Примечания
1 Мировоззрения, основанного на таком важном универсальном принципе как «аккультурация без ассими-ляции». Этот принцип основан на комплексном исследовании идеи византизма, причём с позиций «евразийско-христианского ойкуменизма». См.: Устян А.Р. Неовизантизм как евразийская геополитическая стратегия развития России в XXI веке. М.: ИСН, 2002. 2 См.: Устян А.Р. Политическая концепция неовизантизма. М.: ИСН, 2003; Устян А.Р. Политическая философия неовизантизма. М., 2005. 3 К византийским философам, «политологам» и «геополитикам» (по предварительным данным) мы можем с полным основанием причислить следующих: 1. Ранний период (IV-VII вв.) – Дионисий Ареопагит, Немесий, Эней Газский, Фемистий, Синезий, Леонтий Византийский, Иоанн Филопон, Максим Исповедник, Прокопий Газский, Агапит, Георгий Пизида, Пётр Патрикий, Менандр, Анастасий Синаит, Феофилакт Симокатта, Прокопий Кесарийский. 2. Средний период (VIII-XIII) – Иоанн Дамаскин, Патриарх Фотий, Василий Македонянин, Константин Багрянородный, Пселл, Итал, Евстратий, Никифор Влеммид, Федор Ласкар, Никулица, Феофилакт Болгарский, Евстафий Солунский, Михаил Ритор, Георгий Торник, Сергий Колива, Никифор Влеммид, Иоанн Акоминат, Геор¬гий Акрополит, Нил Доксапатр, Василий Ялимбанский, Симеон Метафраст. 3. Поздний период (XIII-XV) – Хумн, Иосиф, Холобол, Пахимер, Акиндин, Палама, Дмитрий Кидонис, Гри¬гора, Метохит, Николай Кавасила, Плитон, Фома Магистр, Мануил Палеолог, Георгий Кипрский, Федор Хирта¬кин, Матфей Властарь, Константин Арменопул. «Женское направление» представляют философ, «политолог», математик – Ипатия (IV-V вв.), учёная мо-на¬хиня Кассия (ок. 810 – конец IX в.) и историограф Анна Комнина (XII век). Очевидно, что такой «богатый пласт» византийской политической и геополитической философии, требу-ет на базе современных политологических знаний кропотливого анализа. 4 Хрущёва Э.Н. Концепция византийского государства в русской византинистике последней чет¬верти XIX-XX вв.: Автореф. дис. канд. исторических наук /Уральский госуниверситет им. А.М. Горького. Екатерин-бург, 2003. Позитивная оценка реформаторских возможностей восточно-римских императоров в союзе с православной церковью и подчёркнутый эволюционизм в анализе исторического развития византийского государства (на фоне нарастания революционных на¬строений в России конца XIX в.) фиксируют несомненную связь византинистики с «государственной школой» русской исторической и юридической мысли (Каве-лин К.Д., Чичерин Б.Н., Соловьёв C.М и т д.). Европейский вектор общественно-политических взглядов «государственников» привнёс в русскую византинистику принципы и методы исторического и юридического позитивизма (с его минимальным влиянием познающего субъекта на историческую действительность)». Также она отмечает, что ещё одной ментальной основой формирующейся в последней четверти XIX в. русской византинистики может быть названа её исключительная связь с религиозной философией Леонтьева К.Н. (1831-1891) и Н.А. Бердяева (1874 - 1948) (Хрущёва Э.Н. Концепция византийского государства в рус-ской византинистике последней чет¬верти XIX-XX вв.: Автореф. дис. канд. исторических наук /Уральский госуниверситет им. А.М. Горького. Екатеринбург, 2003. С.5). 5 История Византии: В 3 т. / Отв. Ред. акад. С.Д. Сказкин. М.: Наука, 1967; Хрущёва Э.Н. Концепция визан-тийского государства в русской византинистике последней чет¬верти XIX-XX вв.: Автореф. дис. канд. исто-рических наук /Уральский госуниверситет им. А.М. Горького. Екатеринбург, 2003. С.5-6). 6 Хрущёва Э.Н. Концепция византийского государства в русской византинистике последней чет¬верти XIX-XX вв.: Автореф. дис. канд. исторических наук /Уральский госуниверситет им. А.М. Горького. Екатерин-бург, 2003. С. 7. 7 К т.н. «школе русского византизма» следовало бы отнести профессора Ф. Курганова, выдающегося рус¬ского право¬славного канониста, профессора Казанской духовной ака¬демии и Императорского Казанского университета Илью Степановича Бердникова (1839-1915), профессиональных историков-византинистов Ку-лаковского Ю.А., Успенского Ф.И., Оболенского Д., и даже Л.Н. Гумилёва с его концепцией «Степного Ви-зантийства». Византизм прослежи¬вается и в работах А.И. Ильина. 8 См.: Леонтьев К.Н. Храм и Церковь. М.: АСТ, 2003. 9 См.: Пащенко В.Я. Идеология евразийства. М.: МГУ, 2000. С. 220; Иваск Ю.П. Константин Леонтьев // Константин Леонтьев. Pro et contra. Кн. 2. С. 511-512. 10 Соколов И.И. О византинизме в церковно-историческом отношении. Избрание Патриархов в Ви¬зантии. Вселенские судьи в Византии. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2003. 11 Чичерин Б.Н. Наука и религия. М.: Республика, 1999. С. 447-449. 12 См.: Устян А.Р. Византизм как евразийская геополитическая стратегия развития России в XXI веке. М.: ИСН, 2002; Устян А.Р. Политическая концепция неовизантизма. М.: ИСН, 2003; Устян А.Р. Политиче¬ская философия неовизантизма. М., 2005. 13 См.: Устян А.Р. Политическая концепция неовизантизма. М.: ИСН, 2003. 14 Гумилев Л.Н. В поисках вымышленного царства. – М., 1992. – С. 32. 15 Оболенский Д. Византийское Содружество Наций. Шесть византийских портретов. – М., 1998. 16 На основе до революционных работ, например, Скабалановича Н.А., Соколова И.И., советских, например, Вальденберга В.Е., Липшица Е.Э., Литаврина Г.Г., Каждана А.П., Курбатова Г.Л., Медведева И.П., Сюзюмова М.Я., и зарубежных работ по византинистике, например, Гфрёрера, Тредголда У., Гийу А., Хунгера Х., Пападакиса А., Брейе Л., Караяннопулоса И., Тиннефельда Ф., Винкельмана Ф. и др. (См.: Новиков А. А. О характере политической власти в ранней Византии (IV-VI вв.): Историографический обзор, 1945-1995 гг.//Правоведение. - 1996. - №3(214). C.175-183). 17 Философская система Аристотеля и его логика, начиная с апофатической методологии святоотеческого богословия, нашла общий язык с христианским вероучением – уникально интеллектуальным, требующим предельного напряжения человеческого разума (Абачиев С.К. Православное введение в религиоведение. М.: РОХОС, 2004. С. 128). 18 Великий византийский патриарх Фотий (820-891) с осуждением и раздражением относился к Платону. Напомним, что вплоть до конца X века в Византии только Аристотель во многом пользовался авторитетом. (История Византии. Т.2. М.: Наука, 1967. С. 361). 19 В основе которой лежит гражданское общество. Напомним о наличии в средневековой Византии зачатков «гражданского общества». Так, например структура византийского «гражданского общества» была сле-дующей: а) негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, «предпринимательство»); б) совокупность не зависимых от государства производителей (частные «фирмы» и корпорации); в) политические партии и общественные объединения; г) сфера воспитания и негосударст-венного образования; д) семья; е) церковь. Также византийское «гражданское общество» обладало сле-дующими признаками: а) самоуправляемость; б) конкуренция образующих его структур и различных групп людей; в) жизнедеятельность, основанная на принципе координации; г) многоукладность экономики; д) ле-гитимность и демократический характер власти; е) «правовое» государство; ж) сильная социальная полити-ка государства, обеспечивающая достойный уровень жизни людей. 20 Анализ формы государственного правления показал, что Византия была конституционной монархией с неписаной конституцией по типу современной Великобритании (См.: Устян А.Р. Политическая концепция неовизантизма. М.: ИСН, 2003. С. 52-53; Устян А.Р. Политическая философия неовизантизма. М., 2005. С. 8-25, 65-88). 21 В Византии у подавляющей части византийского социума господствовала либерально-консервативная философско-политическая ментально-мировоззренческая система взглядов, основанная на объективном идеализме, выраженная при этом в идеях и взглядах ведущих византийских мыслителей (Григорий Бого-слов, Прокопий Кесарийский, Константин Багрянородный, Кекавмен, Никифор Влеммид, Георгий Гемист Плифон и т.д.). Более подробно см.: Устян А.Р. Неовизантизм как евразийская геополитическая стратегия развития Рос¬сии в XXI веке. М.: ИСН, 2002; Устян А.Р. Политическая концепция неовизантизма. М.: ИСН, 2003; Устян А.Р. Политическая философия неовизантизма. М., 2005. Таким образом, современный объективный идеализм и либерал-консерватизм имеет онтологическую связь с соответствующей практической византийской манерой мышления и системой взглядов, заложенные в характерном для византийцев «creative potential».
_________________ Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас Диоген Синопский Всё тайное рано или поздно становится явным Сократ Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским) Д.Коннер
|