Зарегистрирован: 09 июл 2013, 14:19 Сообщений: 9575
|
“Все армянские цыгане считают себя армянами, хотя на уровне бытового сознания чувствуют некоторую отчужденность”
На страницах “НВ” мы не раз обращались к теме, кто же такие армянские цыгане, которых называют “боша”. Недавно в социальных сетях на эту тему появилось много информации из разных источников, которые изобилуют новыми и интересными данными. Корреспондент “НВ” Елена Шуваева-Петросян попробовала систематизировать их, а также сведения, почерпнутые из трудов В.Папазьяна, К.Патканяна и А.Паспати.
Судя по последним исследованиям в области ромологии, цыганские группы впервые появились на территории Армении в XI-XII вв. вследствие почти трехвековой миграции из северо-западных и центральных частей Индийского полуострова через Иранское плоскогорье. Одна ветвь цыган, оторвавшись от основной массы своих соплеменников, осталась в Армении и в Малой Азии и впоследствии, приняв христианство армянского толка, положило начало формированию самобытной этнографической группы — армянских цыган — “боша”. В конце прошлого и начале нынешнего века на территории Западной и Восточной Армении насчитывалось более 50.000 боша, проживавших в основном в районах Евдокии (Токат), Бойабада, Везирь-Кепру, Карса, Эрзерума, Басена, Ахалкалака, Ахалцыха, Олты, Сарыкамыша и т.д. Есть также свидетельства о том, что многочисленная колония боша проживала в Ереване, в районе Конд. После геноцида 1915 года основная масса уцелевших “боша” переместилась в Восточную Армению и Грузию. В настоящее время на территории Армении они проживают в Ереване (в районах Сари-Тах, Канакер, Мараш), в Гюмри (в районе Боши-Майла), в поселке Харберд (в основном репатрианты 1947-48 гг. из Греции). На территории Грузии боша обитают в городах Ахалкалак и Ахалцых, а также в Шаумянском районе, Шулавере и Марнеули. Общая численность “боша” приближается к 10-12 тыс., из которых около 8-9 тыс. — в Армении. Есть свидетельства о том, что на территории Турции и поныне проживают принявшие ислам армянские цыгане боша, общая численность которых достигает 12 тыс. (по данным на 1987 г.).
Цыгане в Европе и Америке называют себя ром, в Сирии и Палестине — “дом”, в Армении — “лом”. Языковедами конца XIX — начала XX века (Г.Асколи, Фр.Миклошичем и другими) утверждается, что современное цыганское “р” в Европе, “д” — в Передней Азии, “л” — в Армении в данной лексеме относятся к древнеиндийскому “д”. Исходя из этого, можно предположить, что предками цыган были представители народности северо-западной Индии, этноним которой дом. Языком общения является исключительно армянский (западные диалекты), однако и по сей день бытует тайный язык — “ломаврен”, который использует словарный фонд индо-арийского происхождения и грамматику армянского языка. Указанный язык используется при тайных разговорах, когда “боша” не хотят, чтобы окружающие поняли, о чем идет речь. Лингвисты в большинстве своем считают, что морфология контактирующих языков не поддается смешению. Максимум, что может произойти — это носители одного языка перейдут на морфологию другого, сохранив свой словарный запас и отчасти фонетику. В качестве примера обычно приводятся молдавские цыгане. Их язык — с молдавской морфологией и цыганской лексикой. А у армянских цыган — армянская морфология, но опять-таки цыганская лексика. Язык армянских цыган, занимающий особое место в системе цыганских диалектов, еще в XIX веке употреблялся главным образом в домашних условиях, скорее, в качестве секретного языка, арго. Ныне им владеют лишь люди старшего поколения, и то в довольно искаженном виде. Кстати, ряд армянских деятелей науки и культуры XIX века были выходцами из цыганских (“боша”) семей. Хотя христианство наложило большой отпечаток на психологию и мировоззрение боша, однако традиционные занятия, образ жизни оказались более живучими и сохранились поныне. Все армянские цыгане считают себя армянами, хотя на уровне бытового сознания чувствуют некоторую отчужденность. Поскольку боша занимают низкое положение в социальной иерархии, они подчас скрывают свою принадлежность к данной этнографической группе. Так или иначе, боша оказались в парадоксальном положении — зная, что они не “чистые” армяне, боша всячески стараются доказать свое армянское происхождение. Например, среди боша почти полностью отсутствуют чужеродные (европейские, русские) имена, столь популярные у так называемых “чистых” армян. Каждый этнос стремится к самосохранению, армянские цыгане, однако, стараются ускорить процесс ассимиляции. Вследствие этого, возможно, уже в ближайшем будущем эта группа полностью исчезнет.
Армянские цыгане — христиане. Они исповедуют армяно-грегорианское православие, являются последователями Армянской Апостольской Церкви. Что касается самого этнонима “боша”, то возник он сравнительно недавно — в начале XIX века. “Боша” означает по-армянски “бродяга”. В более древних армянских источниках применялось слово “гнчу”. Считается, что часть цыган пришла из Турции во время русско-турецкой войны 1829 года. Цыганский язык боша достаточно беден, уже в описываемый период он состоял из 500-600 слов. При этом была заимствована армянская грамматика. Столь высокая степень языковой ассимиляции является доказательством очень давних контактов этой группы цыган с армянами. Достаточно полное описание образа жизни “боша” впервые составлено на рубеже XIX и XX веков. Ниже мы приводим выдержки из исследования В.М.Папазьяна, а также К.П.Патканяна, А.Паспати и др.
|
|