https://www.youtube.com/watch?v=1-ksgoixNPY5:36 Ильхам Тумас: Кярям-мялим, перейдем к памятникам Борчалы. Недавно была издана Ваша книга «Памятники Борчалы», о чем я узнал из Интернета, и как я понял, отзывы о книге весьма лестные. Бог даст, Вы еще представите свою книгу. Итак, на какие периоды можно разделить памятники Борчалы? К примеру, я бывал в Тифлисе, а также в ряде сел Борчалы, и мне даже довелось увидеть там албанские храмы. [на лице хмурое недоумение] Это на самом деле албанские памятники, или это грузинские памятники? Или это грузины понаставляли там свои грузинские кресты и теперь уже не выяснить чьи это точно храмы? Так по каким же периодам можно разделить памятники Борчалы?
6:17 Кярям Мамедов: Видите ли, Ильхам-бей, вообще, человеческая культура делится на материальную и духовную. И вот то, что свидетельствует о нас, о борчалинских тюрках, нашей древней истории в том крае, тоже разделено на то, что о нас написано, и на то, что конечно же осталось как наша материальная культура. Однако над ними обоими как бы возвышается гораздо более существенная вещь, это антропологические исследования. Вот взять территорию Грузии. Там самые масштабные раскопки были произведены на могильнике в Самтавро, что неподалеку от Тифлиса. Самые ранние могилы там датируются бронзовым веком. Их изучал Малхаз Григорьевич Абдушелишвили. Этого человека уже нет в живых, потому, да упокоит, согласно его вере, Господь его душу. Он исследовал черепа. И вот к какому выводу он пришел по результатам исследований черепов. Захороненные там люди были узколицыми и длинноголовыми.
7:25 ИТ: Это тюркская антропология.
7:26 КМ: Давайте сопоставим. Я сперва, естественно, ознакомился с исследованиями Абдушелишвили. И показатели формы черепов проживающих ныне на Кавказе народов, общеизвестны. Не одни мы проводили исследования по данному вопросу, это делалось и Дебецом, и Бунаком, упомянутый мной Абдушелишвили, а еще раньше него, один русский ученый по фамилии Иванов. Они пришли к заключению, что узколицые и длинноголовые люди относятся к азербайджанским тюркам, к Каспийской, или Огузской расе людей. А носители формы черепа мезокефалов…
8:01 ИТ: То есть, широколицых…
8:02 КМ: Относительно широкилицые. И относительно низкоголовые. Их показатели 81-82. Это сегодняшние грузины. А переселившиеся на Кавказ, обладатели брахикранической формы черепов, это армяне. Их показатели 87-89. И эти черепа [имеет ввиду черепа из могильников Самтавро] никак не совпадают с черепами армян и современных грузин. И здесь я хочу привести одного известного грузинского историка, и одновременно общественного деятеля, чьим именем назван имеющий солидную историю Грузинский, или Тбилисский Государственный Университет, Иване
Джавахашвили. В 1916 году в свет вышел выдающийся труд Иване
Джавахашвили «История грузинскаго народа» [произнесено по русски], или «История грузинского народа». Там
Джавахашвили делает прекрасное замечание. Он говорит, что наука антропологии делит все народы, согласно черепным и лицевым показателям, на три категории. Ну, как я только что объяснил. И значит, он говорит, что это – узколицые и длинноголовые
долхукефалы; мезокефалы, со средними показателями; и плоскоголовые [«ястыбашлы»] брахикраны. И добавляет, что согласно проведенным в Европе исследованиям, и по найденным в Грузии черепам, еще раз подтверждается, что армяне и грузины являются в регионе пришлыми. Боже упаси, это не мои слова [цинично лыбится; ведущий злорадно хихикнул], это слова Иване
Джавахашвили. Он в другом месте возвращается к вопросу, и повторяет, что до прихода сюда армян и грузин, здесь обитали предки какого-то третьего народа. На Южном Кавказе этот третий народ кто? [на лице нарочитая усталость]
9:51 ИТ: Понятно, понятно.
9:53: КМ: Знаете [далее непонятная фраза]. И раз зашла речь об этом, скажу вот что. Есть одна известная книга, «Дманисис
чарджлеби», то есть «Дманисские надписи». Изучившая эту тему ученый, Кахиани [имеется ввиду востоковед Цисиа Кахиани и ее работа «Арабские надписи из Дманиси»]… Кстати, замечу, что книга была издана в 1964 году, но уже через месяц весь тираж был уничтожен [выразительная пауза]. О причинах мы еще скажем… И вот что сообщается в этой книге, содержащей до 1400 эпитафий, или надписей на камне. Все – арабским шрифтом. Но, хоть надписи и выполнены арабским шрифтом, на арабском там только аяты [коранические стихи], а все остальное написано на тюркском языке. Период написания начинается с VII века и продолжается до XVI века. И к каким же выводам приходит Кахиани? Дманисские [следом непонятное слово, возможно «обитатели»] очень плохо знали арабский язык. Значит, эти люди не были арабами. Похороненные в Дманиси не были и персами, поскольку, будь они персами, на их могильных плитах непременно присутствовал бы какой-нибудь куплет из Ширази на тему быстротечности мира. Тогда кто же там похоронены? Если не арабы, не персы, но зато мусульмане. И потом, посмотрите на имена – Сарай-хатун, Кярям-бей, Сельджан-хатун, сплошь тюркские имена. Ну что тебе стоит признать, что это тюркские могилы! [опять мимика утомленной раздраженности]
11:24 ИТ: Кярям-мялим, хочу я чтобы Вы объяснили мне одну вещь. Верно, мы прошлись по истории Борчалы. Но вместе с тем, такие темы, такие интересные вопросы имеются. Бог даст, в следующих выпусках, мы обязательно все из них, по отдельности постараемся рассмотреть. Итак, история Борчалы. Значит, как Вы сказали, грузины там пришлые. Как же так получилось, что после землетрясения в Гяндже, грузины что, так усилились и обладали таким большим войском, что сумели прийти и ограбить Гянджу, увести гороские ворота, вторглись в Ширван. Как так? Во времена такой личности, как атабек Эльдениз [имеет ввиду династию Ильдегизидов], они приходят и грабят Гянджу. Что же, грузины в этот короткий срок, или длительный срок, настолько усилились?
12:03 КМ: Давайте разберемся здесь с одним моментом…
12:04 ИТ: Наши исторические книги нам грузины написали, так что ли?
12:06 КМ: Ясно, ясно. Знаете, вот странное дело. До XI века регион, называвшийся «Иберия», с чего вдруг, ни с того ни с сего, стал называться «Гартли»? Это первое. И о размещении самих ибер, какую информацию нам предоставляют сами грузинские хроники? К примеру, я вот лично читал, скажем так, считающегося Геродотом, Леонтия
Муравели, автора «Могцевай Гартлы», а также «Гартлыс Цховреба», являющейся ее частью. Там люди это все описывают. Что иберы пришли вместе с Искандером Македонским, и они были воинами Ясона. А Македонский Искандер когда пришел? Воины Искандера Македонского пришли в 30-е годы IV века до нашей эры. И эта грузинская хроника отмечает, что когда войско Македонского Искандера пришло в то место, где затем разместятся иберы, то там в шести местах они столкнулись с воинственными племенами бунтюрков, размещавшихся в башенных городах. Бун Тюрк! Кто эти загадочные бунтюрки? Грузинская летопись объясняет. Там говорится, что бунтюрки живут в этом регионе со времен еврейского погрома, устроенного Навуходоносором. Навуходоносор этот был правителем Нового Вавилона, союзника Мидии. А это VI век до нашей эры. Так кто же тут древнее? С VI века до нашей эры проживающие здесь бунтюрки, или пришедшие вместе с полководцем Искандера Македонского, Ясоном, иверы? И такое скажу вам, что до сих пор в Испании существует провинция под названием «Иберия». И антропологи провели исследования, и выяснилось, что
гаплограмма, группы крови, сходство между теми иберами Пиренейского полуострова и местными иберами, доходит до 82%. Это очень большой показатель. Представьте, несмотря на такое расстояние во времени, такая близость в генах, и раз это до сих пор сохранилось, значит это существует. Далее, в литературе античного периода говорится, что долгое время между сапирами, там в форме «сапир», и пришлыми иберами происходили битвы. Кто эти таинственные сабиры? Это наши сувары. Очень жаль, но относительно слова «бун» в имени бунтюрок, длительное время шли споры [кислая мина раздражения]. Некий Меликсет-Бек [имеется ввиду арменовед Левон Меликсет-Бек], первый кто исследовал вопрос, считал, что их называли бунтюрками, из-за отпускаемых ими длинных хохолков. А Меликишвили утверждал другое, что это тюрки-копьеносцы, тюрки носившие копья. Сулейман-мялим, Элиярлы, да упокоит Господь его душу, хороший был специалист по тюркской истории, утверждал, что «бун» происходило от «буналмыш», то есть «отдельные тюрки». И волей не волей, человек задумывается – на каком языке сама летопись? На грузинском. Раз так, тогда может быть при помощи грузинского языка разберем слово «бун». И выяснилось, что «
буневноба», то есть «буни» на грузинском языке означает «местный, настоящий». То есть, «местные, настоящие тюрки». И почему же хроника называет их местными и настоящими? Потому что хроника, начавшись в IX веке, хочет как бы показать различие между тюрками IX века и коренными тюрками Грузии, имею ввиду территорию нынешней Грузии. Что эти пришлые, а эти местные тюрки [показывает руками]. Поэтому надо изучать историю в свете этих местных тюрок. И это не значит изучать историю одного Борчалы. Я всегда говорю, что Борчалы это не какой-то обитаемый остров. Сами посудите, Борчалы считается самым что ни на есть пупом Кавказа. Если в Борчалы проходит разделение между Азербайджаном и Грузией, то вместе с тем, этот регион и соединяет обе страны. Получается, история этого региона это общая история Грузии и Азербайджана. Через Борчалы Азербайджан и Грузию можно как породнить, так и разъединить. [все время руки]
Продолжение следует…