"Просто друзья" Вернувшись в Брюссель, Абдеслам поменял одежду и внешний вид. По словам Аттю, Абдеслам пошел в парикмахерскую, где его побрили, подрезали волосы и изменили форму бровей. Затем Абдеслам позвонил еще одному другу и попросил подбросить его в другой район. Несколько часов спустя все эти трое друзей Абдеслама были арестованы. Согласно мнению еще одного человека из этой компании, "все они находятся в тюрьме ни за что - только потому, что они помогли Салаху, не подумав". Абдеслам находился в бегах еще в течение четырех месяцев до того, как его арестовали. Трудно представить себе человека, согласившегося помочь человеку, причастному к такому зверству, как нападение Париж. Но мне кажется, Абдеслам опирался на помощь как сторонников "Исламского государства", так и небольшой группы людей, которые, не обязательно являясь экстремистами, при этом испытывали чувство личной лояльности по отношению к нему и недоверие к бельгийскому государству. Чувство неудовлетворенности присуще многим живущим в Моленбеке.
Я разговаривал на углу одной из улиц с молодым человеком мусульманского происхождения, который был обвинен в попытке поехать в Сирию. Он то пристально на меня смотрит, то всячески избегает зрительного контакта. От него исходит какое- то чувство неуверенности. Когда я сказал ему, что хотел бы понять, почему кто- то пошел на совершение такого преступления как парижские атаки, поначалу он ответил, что я должен поехать в Ракку [город на севере Сирии, объявленный боевиками столицей "Исламского государства" - ред.], и спросить людей там. Для него авиаудары Запада по "Исламскому государству" были ответом на этот вопрос. Но потом он изменил точку зрения: во всем виноваты местные условия. Мой собеседник сказал, что он выступал против бельгийского правительства - против тех белых бельгийцев, которые ненавидели лиц арабского происхождения. И он повторяет снова и снова: "Тут нет никакой демократии, вы не можете выразить личное мнение так, чтобы на вас не навесили ярлык экстремиста". Многие другие молодые люди, с которыми я разговаривал, и которые не имеют к экстремизму вообще никакого отношения, также имеют претензии к тому, как тут относятся к мусульманам. Некоторые рассказывают, что получить работу труднее, если у вас адрес в районе Моленбека. А девушки, которые носят хиджаб, жаловались на законы о запрете хиджаба на многих местах работы. "Не понимали, во что ввязываются" Шейх Бассам Аячи раньше считался ведущим радикальным проповедником в Моленбеке.
Священнослужитель сирийского происхождения, которому сейчас 70 лет, приехал в этот район в 1990-е годы. Некоторые обвиняют его в том, что он посеял семена радикального ислама в Моленбеке, - но он безоговорочно осуждает такие события, как нападения на Париж. Когда начался сирийский конфликт, имам отправился на родину и сейчас он убежденный противник режима Асада и "Исламского государства". Его пытались убить, заложив бомбу в его машину. При взрыве он потерял руку, но выжил. Общаясь с ним по скайпу, я спросил, почему так много молодых людей из Моленбека присоединилось к "Исламскому государству" – к группировке, которая, по его убеждению, "пачкает имя ислама и имя сирийской революции". Он списывает это на отсутствие каких-либо действий против режима Асада с одной стороны и на внутренние факторы с другой стороны. "Молодые люди из Моленбека испытывают разочарование, потому что они были изолированы бельгийским правительством. Оно никогда не пыталось дать им работу, образование, социальную помощь с целью интегрировать их в общество", - сказал он. "Некоторые из них были правонарушителями, продавали гашиш и так далее. Со временем они оказались в тюрьме, - говорит Бассам Аячи. - В тюрьме они обнаружили, что возвращение к религии было чем- то удивительным: "Мы можем забыть о любых глупостях, которые мы совершили в нашей жизни". Поэтому они обратились к религии, но с ненавистью к западному обществу". Возможно, что чувство необходимости искупить прошлые грехи - это одна из причин того, почему так много выходцев из Моленбека, примкнувших к "Исламскому государству", имели криминальное прошлое. Хотя, как сказал мне один из друзей братьев Абдесламов, "не в этом дело, у нас у всех были проблемы с полицией, но не все мы стали радикалами".
Он не может объяснить причину их радикализации и цепляется за идею о том, что, возможно, они сделали это за деньги, и не понимали, во что ввязываются. А может быть, причиной сплетения преступности и джихада является образ "крутого мачо", который ассоциируется с этими понятиями. Бывший друг одного из главных организаторов атак на Париж описал его мне, как человека, который "всегда любил драку". Но многие из этих молодых людей попали в джихадистский мир не без посторонней помощи. В первые годы сирийского конфликта, как рассказывают руководители общин, было нормальным увидеть вербовщиков, отстраненных от работы в мечетях, которые разговаривали с группами последователей на улицах, в кафе или в учебных кругах. Одним из наиболее успешных вербовщиков был человек по имени Халид Зеркани, который сейчас находится в бельгийской тюрьме. В его окружение входил Абдельхамид Абауд и еще один из участников атак на Париж, а также человек, который в настоящее время находится в тюрьме в Марокко из-за предполагаемых связей с парижским делом. Согласно судебным записям, он не только проповедовал потенциальным джихадистам, но и связывал их с контрабандистами в Турции, которые помогали им попасть в Сирию. За то, что он раздавал им украденные подарки, он заработал себе прозвище "Папа Ноэль" или Санта-Клаус.
|