря, было сделано в Сасанидской империи.
Скажем так, феодальное мышление может быть и среди царей, это когда каждый отпрыск царского рода борется за завладение короны, царства или некоторой части этого государства.
Когда Парфянскую империю терзали подобные войны - на смену им пришли Сасаниды, которым тоже не удавалось обходит братоубийские войны ради царской короны, но в их империи феодалы насколько бы не были сильными - они всё равно полностью подчинялись своему шаху, а если вспомним историю, в отличии от тех же феодалов Парфянской империи.
Причина тому не только в количестве армии шахи и больших размеров Персии, а идеологии, религии, которую реформировали и потом активно защищали Сасаниды. Такая же идеология, может и лучше, была в "Доме Армянского Царя", т.е. в Большом Айке. Защитниками этой идеологии был в первую очередь, как не сложно догадаться, царь, потом его самые преданные люди или нахарарские дома, но особое место в этом вопросе занимало армянское жречество, которая, как и в дальнейшем ААЦ, состояла из конкретных родов, которые всегда наследовали разные жреческие посты, как это было с родом Лусаворича, чьи потомки наследовали друг у друга престол католикоса. Самые сильные роды, как в раннем средневековье, владели самыми высокими должностями.
Феодализм в Армении возник(точнее, получил большое распространение), если не в I в. н.э.(возможно и то раньше), то не позже II в. н.э., так как в конце III века и IV века мы видим развитый феодальный строй, но до принятия христианства, а если точнее - до Аршака II, - армянские нахарары никогда не восставали против царя и против государственности! После принятия христианства Армения перестала быть независимой страной, т.к. Всемирная Церковь, частью которой являлась и ААЦ, вообще-то были за соединения всех христианских стран. Вообщем, в этом не будем углубляться, лишь скажу, чтобы потом не возникли никакие недопония по этому вопросу, - Армянский Престол угробил не христианство, а ААЦ, армянских феодалов развратил не христианство. Армяне и армянские нахарары не знали, что такое оставлять своё землю, свою родину, и уходить в чужие страны для более благополучной жизни, возможно и по причине того, что за такие поступки они и их род мог дорого поплатиться, а после 301г. сперва начали готовить восстание против собственного царства, а потом, разрушив свой дом, с мышлением слабого человека - покидали свои дома в поисках более хорошей жизни.
P.S. Исключения всегда бывают.
Заключение: проблема была не в феодальном укладе государства, в этом случаи Армении, а в идеологии и мышлении, которым обладали эти феодалы и которое было сформулировано после уничтожения армянской веры/идеологии. Тот же феодальный строй был в Сасанидской, Византийской, Российской империи, во многих других странах, но именно от этого эти государства не разрушались, но почему-то от этого Армения разрушилась.