СИОНИЗМ ОТ ТЕОДОРА ГЕРЦЛЯ ДО ЛОРДА РОТШИЛЬДА И АРМЯНСКИЙ ВОПРОС
Арутюн Саркисян (1913-1993)
http://www.bvahan.com/temp/herzl1.aspАрутюн Нерсесович Саркисян (1913-1993). В 1940 году окончил Государственный институт журналистики в г. Ленинграде. С первых дней Отечественной войны — в действующих частях. В критические дни обороны Ленинграда находился в частях Кингисеппской группы войск. Провел 900 дней блокады в различных воинских частях. В годы войны занимал должность ответственного редактора фронтовых газет. Был ветераном и инвалидом Отечественной войны. Кавалер 8 орденов и медалей. После демобилизации из армии в 1955 году работал а Госиздате Армении, в Министерстве высшего и среднего специального образования. Перед уходом на пенсию, с 1975 по 1981 г., работал ученым секретарем Армпединститута им. X. Абовяна. Автор ряда книг и нескольких десятков статей в научных журналах и в периодической печати.
ПОЧТИ БИБЛЕЙСКОЕ ЧУДО (вместо предисловия]
ГЛАВА ПЕРВАЯ
НА ПУТИ К ПОЛИТИЧЕСКОМУ СИОНИЗМУ
1. ТРИ ТЕЧЕНИЯ В ЕВРЕЙСКОМ "БОЛЬШОМ МИРЕ"
2. ДЕРЗКИЙ ПЛАН
3. РАЗНОГЛАСИЯ ПО ВОПРОСАМ ТАКТИКИ
4. ПЕРВЫЙ КОНГРЕСС И "МИРОВАЯ ПОЛИТИКА" СИОНИЗМА
ГЛАВА ВТОРАЯ
ВОСТОЧНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ СИОНИЗМА И АРМЯНСКИЙ ВОПРОС
1. ЧТО ТАКОЕ СУВЕРЕНИТЕТ?
2. ПЕРВАЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА СИОНИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ
3. ПЕРЕГОВОРЫ ГЕРЦЛЯ С ТУРЕЦКИМ СУЛТАНОМ
4. АРМЯНСКИЙ ЖУРНАЛ "МУРЧ" ("МОЛОТ") О СИОНИЗМЕ
5. ЧЕРТЕР И КОНЦЕССИЯ
6. СИОНИЗМ И ПАРТИЯ "ЕДИНЕНИЕ И ПРОГРЕСС"
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
ПРОБЛЕМА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ У АРМЯН И СИОНИСТОВ
1. ПЛАН САЙКСА-ПИКО
2. ПРОГЕРМАНСКАЯ ПОЛИТИКА
3. ТРАНСФОРМАЦИЯ СИОНИСТСКОЙ СТРАТЕГИИ
4. БИТВА ЗА СИОНИЗМ
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
БАЛЬФУРСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ И ЗАГАДКИ БРЕСТ-ЛИТОВСКА
1. ДОЛГОЖДАННОЕ СОГЛАШЕНИЕ
2. ПЕРЕГОВОРЫ В БРЕСТ-ЛИТОВСКЕ
3. ТОРГ ЗА КУЛИСАМИ
4. ТРОЦКИЙ И ФОН КЮЛЬМАН
5. ТРОЦКИЙ И ТАЛААТ-ПАША
6. ПОСЛЕДНИЙ АКТ
7. ПАРТИЗАНСКАЯ ВОЙНА ТРОЦКОГО
ГЛАВА ПЯТАЯ
НА ПУТИ К ЗАВЕТНОЙ ЦЕЛИ
1. АКТИВИЗАЦИЯ СИОНИСТСКОЙ ПРОПАГАНДЫ
2. СТРАТЕГИЯ ПОДСТАВНЫХ ЛИЦ
3. ПРОПАГАНДА В ПОЛЬЗУ ДЕРЖАВ СОГЛАСИЯ
4. ПРОТУРЕЦКАЯ ПРОПАГАНДА
5. БОРЬБА ПРОТИВ БРЕСТСКОГО СОГЛАШЕНИЯ
6. МЕТОДЫ ТАКТИЧЕСКОЙ БОРЬБЫ
7. ОБСУЖДЕНИЕ АРМЯНСКОГО И ЕВРЕЙСКОГО ВОПРОСОВ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ В ЛОНДОНЕ, ВЕРСАЛЕ И САН-РЕМО
ПОЧТИ БИБЛЕЙСКОЕ ЧУДО
Вместо предисловия
XIX век стал веком национального возрождения многих народов мира, и в частности — угнетенных народов Оттоманской империи. Так появилась балканская проблема, а затем Армянский вопрос, получивший официальное дипломатическое признание на Берлинском конгрессе (1878). Именно в это время среди евреев, разбросанных по всему свету, также возникло движение за приобретение отечества. Выразителем стремлений еврейского "большого мира" стал австрийский журналист Теодор Герцль.
В 1887 г. образовалась армянская партия Гнчак, в 1890-м была основана партия Дашнакцутюн, а спустя семь лет Теодор Герцль созвал первый сионистский конгресс. Возникли две политические организации, ставившие во главу угла решение своих национальных проблем. Османская империя стала эпицентром их деятельности. При этом лидеры еврейского национального движения открыто ставили вопрос о создании собственного государства в виде "правоохраняемого убежища", а армяне преследовали более скромную цель: в рамках единой Османской империи получить автономию и на основе 61-й статьи Берлинского конгресса обеспечить жизнь, честь и имущество армян.
Евреи не имели в Турции национальной базы. В Палестине практически не было еврейского населения. Армяне имели — здесь проживал трехмиллионный народ.
Казалось, одни не располагали никакими шансами на успех, другие — более чем достаточными. Таким был старт, а каков финал?
На деле невозможное стало возможным, а возможное — более чем невозможным: трагическим. За период от Теодора Герцля до лорда Ротшильда сионисты заложили прочный фундамент еврейского государства на Ближнем Востоке. За тот же срок в Турции по существу не осталось армянского населения: большинство было перебито, а часть чудом спаслась и вынуждена была искать пристанище вне пределов своего исторического отечества.
Осип Мандельштам назвал землю армянскую "младшей сестрой земли иудейской". Да, у этих двух народов во многом сходная судьба. Одних преследовали и убивали за то, что не христиане, других за то, что христиане. Но тактические приемы и стратегия борьбы первых за осуществление своих национальных идеалов в практическом, теоретическом, политическом и дипломатическом планах резко отличались от тех, которыми пользовались лидеры армянского движения (кстати, лидеры сионизма изучали методы армян и знали историю Армении).
В изгнании евреи сотворили первое чудо — сохранили свою индивидуальность, свое национальное лицо, проявив духовную стойкость, единство и уверенность в наступлении того дня, когда вновь вернутся на землю предков. И первое чудо породило второе: этот день наступил — они почти через две тысячи лет приобрели отечество. История народов мира не знает другого такого примера. В 1948 г. официально было провозглашено государство Израиль. И его подданные явили очередное чудо: за короткий исторический срок создали современную развитую промышленность, сельское хозяйство, вооруженные силы, способные вести уникальные оборонительные и наступательные операции. Одновременно шло "собирание камней" — в 1990 г. в стране насчитывалось уже около пяти миллионов населения.
В итоге одно национальное движение завершилось успехом, другое — поражением. У армян продолжался процесс "разбрасывания камней", начавшийся после турецкого геноцида 1915 г. и разгрома республики Армения, осуществленного объединенными силами кемалистов и большевиков.
Изучение истории еврейского народа, его национального движения, деятельности основанного Т. Герцлем "Союза евреев", в особенности в мире высокой политики, безусловно поможет при разгадке и оценке ошибок и неудач армянского национально-освободительного движения того же периода и, наконец, причин поражения республики Армения в 1920 году. Именно в "Союзе евреев" были объединены финансовый, политический, дипломатический и идеологический "миры". В распоряжении этого общества, как утверждал Т. Герцль, находились все средства для выполнения целей и задач мирового сионизма "на почве здравого смысла и в пределах практической политики".
Мы все еще слишком мало знаем о практической работе его политического и дипломатического "миров". Это, пожалуй, следует объяснить тем, что лидеры этих "миров" действовали тайно, зачастую не оставляя документальных следов о принятых ими решениях, а если и оставляли, то за семью печатями. Только Ллойд Джордж позволил себе накануне второй мировой войны по тактическим соображениям несколько приоткрыть завесу над этой деятельностью двух миров сионистского общества. Что же касается сионистских деятелей, то они даже на своих подпольных собраниях при принятии решений в протоколах лаконично записывали: "не подлежит оглашению".
начало
ГЛАВА ПЕРВАЯ
НА ПУТИ К ПОЛИТИЧЕСКОМУ СИОНИЗМУ
1. ТРИ ТЕЧЕНИЯ В ЕВРЕЙСКОМ "БОЛЬШОМ МИРЕ"
С победой "третьего сословия" в ведущих странах Западной Европы богатые и высшие слои еврейства заняли там ряд ключевых позиций. В еврейской литературе появились новые выражения: "еврейский финансовый мир", "еврейский дипломатический мир", "еврейский политический мир" и т.п. Эти "миры" характеризовали новое состояние вещей, новую расстановку сил, указывали на свое уже вышедшее за пределы одной какой-либо страны и приобретшее международный, как бы всеобщий характер влияние. Тогда же в высших еврейских сферах последовательно возникло три течения: космополитическое, филантропическое и религиозно-национальное.
В первое входили деятели различных еврейских "миров", руководствовавшиеся "общечеловеческими" мотивами и мыслившие категориями большой политики. Теодор Герцль так определил их кредо: они "... стремятся просветить все человечество библейскими идеалами любви и справедливости настолько, чтобы оно стало терпимым к евреям". [Теодор Герцль. Сб-к. Изд-во "Кадима", Петроград, 1918, с. 169.] Люди этого направления имели самые разные профессии и придерживались самого различного мировоззрения и политического курса. Сюда входили "творец английского империализма" Д. Израели, социалист Лассаль, который стремился стать вождем немецких рабочих, "рожденные быть президентами" Симеоны и многие другие. Однако большинство их придерживалось космополитических взглядов и ратовало за ассимиляцию евреев в странах их проживания не столько по внутреннему убеждению, сколько по соображениям тактики. Именно эти круги породили в первой половине XIX века второе течение — филантропическое.
Как известно, в колониальной торговле Англии, Голландии и других стран активное участие принимали еврейские финансисты. В их среде зародилась идея: средствами колониальной политики завоевать Палестину, создавая там национальную базу.
С этой целью в 1840 г. высокопоставленный английский деятель и видное лицо в "еврейском финансовом мире" Мозес Монтефьоре предпринял путешествие по Ближнему Востоку. Было известно, что после крестовых походов в Палестине евреев практически не осталось. Правда, позже они туда возвращались. Сколько их, каково их положение? Перед Монтефьоре открылась весьма неутешительная картина. Евреев на "святой земле" было не более десяти тысяч — преимущественно старики и нищие, исполненные религиозного пыла.