Далее пройденный материал закрепляется в философии, идеологии и гуманитарных науках, которые импортируются в нужные страны. Поэтому можно сказать, что все философские системы создаются и распространяются государствами с этой целью. Поэтому никакая философия, кроме родной и неофициальной, не может служить руководством к действию. Даже родная философия – это инструмент на вынос, на экспорт. Иначе – это раскрытие всех слабостей собственного существования. Но без предварительно выработанной собственной философии невозможно строительство любого государства. Это еще одна причина исчезновения государств, так и не сумевших создать свою собственную философию.
Принципиальной новацией информационного общества является стирание грани между собственно военной и мирной формой противоборства государств. Социологические рассуждения показывают принципиальное устранение прежней разделительной грани между мирным и военным состояниями. Это особое лишение стран, народов, армий и правительств времени на размышление и подготовку контратаки. Речь идет о новом измерении времени в плане планетарного образа мышления и контроля нового типа, когда управлению подлежат не субъекты, а их мысли, мечты, планы, мотивации, действия и намерения.
Поэтому едва ли можно говорить о постоянных интересах государства, фиксированной международной структуре, жесткой иерархии субъектов международной политики, как это принято в существующей теории международных отношений. Говоря о структурах, надо иметь в виду значимость социальных аспектов существования человеческого общества, которые и определяют и определяются в решающей степени наличием определенных социальных субъектов политики. Структура становится структурой идей, связанных с доминирующим субъектом. Она не определяет поведение субъектов, но взаимодействует с ними. Главная задача государства не сводится к проблеме своей безопасности, а к безопасности владеющего им субъекта. Государства могут иметь долгосрочные общие интересы и активно влиять на состояние международной системы через коалиции или даже родственные кланы взаимодействующих субъектов. Интересы государства формируются в процессе «конструирования» идентичности доминирующего субъекта. Все субъекты политики изменяются во времени, что рождает новую идентичность. В свою очередь, это оказывает существенное влияние на политические процессы.
В этом смысле современная неоколониальная система гораздо более «успешна» в смысле своей функциональности и крепкости, чем распавшаяся колониальная. Приведенные данные объективно и однозначно свидетельствуют, что из нынешнего положения добровольно и с энтузиазмом выбранного рабства можно выкарабкаться только с опорой на незаурядный интеллект, на талант, а лучше с помощью гениальных людей. Только они способны найти оригинальные пути спасения всего человечества. Гений не опустится до продажи своего государства. Известно, что Запад прямо покупает своих сторонников, причем пользуясь стратегией страны-продавца новой, нужной и другим странам технологии. Подсуетившись раньше других, США сделали ставку на талант, и пользуясь его результатами, принуждают покупателей использовать валюту страны-продавца. А чем сильнее в политическом, военном, экономическом отношении страна-продавец, тем больше у нее шансов превратиться в эмитента валюты не только национальной, но претендующей на оборот в мире. Национальная валюта начинает превращаться в мировую резервную валюту, эквивалент стоимости в международных обменах, что дает доход стране-эмитенту. «Если страна настолько сильна в военно-политическом и экономическом отношении, что она при этом, например, предлагает половине мира свою политическую помощь как «ядерного зонтика» или как политического патрона различных, в частности клановых, интересов, если она настолько искусна, что правящие силы других государств служат интересам страны-эмитента в ущерб своим странам, то в таком случае формируется мировая паразитическая система, в которой главным бенефициаром выступает страна-эмитент». (9, сс.609-612).
Но каков может быть прогрессивный социальный субъект, устраняющий хоть отчасти оковы на путах человечества, и как он может появиться? На Западе уже возникло серьезное противоречие между призванными из разных стран и лелеемыми креативными личностями и финансовой суперструктурой. Возникают даже попытки консолидации этих личностей в мировой креативный социальный субъект, которые, однако, быстро обезвреживаются упомянутой суперструктурой. Накалены отношения между ними и в зависимых странах, где креативные личности вообще маргинализованы и отброшены на обочину общества. Но тем не менее, история свидетельствует, что не массы, а именно талант спасает страну и общество от подобной паразитической власти, сошлемся хотя бы на историю гибели Византийской империи и трактовки причины ее падения Ф.И.Успенским: «Вся история после Мануила есть постепенное и неудержимое падение могущества империи. Начало разложения кроется в том, что византийские вельможи стремились к независимости в провинциях и опирались на союзы с врагами-соседями, возбуждая их против отечества. Падение патриотизма и измельчание характеров объясняется тем, что цари были подозрительны ко всем выдающимся душевными и телесными преимуществами людям и старались устранить их со своей дороги. Истребляя лучших людей (выделение наше – Э.Р.Г.), они создавали себе такую среду, в которой могли беспутствовать без помехи… продажность должностей сделалась общим явлением» (10, с.379). Это еще один ответ на поставленный в заглавии статьи вопрос: «Почему исчезают государства?».
Если мощная Византийская империя не смогла устоять без талантов, то, что говорить о малых странах, вроде Армении. Но здесь надо добавить, что именно измельчание характеров элиты и ее деградация вызывает вполне законное желание еще здоровых частей организма уберечь себя и отделиться от гниющего организма. По поводу такого сепаратизма, есть банальный совет владельцу голубятни, от которого постоянно улетали голуби: «Попробуйте их приласкать и покормить».
Люди с высоким творческим потенциалом отличаются гибкостью и открытостью ума, отличаются широтой интересов. Они предпочитают сложные вещи простым, менее интересуются деталями, чем общими идеями и символическими преобразованиями. Они не мстительны, но честолюбивы, нацелены на достижение успеха, зачастую у них есть «чувство собственного предназначения». В общем, они проявляют большую силу своего «Я», более интроспективны и ценят внутреннюю гармонию как в себе, так и в окружении. Для креативного общества важны не предложения работы продавцом или посредником, а занятость, которая постоянно требует новых знаний, использования новых сложных технологий, нестандартного мышления, коллективного опыта. Креативные люди выстраивают новый социум с присущими творческой деятельности социальными нормами.
Литература
1.Григорьян Э.Р. Социология как социальные шахматы. М.: Институт социальных наук, 2014, 126 с.
2. Григ Эр (Григорьян Э.Р.) Социология для руководителей. Ереван, 2015, 232 с.
3. Григорьян Э.Р. Преодоление западной (шахматной) цивилизации. Контуры новой социологии. М. 2015, 243 с.
4. Григорьян Э.Р. Мудрость как инструмент построения нового мирового порядка. Ереван, журнал «Мудрость»,№2(3), 2014, сс.136-149.
5. Григорьян Э.Р. От противодействия – к прагматическому использованию особенностей друг друга. Тезисы международной научной конференции: «Культура моря – культура человечества в диалоге цивилизаций». Ереван, октябрь, 2015, сс.51-52.
6. Григорьян Э.Р. Субъектный подход в социальных науках. Сборник статей. Отв. ред. Э.Р. Григорьян. М., ИСН, 2015.- 140 с.
7. Григорьян Э.Р. Важность социологического изучения субъектов социального действия. Журнал «Регион и мир». Ереван. №1-2, 2015, сс.56-59.
8. Григорьян Э.Р. Симметрия и асимметрия в социуме. Субъектный подход в социальных науках. Сборник статей. Отв. ред. Э.Р. Григорьян. М., ИСН, 2015.- 118-129 сс.
9. сс. 609 – 612. Политическое измерение мировых финансовых кризисов. Феноменология, теория, устранение. Под общ. ред. С.С. Сулакшина. М.: Научный эксперт, 2012. — 632 с.
10. Успенский Ф.И. История Византийской империи, М., 2005, т.4.
|