В учебниках говорится, что Византийская Империя была теократической автократией, союзом церкви и государства, которое находилось под властью всесильного императора, и который, как полагали византийцы, был наместником Бога и Его священником. Все это нелепая чушь, говорит Энтони Калделлис, преподаватель классики в Университете штата Огайо. Византийская Империя была продолжением Римской Империи и даже Римской Республики. Её политическая идеология была сугубо светской и основана на древнеримском республиканском представлении о том, что правительство существует, чтобы служить в интересах общественной пользы. У её людей больше не было юридического права на выборах лидеров или законодателей. Но у них было негласное право учавствовать в назначении или свержении императоров, статус которого зависел от популярности среди народа, а не от установлений божественного права или конституции. Поэтому, чтобы понравится народу, императоры управляли практично, а не фанатично, что часто не устраивало церковь.Это своего рода свежий воздух для православных, которые должны нести тяжесть обвинений в византийской теократии ещё до того, как западных христиан обвинили в участии в Крестовых походах и Инквизиции. Книга Калделлиса «Византийская республика: люди и власть в новом Риме» представляет собой конструктивную критику современных западных политических мыслителей, а также знакомит читателей с прогрессивными демократическими взглядами и тем, куда они могут нас привести.
Его книга – это открытое вторжение в область исследований Византии, которые увековечили старые западные противоречия и предубеждения в исторических хрониках. Калделлис, главным образом, обращает свое внимание на академиков 1930-х годов и их имитаторов, но сами противоречия и предубеждения зародились ещё раньше, чем началась антиправославная пропаганда Средневековья. Православные византийцы отказались признавать превосходство Папы Римского над всем священным и светским, и наделили своего императора большей, чем было дозволено папскими приверженцами, властью над церковью. Позже, во время Эпохи Просвещения, когда Запад был нацелен на то, чтобы исключить религию из политики, византийцы представляли собой главный пример «цезарепапизма», что являлось ошибочным мнением о том, что византийский император выступает и в роли короля и в роли Папы Римского, без отделения церкви от государства.
Развитие западной политической мысли находило всё больше ошибок в византийской модели. Империя, якобы, нуждалась в письменной конституции, где бы были перечислены права народа, разделение полномочий, демократические процедуры или любые другие поправки, ограничивающие власть императора, который, казалось, управлял божественным правом как абсолютный монарх. К тому времени империя прекратила свое существование. Таким образом, у жителей Запада, не знающих греческого языка и не имеющих доступа к соответствующим документам, не было возможности проверить историческую действительность уничижительных требований Эдварда Гиббона и других, для которых византийцы служили удобной отправной точкой для того, чтобы либералы начали писать свою историю. Это такой, своего рода, первобытный кошмар суеверного деспотизма, из которого Западный мир вдруг неожиданно возник.
Некоторые ученые 20-го века осмелились внести свои скромные поправки в ничем не примечательный рассказ, отвергнув обвинение в цезарепапизме и восхваляя византийское искусство и культуру. Но только Калделлис осмелился сформулировать светскую основу византийской политики и продемонстрировать некомпетентность западных историков, которые воспринимают политику только согласно идеологии эпохи Просвещения.
Читая римскую историю, можно заметить, что современные западные политические теоретики разделили государство на два типа, монархию и республику. При этом республика представляла собой самостоятельное государство без монарха, а монархия — абсолютную или конституционную форму правления. Как объясняет Калделлис, древние греки и римляне видели вещи по-разному. Для них существовало королевство и содружество. Королевство, по их мнению, было владением короля, которым управляет его сила для удовлетворения собственных интересов. Содружество — res publica на латыни, politeia на греческом языке — было независимым государством, которое по-разному управляется, и целью которого, прежде всего, является благо народа. Содружество могло впоследствии стать монархией, аристократией или демократическим государством. Сам Цицерон сказал так же, при этом сожалея об уменьшении сенаторской власти.
По словам Калделлиса, не стоит верить стандартным учебникам по истории, где говорится о том, что римская республика закончилась на императоре Цезаре Августе. Республика продолжала существовать в форме Принципата, пришедшему на смену Консульству. Третью форму правления историки называют Доминатом — государственный строй, при котором император стал в полном смысле властителем, или господином. Четвертой, заключительной, и самой длинной фазой правления, безусловно, была Византийская империя, которая просуществовала с 5 до 15-го века. Главой государства в тот период времени был император, который управлял империей в городе, официально названным «Новый Рим», но который обычно называли Константинополем («город Константина»). Первоначально город Константинопль носил название Византий (лат. Byzantium).
Сами византийцы называли себя римлянами — по-гречески «ромеями». (Термин «византиец» употребляют современные западные историки). На протяжении долгого периода времени римляне называли свою империю как res publica или politeia, гордо заявляя о том, что, в отличие от других империй, их империей правит большинство в интересах общей пользы. С самого начала и до конца «византийские» римские императоры были обязаны отвечать за свои действия, ссылаясь не на божественное право или закон, а на общественное благо. Бесспорным арбитром общественного блага выступала полития (politeia), куда входили аристократия, бюрократия, армия, духовенство и различные классы людей: продавцы, торговцы, фермеры, и т.д.
Любой из них мог бросить вызов императору, который не смог управлять в интересах общей пользы. Византийские императоры, поэтому, жили в страхе перед людьми и старались сделать всё возможное, чтобы их народ был счастливым. Они выступали в роли государственных служащих, неустанно работающих на благо народа.
В свою очередь, народ не испытывал большого страха перед императором. Зачастую они не проявляли лояльность, почтительность, могли оскорбить императора на публике и даже в его присутствии, игнорировали новые законы, которые их не устраивали. «Византийская история богата примерами, когда мужчины и женщины отказывались повиноваться приказам императора на религиозном основании», пишет Калделлис. В основном народные восстания заключались в том, что народ, угрожая свержением, вынуждал императоров идти на уступки. Исключение в тысячелетней истории империи составляет крупнейшее восстание «Ника» в 532 году, когда Юстиниан Великий, по настоянию императрицы Феодоры, послал правительственные войска с целью уничтожить разъярённую толпу, собравшуюся на Ипподроме, и провозгласить другого императора. (Были более ранние случаи проявления такой жестокости, но они прекратились в третьих и четвертых веках, когда формой правления стал Доминат).