В. В. Бартольд считает, что до шестого века н. э. тюрков на территории Средней Азии не было. Об этом он пишет следующее: "В VI веке в Средней Азии возникла новая кочевая империя. Новые завоеватели, тюрки, вышедшие из Алтая, в короткое время подчинили себе все народы от Великого океана до Черного моря" .
По поводу тюрков Л. Н. Гумилев пишет: "Всех кочевых воинственных племен северных областей Согда арабы называли тюрками. Из-за этого большое количество племен, населяющих Среднюю Азию, по ошибке стали называться "тюрками". В то время как эти народы никогда не были тюрками и не входили в состав Каганата. Необходимо добавить, что некоторые народы и племена, такие как туркмены, народ Анатолии (нынешняя Турция), народ Кавказской Албании, а также народ Азербайджана (имеет в виду Атурпатакан. - Э. Р.), не имели никакого родства с тюрками и монголами" . Таким образом,
Л. Н. Гумилев тюрками не считает не только население Средней Азии, Кавказской Албании и Азарбайджана, но и народ Анатолийского полуострова. Ибо язык - не единственный признак этнической и племенной принадлежности. Что касается этнической территории древних тюрков, то, по единодушному мнению исследователей, она находилась севернее Китая.
Ряд тюркских племен, с древнейших времен населявших районы севернее Китая, юг Сибири и Алтайский край, китайцами назывался "Сюнну"**, что означало "мятежные рабы". Другая часть этих племен именовалась "Ту-кю", что является китайским произношением "туркют"- главного названия древних тюрков.
Племена "сюнну" были воинствующими и часто подвергали нападениям и грабежу территорию Китая. Китайцы были вынуждены выплачивать ежегодную дань своим северным соседям. Однако с 30-ых годов второго столетия н. э. китайской дипломатии с помощью подкупов удалось вызвать раскол в племенном союзе сюнну и поочередно разбить их . М. К. Зулалян считает, что таким образом возникли юрюки, "что означало "покорный", в отличие от киргизов, казахов и других, которые, отступив на запад, получили название непокорных разбойников .
В начале V века н. э. образовалось новое объединение племен в Центральнои Азии, которое известно в истории под названием гуннов***. Однако не все племена и народности, входившие в это объединение, были тюркского происхождения. Л. Каэн придерживается мнения, что среди них имелись иные этнические элементы: угрофинны, мадъяры (венгры) и т. д. Согласно Л. Казну, подлинными тюрками были эфталиты, называемые китайцами "ти-лен" . Это мнение Л. Казна, однако, ныне оспаривается, специалистами, которые считают эфталитов народом иранского происхождения .
Другой факт, говорящий о нетюркском происхождении населения древней средней Азии, - это топонимия - система географических нами этого края. Как известно, названия городов, сел, гор и рек возникают на основе языка коренного населения данной территории. Ахмади Касрави в своем знаменитом произведении "Азари, или древний Азербайджан" по этому поводу пишет: "Один из важнейших показателей этнического происхождения народа - это названия рек и деревень, городов и улиц. Поскольку люди образуют их на основе языков, на которых они говорят" .
Для выяснения этнической принадлежности древних обитателей Средней Азии, а также определения языка, на котором они говорили, таким образом, лучше обратиться к топонимическим изысканиям. Даже беглый взгляд на топонимическую картину интересующего нас региона показывает, что народ древней Средней Азии не принадлежал к тюркской расе и не говорил на тюркских языках. Абсолютное большинство топонимов, засвидетельствованных на этой территории, имеет иранское происхождение.
Названия гор, ущелий и перевалов: Памир, Гиндукуш, Хавак, Ватам, С ар хан, Кухак, Кашка, Шавдар.
Названия рек и ручьев: Аму (Амударья=Джейхун = Гейхун = Гихун, древнейшее название - "Вахшв") , Сирдарья, Джаряб, Вахаб, Рудак (имеется также одноименный поселок, где родился Рудаки; кроме того, под Тегераном есть район с таким названием), Аидараб, Пандж, Ахшу, Кульяб, Абе-гарм, Кум-руд, Иахам-руд, Хавар-руд, Бур-аб, Чарджуй, Кашка-дарья, Зарафшан, Хафт-руд, Искандаркам, Сия-аб, Джуйбар-бакар, Джуйбар-шишагаран, Ноканд, Харкан-руд, Пайкан, Зар, Фарах-ша, Хама, Бар-аб, Харируд, Хельманд(Хирманд), Руд-шаш (Чач), Кар-шаб, Вара-руд.
Названия городов и населенных пунктов:
Бадахшан, Тухаран, Балх (Бактрия), Рудак, Кандуз, Саманган, Гурана, Вамьян, Лиоканд, Архан, Карбанк, Рашт, Кафарниган, Вашгирд, Кубадиан, Нузар, Кохан-зар, Чарманган, Риг-дашт, Ширабад, Андиган (Андиджан), Амол, Нобахар, Бухара. Самарканд, Маргиян (Мере), Шапурган, Фарьяб (Фараб), Бирун, Афрасиаб, Каш, Санг-дизе, Панджикнет, Афринкат, Рее, Хорезм, Кушк-и-муган, Панканд(Банканд), Ноканд, Асьяб, Регистан, Махруз, Ханга, Висар, Варманд, Бардад, Зарахш, Заргаран, Камара, Кабуз, Марзин, Нуз-абад, Навешан, Размай, Сакан, Фируза, Ямган, Мехне, Кашмихан, Багабад, Абивард, Дарун, Сурхкат, Тараб, Тусаи, Харшанг, Худабад, Wad. кан, Шакан, Согдбил, Ургенч, Гурганак, Сака-каш, Багдадак, Рузан, Сиб, Джигарбанд, Абадан, Санг-абад, Муг-каде, Модава=Мадабад (нынешнее село Мад), Руштан, Канабад, Зандора-маш, Охсикат, Худжастан, Дех-но, Шаш=Чач, Ашгпаркат .
Таким образом, как читатель смог заметить, топонимические названия Средней Азии - иранские, и мы до Аббасидов, а точнее, до начала четвертого века Хиджры (XI в. н. э.), не находим и следа тюркской топонимии в этом ареале. Относительно тюркских географических названий в Средней Азии В. В. Бартольд пишет: "Тюрки после падения Саманидского государства еще более интенсивно стали мигрировать в этот регион, арабское название которого "Мавара-ан-нахр" вследствие этого вскоре превратилось в "Туркестан", и стали появляться тюркские географические названия. Тюркский язык постепенно стал вытеснять иранские наречия Средней Азии. Хотя при русских этот процесс сильно прогрессировал, но тем не менее он не завершен до сих пор. Тюркские топонимы однообразны и по всему Туркестану постоянно повторяются имена Аг-кул, Кара-кул, Аг-су, Кара-су и подобные. Изредка употребляются и заимствованные иранские названия" .
Учитывая, что подробное обсуждение проблем, касающихся этнической ситуации, сложившейся в древней Средней Азии, не входит в заданной книги и находится за пределами долга, взятого автором на себя, мы довольствовались лишь кратким обзором источников по данной тематике. Тем более, что, по мнению автора, даже беглое рассмотрение веденных материалов достаточно красноречиво показывает иранскую природу этнического состава Средней Азии в древности.
Теперь же приступим к проблеме Турана, являющейся другим объектом притязаний пантюркистов.