Военно-исторический форум

Добро пожаловать на форум военной истории
Текущее время: 20 сен 2017, 12:27

Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]


google-site-verification: googled222e2bf1c5c3655.html

Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Политическая этика Менандра Протектора
СообщениеДобавлено: 15 мар 2016, 00:53 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 9938
Очков репутации: 0

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
«Тот, кто не строит ответные козни, представляется не ниже того, кто поступает справедливо, ибо строить козни – дурно, но отвечать злоумышлением на чужое злоумышление не значит делать несправедливое дело»
«Труд – источник истинного благополучия»
«Ожидание опасностей без опасностей делает надеющимся»
«Отсрочка предполагаемого приводит в состояние большей беспечности»
«За исход войны опасаются не из-за силы тела, но из-за мужества души»
«Ничего нет столь надёжного, как ненадёжность победы»
«Народ таков, что любит возмущения, и природа его – поспешность»
«Неподчинение граждан способно убить государство»
«Обиженный властителем негодует на многое в государственных делах»
(Менандр Протектор, византийский "макиавелли" VI в.)

Политическая этика Менандра Протектора (VI в.)

Менандр Протектор (современник императора Маврикия 582-602) – "византийский Макиавелли". Свою политическую этику он основывает на психологии. Он отрицает существование абсолютных нравственных мерок; коренного различия добра и зла в его глазах нет. Добро и зло, в конечном счете, определяются исключительно человеческим мнением. Такая относи-тельная мораль не может, разумеется, иметь большой власти над человеком. Лишенная всякого сверхчувственного основания, не имеющая ни религиозной, ни какой-либо другой иной санкции и коренящаяся исключительно в изменчивых человеческих хотениях, она не может выдержать борьбу с чувствами и побуждениями, направляющими волю. Менандр обращает особенное внимание на чувства страха. Для души, охваченной страхом, морального долга не существует: она к нему равнодушна. Себялюбивые побуждения ока-зываются сильнее.
Другая характерная особенность этой этики та, что она лишена признака всеобщности. Ее заповеди не имеют безусловной обязательности; то, что она выставляет как добро, как похвальное, может в отдельных случаях оказаться злом и не заслуживающим похвалы. Строить козни – дурно; но отвечать злоумышлением на чужое злоумышление не значит делать несправедливое дело. Показывать храбрость надо в отношении врагов, но не в отношении своих граждан – дело это вовсе непохвальное. Рисковать своей жизнью для отечества и проявлять военную доблесть всегда и везде считалось патриотическим делом и вызывало похвалу, но не потому, что действие, само по себе дурное, может стать, глядя по обстоятельствам, хорошим. Мы имеем здесь просто случай столкновения нравственных заповедей, при котором, как всегда, менее значительное обязано уступить перед более значительным. Но Менандр над этим не задумывается. Ничего особенного в этих случаях он не видит, ибо мораль с безусловным значением ему неизвестна.
Лишенная характера необходимости и всеобщности мораль незаметно переходит в житейскую мудрость, следовать которой есть дело благоразумия и расчета. У Менандра немало замечаний, относящихся к этому роду мысли. У него много наблюдательности и большая способность к выводам, которую он облекает в интересную и иной раз парадоксальную форму.
Счастье, говорит Менандр, зависит от человека. Оно не само приходит, а есть плод тяжелого труда. Это дает материал для обратного вывода: труд имеет смысл только до тех пор, пока можно воспользоваться его результатами; о самостоятельном значении труда или о труде как долге не может быть и речи. Кто пренебрегает этим правилом, тот многого может достигнуть, но только не счастья. Кроме труда для успеха нужно разумное отношение к опасностям. В больших опасностях спасение часто зависит только от смелости. С другой стороны, важна и предусмотрительность. Ожидание опасности, уже само по себе, ставит человека вне опасности. А когда мы не видим исполнения наших расчетов, это делает нас беспечными и легкомысленными. Однако не все зависит и от человека. Всего предусмотреть нельзя, и иной раз самые лучшие пла-ны оказываются бесполезными. Без Божьей помощи человек обойтись не может.
Мы находим у Менандра целый ряд подобных же соображений и практиче-ских выводов, относящихся к области политики. Не перевес в физической силе решает исход войны, а душевная бодрость и мужество. Значит, всякий народ, который стремится к преобладанию или в котором просто есть чувство самосохранения, должен развивать в себе духовные силы. Чтобы стоять на высоте, и правительство должно в этом полагать свою главную задачу. Но и здесь Менандр обращает внимание на то, что мирские расчеты имеют свой предел. История имеет собственный ход, независимо от наших намерений, и порою неожиданные события совершенно разрушают наши планы.
Частный случай приложения мысли о ничтожности политических планов представляет взгляд Менандра на счастливый исход политической борьбы. Нет ничего ненадежнее победы, говорит он. Это – вещь чрезвычайно непрочная, незаметно ускользающая из рук. Не только неразумно строить свои планы в расчете на будущую победу, но и одержанная победа очень часто не оправдывает наших ожиданий, потому что является началом не счастливых, а, наоборот, несчастных событий. Причина в том, что она уменьшает нашу бдительность и располагает к бездеятельности. Почивая спокойно на лаврах, мы подготавливаем этим успех наших соперников, который сведет к нулю нашу победу. Кроме того, всякая победа рож¬дает зависть и вызывает соперни-чество; отсюда – новая вражда, которая ведет и к новой войне.
В области собственно политических воззрений Менандр высказывается не как сторонник народовластия. Народ всегда склонен к смятению и бунту, к запальчивости и к увлечению. К спокойным обдуманным действиям он не способен, он не может долго подчиняться установленному порядку. Между тем недостаточное по-виновение граждан есть величайшее зло, способное погубить все государство. Для успешного хода государственных дел и процветания народа нужно, прежде всего, единение и согласие. Наоборот, где развито соперничество, где люди думают только о том, чтобы захватить в свои руки влияние, и завидуют один другому, там дело не может идти хорошо. Создается обстановка, чрезвычайно благоприятная для возникновения междоусобиц. Менандр обращает внимание на то, что всякая междоусобица, если она вовремя не будет подавлена, становится явлением затяжным, от которого приходит в тяжелое расстройство все государство.
Менандр резко отзывается о тирании. Тирания (тоталитаризм) всегда ненавистна. Не только на дружелюбное, но даже на равнодушное отношение к себе она не может рассчитывать. Всякий, кто имеет несчастье ей подчиняться, является ее врагом. Если человек сам и не пострадал от нее, то всегда найдется кто-нибудь из его друзей или близких, который имеет основание на нее жаловаться. А обиды, нанесенные нашим друзьям, нас так же оскорбляют, как если бы мы непосредственно испытывали их на себе. С другой стороны, несправедливость, совершенную представителем власти, человек склонен пере-носить на саму власть и из-за ошибки или преступления, совершенных правительством, обвинять существующий государственный строй или даже отвергать государство. Тирания (тоталитаризм) есть не¬прочное учреждение, таящее в себе элементы разрушения.
Менандр – реалист, психолог, основывающий свои выводы исключительно на историческом опыте и собственном наблюдении. В своих общих суждениях он обнаруживает совершенное равнодушие, полную незаинтересованность в нравственном характере человеческих действий; его интересует не этот их характер, а только те последствия, которые они должны иметь по законам психики. Во всей византийской мысли Менандр оказывается единственным писателем такого направления. Не только Агапит и Петр Патрикий, но и Прокопий Газский, Агафий, Прокопий Кесарийский и другие не обнаруживают ни-какого стремления подчинять нравственную точку зрения соображениям целесообразности или сохранять безразличное отношение к нравственной оценке действий, интересуясь только уяснением их причин и последствий. Единственно с кем можно сблизить в этом отношении Менандра, это – с Немезием (V в.), который является перед нами как сторонник реализма, рассматривающий психический и нравственный мир под углом зрения натуралиста. Но нужно сказать, что у Немезия выражено это гораздо слабее, меньше бросается в глаза, чем у Менандра. Если же выйти за пределы византийской мысли, то Менандра можно поставить в параллель не с кем иным, как с Макиавелли. Разумеется, Макиавелли – явление неизмеримо более крупное; к тому же он республиканец, склонен к вражде с христианством, энтузиаст национальной свободы. Но все-таки между ними много точек соприкосновения: реалистический характер мировоззрения, мысль обоих вращается преимущественно в области пограничной между политикой и историей, оба ненавидят тиранию, но в то же время не преклоняются всецело и перед демократией. Больше же всего сходства между ними в их отношении к нравственности: тот и другой – позитивисты и даже скептики. В Discorsi sullaprima deca di Tito Livio, не говоря уже о Il principe, Макиавелли проводит, в сущности, то же направление в вопросе об отношении между политикой и моралью, как и Менандр. В сочинениях Макиавелли можно было бы указать немало мест (например, Discorsi I, 45; III, 20 и др.), которые сильно напоминают некоторые из афоризмов Менандра. Объяснение и теоретическое оправдание макиавеллизма составляет, как известно, одну из интересных проблем политической философии. По отношению к Менандру эта проблема не может быть поставлена вследствие крайней недостаточности сведений, которые мы имеем о его философских и исторических воззрениях, и приходится сожалеть о том, что вместо его сочинений до нас дошли от них лишь незначительные отрывки.

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB