Выдающийся арабский историк XIV Ибн Халдун полагал, что ключевым фактором, определяющим настоящее и будущее данного общества, является асабия – способность осознавать и отстаивать свои коллективные интересы. Способны ли армяне совершить свою «внутреннюю революцию» и на-конец, осознать и отстоять свои коллективные интересы? Думаю, что «да». Почему? Потому что на данный момент сложились все условия для способности измерять и планировать на основе профессиональных знаний о строительстве государства и нации. Без этой «способности» армяне и Армения всегда оказывались в плену предубеждений, иллюзий, субъективных, поверхностных оценок. Говоря о «позитивной экспансии» необходимо отметить, что она должна проявляться во всех основных сферах жизнедеятельности: в сфере политики, экономики, культуры, идеологии, в научно-технической и этнической сферах. Армянин добивался многого не потому, что это было легко, а потому что это было трудно. Армянин никогда не боялся трудностей. Прекрасное качество, ибо оно есть симптом потенциально экспансионистской нации. Только такая нация способна в дальнейшем осваивать космос. На данный момент таких наций не так много (англо-саксы-германцы и китайцы-японцы). Но армяне потенциально в их числе. Армении и армянам необходимо для своего развития понять, что армянская цивилизация не может «жить, чтобы вы-жить», или жить «чтобы не напрягаться». Такие общественные системы не выживают, но имея такое геополитическое положение как нынешнее тем более. Этап новорождённости, который проходит на данный момент Армения, нуждается в рефлексии, осмыслении пройденного Арменией как страной пути, и размышлениях о той реальности, в которой предстоит жить армянской нации и государству в будущем. Сейчас это главное, ибо только так формируется способность к «видению будущего», так зарождается стратегическое мышление, так зарождается смысл бытия нации и государства. Может ли геополитическое будущее армянского государства и нации быть вне экспансии? Нет? Почему? Потому, что экспансия – это «сила». История развития человечества показала, что люди в своем большинстве поклоняются всегда только Силе. Будь это политическая, экономическая, морально-нравственная (этическая), культурная, социальная или какая-либо другая. Силу всегда олицетворяет богатство или персона главы государства. Один и тот же человек может начать свой путь атеистом и коммунистом, потом стать сторонником либеральных ценностей, а завершить свой путь ортодоксальным до непримиримости христианином или мусульманином. И на каждом отрезке своего жизненного пути этот человек будет искренен, ибо подлинная его религия – Сила! С таким «универсальным конформизмом» ещё в раннем средневековье столкнулось армянское государство, когда армяне уходили служить «другим», то есть более сильным государствам, добиваясь самых высоких результатов – возглавляли эти государства. Отсутствие же внутренних Сил для строительства своего государства приводило армян к массовому переезду в другие государства (или оставались, но служили местной Силе – исламу, так армяне исламизировались и тюркизировались). Знаменательна экономическая и финансовая мощь армян, но служившая опять, же не государственным интересам и нации. Так появились антиармянские (с государственнической точки зрения) армянские финансовые тузы Константинополя, и которые сыграли решающую роль в разгроме армянства в Анатолии. Ведь практика пока-зала, что экономическая экспансия – лучший способ трансформации традиционного социума в классическую демократию, так как модернизация идёт не за счёт «выжимания соков со своего народа», а путем подключения к ресурсам других стран. Но армянские финансовые тузы и тогда и сегодня занимаются именно «выжиманием соков со своего народа». Конечно, надо понимать, что демократия не может победить на планете – не хватит ресурсов Земли, чтобы обеспечить гражданское общество необходимым уровнем. Для остальных традиционный социум в наилучшей степени регулирует проблему бедности и блокирует социальный паразитизм! Именно поэтому Армения должна выбрать путь «демократии» (пусть даже авторитарной, что ближе всего армянской натуре), то есть встать в ряд исключительных государств, способных обеспечить высокий уровень жизни своих граждан. Так появляется значимость Армении для всего Кавказо-Ближневосточного региона. Если Армения способна будет занять подобную позицию, развить институционально и социально «авторитарную демократию» (напомню, что в данном регионе она иной быть не может), то Армения состоится как государство привлекательное для многих народов данного региона. Или говоря иным языком, стране надо прорваться из «лузеров» в «винеры». Или, на языке ряда западных научных школ, речь идет о «многоэтажном мире», о странах перво-го, второго (а может быть и третьего, четвертого сорта…). Армения должна стать государством высшего сорта. Для этого есть все необходимые условия, и даже то, что хронически армянам и Армении до сих пор не хватало – интеллектуальное и профессиональное обеспечение национально-государственного строительства и развития. В связи с этим Армения должна не просто подключатся к чужим ресурсам, а формировать свои. Армения должна осмотрительно взвалить на себя «бремя белого человека». Так появляется дополнительная мотивация существования Армении. Так рождается идея мессианства Армении и армянской нации. Главное – это чтобы подобная миссия не оказалась слишком тяжелой ношей, а для этого необходим трезвый прагматичный расчёт. Что же касается ресурсов… Разве у Армении их мало? Надо просто навести порядок в своём доме, и приступить к экспансии. Страна должна сама себя кормить, лечить, защищать, обеспечивать своих граждан достойным жильём, работой, образованием, не оглядываясь на европейские или исламские идеалы. В любом случае надо помнить, что для Армении демократия (в том числе и «авторитарная демократия») не цель, а средство. Цель же достойная жизнь уверенных в себе и гордящихся своей страной людей. Армяне должны быть счастливы и должны гордиться своим государством и принадлежностью к своей нации. При таком положении дел, в случае успеха такого цивилизационного проекта обязательно многие захотят стать гражданами подобного государства, влиться в её гуманистическое жизнеустройство. Нынешнее же положение Армении говорит о том, что об экспансии следует думать меньше всего. Но это явная ошибка. Ибо ещё раз отмечу, что экспансия – это сочетающееся единство работы, как на внутреннем фронте, так и на внешнем. Тактическая одновременность этих двух аксиоматичных факторов развития государственности обеспечивает успех государству в долгосрочном (стратегическом) плане. Важно при этом учитывать геоисторический опыт армянской геополитической экспансии в Египет (гиксосы), Балканы, Среднюю Азию, Ближний Восток. Армянский опыт показывает, что просто захват государства или территории всегда ограничивался сменой состава правящей элиты, изменением границ государства, но не приводил к изменению принципов существования подчинённого народа. На протяжении всех армянских захватов будьто гиксоское, ахеменидское, парфянское, византийское, сасанидское или даже османское, армяне умудрялись лишь утвердить свою политическую власть под различными идеологически-ми знамёнами, составив тем самым только господствующую элиту данных государств. Подобное положение не приводило к закреплению захваченных земель под эгидой армянской государственности с доминированием армянского языка. Не удавалось создать армяноцентричную (армяноязычную) государственность и цивилизацию, хотя в распылённом состоянии она существовала на протяжении всей Евразии, зародившись в пределах Малой Евразии – в Анатолии. Армянский господствующий класс вышеперечисленных государств не мог закрепить успех на культурном уровне, как например это сделали испанцы или англичане, создав в своём роде уникальные цивилизации латиноамериканскую и англо-американскую. Поэтому надо различать примитивную агрессию и экспансионизм. Экспансия – это не одномоментный акт, например, захвата куска территории одного государства у другого или полное его покорение. Экспансия – это целенаправленный процесс культурного, политического и экономического воздействия на пассивные народы и страны, длящийся довольно длительное время: десятилетия и даже столетия. В результате изменяется вектор и сама суть исторической эволюции в локальных (региональных) или глобальных масштабах. Таким образом, происходит культурная, а значит национальная ассимиляция покорённых народов. В подобном процессе нет ничего страшного, страшнее германский (англо-саксонский) экспансионизм, который сопровождался тотальным уничтожением покоренных народов. В данном случае культурный элемент доминирования отходил на последний уровень, на первый же уровень выходила экспансия исключительно военно-политическая. Германский (англо-саксонский) путь экспансии мутирует и приобретает отчётливо экономические формы и методы. Этот опыт также необходимо изучать и использовать себе на благо. Возникает в связи с этим вопрос.
_________________ Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас Диоген Синопский Всё тайное рано или поздно становится явным Сократ Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским) Д.Коннер
|