Особый интерес представляет стратегический раздел работы Кекавмена. Где он выступает сторонником тактики изощрённого маневра, ловкой дипломатии, бескровного военного искусства, когда сражение представляется самым крайним средством спасения отечества и его престижа. Задачи укрепления военных сил государства он связывает не с целями расширения ее пределов, а с сохранением нынешних границ. Для своего времени Кекавмен предстает как реалист, трезво оценивающий подлинные силы государства. Многие из стратегических и тактических соображений Кекавмена уходят своими корнями в «Тактику Льва» либо в еще более древние стратегиконы, но он развил и углубил эти идеи, подкрепив их собственным опытом и примерами из недавнего прошлого. Будучи в целом сторонником традиционализма, Кекавмен выступает как приверженец новаторства, смелого применения новых стратагем, если они подсказываются обстановкой и здравым смыслом. Кекавмен призывает учиться у древних, учитывать их опыт, однако и без колебаний рвать со старыми традициями, если новые условия требуют и новой тактики. Несомненно, прогрессивны также взгляды Кекавмена на врагов государства – у него нет и тени византийского чванства и высокомерия по отношению к «варварам» и их воинским качествам. Иноплеменники, часто повторяет он, такие же люди, как и византийцы, они не менее умны и находчивы. Правда, он полагает, что воинское искусство более развито у ромеев, но стратиг, пренебрегающий врагом как варваром, понесет тяжкое поражение11. Знания Кекавмен оценивает с чисто практической точки зрения. Даже чтение Ветхого завета должно способствовать росту профессионального мастерства стратега. Философу следует не скрывать свои знания, а «учить добру». Признает Кекавмен и ценность медицины – медики способны вылечить, но, к сожалению, используют свое искусство во многом в интересах собственного обогащения за счет клиента. В этом случае Кекавмен советует лечиться самостоятельно12. Кекавмен приобрел свои познания преимущественно путем самообразования. Он знает, что это нелегко и, дабы понять трудную книгу, нужно прочесть ее не один раз. Кекавмен советует не уподобляться верхоглядам, которые не вникают в смысл прочитанного, хватают верхушки, читают с пятого на десятое с единственной целью праздного пустословия. Кекавмен высоко ценил образованность, осведомленность и в светских и в божественных науках. Он не допустил ни одного прямого выпада против светского знания. Уважает он и красоту речи и с сокрушением сознает провалы в своем образовании. Не вправе ли мы заключить, что претендовавшая на главную роль в управлении государством военная аристократия провинции понимала свои недостатки сравнительно с рафинированной столичной бюрократией. Кекавмен зовет пополнять недостаток в знаниях – советует дать широкое образование детям13. Семья в понимании Кекавмена – подлинная крепость, замкнутый мир сугубо интимных и частных отношений, направляемый твердой рукой главы семьи. Непререкаемый авторитет для близких, он, в конечном счете, ответствен за материальное и духовное благополучие всех членов семейного коллектива. Дети будут такими же, как и их породивший, чему они от него научатся, то и будут делать. Детей надо воспитывать заботливо, но отнюдь не палкой, а словом и добрым обхождением. Нет ничего желаннее детей. Они малы и глупы, но нужно не оскорблять, а уважать их, чтобы они научились чтить отца. Однако одного почтения к старшим недостаточно, необходимо, чтобы все домочадцы боялись главы семьи, «ибо полезен страх». Впрочем, не следует быть излишне суровым в доме своем14. Как «психолог» Кекавмен советует не обманывать «ни при письме, ни при наложении печати, ни в денежных делах, ни в чем другом». Ибо «если ты сделаешь так и это обнаружится, будешь у всех в полном пренебрежении». Поэтому «думай о том, что может произойти, как о случившемся, и не ошибешься»15. Кекавмен советует: «Если ты служишь или занимаешь один из низших постов, изо всех сил сдерживай свой язык и подчиняйся стоящим выше. С умыслом держись позади всех, и Бог возвысит тебя. Не будь упрям, непреклонен и непокорен высшим. Являйся к ним, но не усердствуй в этом, так как за надоедливость платят обычно пренебрежением»16. Судьям он советует: «не зарься на дары и не протягивай к ним руки, так как разевающий рот на подарки бродит во мраке невежества, хотя и весьма учён, исполнен всякого разумения и знания. Довольствуйся скорее тем, что получаешь по форме, ибо тебя послали не деньги копить, а воздавать справедливость обиженным Никому не спускай в суде из человеколюбия. … Старайся всячески, чтобы и приговор твой был продуманным и решение выносилось законно и с разумением»17. По жизни: «Будь со всеми одинаков и не свернёшь с правого пути». Философам (учёным) советует: «старайся и видом, и речью, и поведением, и самими делами показать свои знания, чтобы твои занятия и размышления не оказались втуне. Будь рачительным и общительным, но общительным не как мим и скоморох, а в том смысле, чтобы ты был способен научить всю столицу творить добро и изгонять вон зло, дабы любовь и почтение питали к тебе не только встречающиеся с тобой, но и слышащие [от других] о твоей добродетели и о твоём разуме. Стремись делами сделать очевидными для всех твои знания»18. Кекавмен как этик рекомендует в ситуации с дачей подарков следующее поведение: «Если ты можешь облагодетельствовать кого-либо и облагодетельствованный принесет тебе после этого дары без вымогательства с твоей стороны и попреков, но добровольно и с великой благодарностью, возьми их, так как, отказавшись от них, ты огорчишь дарителя. Если даров много, возьми не все, а половину их. Остальное же верни ему со словами: «Чтобы не огорчать тебя, я взял это, так как вообще не хотел брать». Тогда и даритель одобрит сказанное и слышавшие тебя. Прежде же того, чем сделать человеку добро, ничего не бери [от него], не поддавайся на уговоры взять и во¬обще не допускай такого случая». Ибо «если будешь соблюдать всё это, то и люди будут восхвалять тебя, и от Бога получишь во сто крат, и в злую годину избежишь смертельной опасности». Как «психолог» Кекавмен советует руководителям в отношении провинившихся подчинённых действовать следующим образом: «прибегай к угрозам почаще, а к наказаниям пореже. Не будь небрежен в определении степени виновности любого, и не покинет тебя Господь». При этом: «не скупись давать им дары, когда они выполнят задачу»19. Кекавмен рекомендует остерегаться того, что кажется ничтожным, ибо «подобное – причина великих опасностей»20. В связи с этим он советует не пренебрегать и не считать ничтожным чте-ние книг, причём различной направленности: «читай книги, а также исто-рические труды и церковные сочинения. И не скажи: «Какая польза от дог-матов и церковных книг?» Так как не только из этого «извлечешь большую пользу», но и «если ты будешь достаточно усерден, то усвоишь из них не только догматы и душеполезные рассказы, но и немало о мудрости, нравах и стратегии. Ведь почти весь Ветхий завет имеет отношение к стратегии, а также и к мудрости. И из Нового завета немало пользы извлечет прилежный». При этом: «читай много – и узнаешь много». «Не скажи: «Я умён и всё знаю». Ибо отвечу тебе: «Ты знаешь много, но ещё больше ты не знаешь…». По Кекавмену всё это необходимо для достижения счастья: «если ты всё это возлюбишь и исполнишь, будешь счастлив»21. Для преуспевающих Кекавмен рекомендует следующее предусмотрительное поведение: «если же и ты благодаря совершенству твоих добродетелей, или благодаря рвению, или по Божьему попущению окажешься на большой высоте, чего я страшусь, не гордись и не чванься, чтобы не пережить тягчайшего падения. Но если по Божьему соизволению ты будешь преуспевать, постарайся скромностью и усердием обрести благосклонность милосердного Господа. Не жадничай в стремлении брать, напротив – будь со всеми одинаков и не делай никого врагом ради даров, иначе погибнешь. Ведь достаточно тебе и того, что дают добровольно»22. При этом необходимо стремиться: «к обладанию четырьмя добродетелями: мужеством (я имею в виду мужество духа), справедливостью, целомудрием (сдержанность и умеренность) и мудростью. Впрочем, бывает мудрость во благо и мудрость во зло, точно также как и мужество. Но никто не нашел бы целомудрия (сдержанности, умеренности) и справедливости, направленных на зло. Итак, если ты будешь обладать этими четырьмя добродетелями, то, как сказано, возвысишься с земли до неба, велика будет хвала тебе, Господь дарует тебе многие лета, а лик и сердце твое будет сиять справедливостью и истиной»23.
_________________ Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас Диоген Синопский Всё тайное рано или поздно становится явным Сократ Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским) Д.Коннер
|