Теперь обратимся к третьему вопросу: предложению уполномоченных структур международного сообщества о границах Южного Кавка-за. Вопросы взаимных границ стран Южного Кавказа стали предметом рассмотрения на Парижской мирной конференции (1919-20гг.). Соответствующий доклад о границах Армении и Азербайджана, Армении и Грузии приняла специальная комиссия, определяющая границы Армении. Под докладом данной комиссии стоят подписи полномочных представителей стран-членов Совета Лиги наций – Франции, Британской империи, Италии и Японии. Этот доклад, который датирован 24 февраля 1920г. и озаглавлен «Доклад и предложения комиссии, определяющей границы Армении»[4] уточнил и закрепил принципы делимитации РА с ее северными соседями. Он, в частности, фиксирует: «Что касается границы Армянского государства с Грузией, а также Азербайджаном, то Комиссия находит, что сейчас пред-почтительнее дождаться результатов такого соглашения об уточнении вышеуказанных границ, которые сами три республики отразят в договорах. В том случае, если данные республики не придут к какому-либо соглашению о своих границах, вопрос должен быть передан на арбитраж Лиги наций, которая создаст межсоюзную комиссию для определения вышеуказанной границы на месте, учитывая в качестве принципа этнографические данные».
Весьма важно, что указанный документ был включен в полный отчет Арбитражного решения президента США Вудро Вильсона (22 ноября 1920г.) (Arbitral Award, 22 November 1920) как 2-ой документ 1-го приложения (Full Report, Annex I, No 2), который свидетельствует, что Соединенные Штаты признавали правовую сущность и законность указанного документа.
Указанные положения были включены также в Севрский договор (10 августа 1920г.), [5] 92 статья которого фиксирует: «Границы Армении с Азербайджаном, а также Грузией будут определены посредством прямого соглашения заинтересованных стран. В том случае, если заинтересованные страны не смогут достичь соглашением определения границ до упомянутого в 89-ой статье срока, предмет вопроса –граница будет определена Главными Союзными силами, которые на месте осуществят ее нанесение».
Естественно, Главные союзные силы, которые также составляли часть Совета Лиги наций, руководствовались бы ими же разработанными и курируемыми принципами.
Необходимо указать, что разведывательный отдел делегации США на Парижской конференции (Intelligence Section of the American Delegation) в предварительных предложениях, адресованных Вильсону (датированных 21 января 1921г.), [6] однозначно высказывается в пользу присоединения подрайонов Ахалкалака и Ахалцхи Армении. В предложениях, уточняющих границу РА, в частности, записано: «Хотя и на удалении от расположения основных потоков международной торговли, вместе с тем, два выхода Армении к Черному и Средиземному морям обеспечат ей ту жизненно важную связь, которая необходима для экономической безопасности. С точки зрения местоположения и торговли регион Киликии [провинции] Адана принадлежит Армянскому нагорью, а не находящимся по обе ее стороны турецкой Анатолии или Сирии. Включение Карсской и Ереванской областей бывшей Российской [империи] вместе с под районами Ахалкалака и Ахалцхи (в состав Армении), обусловлено тем обстоятельством, что они содержат в себе самые многочисленные массы армянского народа».
Предложенные и закрепленные указанные принципы, а также Арбитражное решение Вильсона не были претворены в жизнь, поскольку все 3 страны Южного Кавказа были оккупированы, а затем аннексированы большевистской Россией, то есть, потеряв свой суверенитет, перестали быть субъектами международного права. Нужно еще раз повторить, что в годы оккупации (1920/21-22), а затем аннексии (1922-91), какое-либо совершенное действие – делимитация, административно-территориальное деление, создание административных единиц – не создавало и не могло создавать правовых последствий, поскольку в сложившейся ситуации все эти действия изначально были следствием грубого попрания международного права: это – незаконное лишение государственности международно признанных независимых стран – республик Армении, Грузии и Азербайджана (1918-20/21). Преступление не порождает права: Ex injuria non oritur jus.
Таким образом, совершенно ясно, что не существует какого-либо международного документа (international instrument), который на основе международного права и применением процедуры международного права определял бы границу между РА и Грузией. Более того, не существует какого-либо международного документа, который являлся бы основанием для закрепления грузинского титула на Джавахкский регион (или, как пишут американцы, подрайоны Ахалкалака и Ахалцхи). Наоборот, есть международные документы, [7] содержащие принципы и предложения, закрепляющие армянский титул на территорию предмета вопроса. По меньшей мере, странно, что сегодня делается попытка придать главенствующий статус партийным решениям в отношении международных документов.
Вопрос южнокавказских, а также армяно-турецкой, границ может и должен решаться только на основе международного права претворением в жизнь уже состоявшегося решения (22.11.1920г.) и уточненных принципов (24.02.1920г.). Необходимо напомнить, что сегодняшняя политическая карта Европы и Среднего Востока почти полностью сформирована на основе решений, принципов и предложений Парижской конференции 1919-20гг. Если кто-нибудь сегодня попытается поставить под сомнение решения Парижской конференции в части Армении, значит, он поставит под сомнение всю политическую и правовую системы сегодняшних Европы и Среднего Востока.
Ссылки и примечание 1. Нейтральный пояс Лори– пояс, образованный из районов Алаверди, Узунлара и Воронцовки лорийской провинции Борчалу– 09.01.1919-16.02.1921гг. 2. ЦГАДОПО РА, фонд1, д.7, л. 45. 3. ЦГАДОПО РА, фонд1, д.7, л. 43. 4. United States National Archives, Records of the Department of State Relating to Political Relations between Armenia and other States, 1910-29, 760J.6715/60-760J.90C/7, Appendix I, No 2. 5. Нужно подчеркнуть, что Севрский договор является обязательным для исполнения документом, поскольку он был подписан между«высокими договаривающимися сторонами» и, как закреплено в 6-ом пункте 2-ой статьи Венской конвенции о договорах(1969г.) и 11-ым пунктом 2-ой статьи Венской конвенции о правопреемстве государств, стороны обязуются принять договор как обязательный для исполнения документ, вне зависимости от вступления или не вступления договора в силу. 6. The Middle East and North Africa in World Politics, A Documentary Record, v. 2 BritishFrench Supremacy, 1914-1945 [ed. Hurewitz J.C.], New Haven and London, Yale University Press, 1979, p. 132-7. 7. Например: 1. Tentative Recommendations for President Wilson by the Intelligence Section of the American Delegation to the Peace Conference, 21 Jan 1919; 2.League of Nations Council, Report and Proposals of the Commission for the Delimitation of the Boundaries of Armenia, 24 Feb 1924; 3. Woodrow Wilson, Arbitral Award, Full Report, 22 Nov 1920, Annex I, No 2.
|