Немаловажно культурно-политическое распространение армян-халкидонитов и в Россию. Так, например, примечательна история князей Гаврасов-Ховриных-Головиных. Название старинной усадьбы Ховрино и ее история восходят к XIV-XV вв. и связаны с представителями знатного армяно-византийского рода Гаврасов-Ховриных, прибывших из Крыма на службу Великому князю Московскому.
В русских источниках (летописное свидетельство, «Бархатная книга» Головиных и др.) упо¬минается «князь Готии» Степан Васильевич Ховра с сыном Григорием, который выехал из своих владений – «вотчин» в Судаке, Кафе и Мангупе – в Москву в конце XIV в. (1391 или 1405 гг.). Здесь он был принят с честью князем Дмитрием Донским (или его сыном князем Василием), получил подворье в Кремле, отмеченное на старинных картах города. Позднее он принял мона¬шество под именем Симон, а сын его, Григорий Ховра, от которого пошли семьи Ховриных (Ховреиных) и Головиных, согласно преданию, основал в окрестностях Москвы Симонов мона¬стырь.
История армяно-византийской диаспоры, особой ветвью которой стала диаспора крымская, не пользовалась большим вниманием историков. Однако, если принять во внимание роль ученых армян-халкидонитов в передаче культурной традиции, сохранении античного и раннехристиан¬ского наследия, рукописей и икон, наконец, в сформировании образованной аристократической элиты европейских стран, в том числе России, то вопросы эти, несомненно, заслуживают внима¬ния.
История княжества Феодоро с центром на горе Мангуп в XIII-XV вв. – яркая страница в исто¬рии Крыма. Последние два столетия его существования, лучше всего освещенные историческими источниками, свидетельствуют о связях Феодоро с Москвой, - другими государствами, о сопер¬ничестве и активной борьбе его князей с генуэзцами за контроль над центрами международной морской торговли на Черном море.
Князья Феодоро происходили от знатного армянского рода Гаврасов, княживших с XI в. во внутренних областях Понта, к югу от Чёрного моря. Эти области в разное время входили в со¬став Армении, Трапезундской империи под властью армяно-византийских императоров из дина¬стии Комнинов.
Васильев А. в фундаментальном исследовании «Готы в Крыму», опубликованном на англий¬ском языке в эмиграции, отмечает, что род Гаврасов армянского происхождения, хорошо известный в Трапезунде, выдвинул немало выдающихся представителей, которые вели борьбу против империи за независимость Трапезунда в XI и ХII вв. Браун Ф. упоминает только одного представителя семейства – Михаила Гавраса: Васильев А. обращает внимание на других выдаю¬щихся членов семейства, представляющих особый интерес в связи с Крымом – это Феодор, Фео¬дор Гаврас, уроженец Халдии, прославленный воин и способный военачальник, был назначен Алексеем Комнином правителем - дукой Трапезунда. Освободив Трапезунд от захвативших его турок, он стал в конце XI столетия почти независимым правителем города, «предназначив его себе как военную добычу», по выражению Анны Комнины. Чтобы отвратить опасность откры¬того отпадения Трапезунда, Алексей Комнин держал в Константинополе сына Феодора – Григо¬рия Гавраса. Сдержанные упоминания Анны в «Алексиаде» сменяются прославлениями в синак¬саре, составленном в его честь. Захваченный в одной из битв в плен турками, Феодор был приве¬зен в Феодосиополь (Эрзерум), где претерпел мученическую смерть.
Причисленный к лику святых – воителей за веру, он стал почитаться как святой мученик Фео¬дор Гаврас Трапезундский. Позднее его останки были перевезены в Трапезунд, где в то время правил его племянник Константин Гаврас, и торжественно погребены. Над могилой были воз¬двигнуты церковь и монастырь; память святого мученика-армянина приходится на 2 октября по православному календарю.
Однако в 60-е гг. XII в. Трапезунд вновь попадает в зависимость от империи, которая назна¬чает сюда правителем Никифора Палеолога: с сепаратистскими устремлениями покончено. Кон¬стантин был отправлен в изгнание после перехода Трапезунда под власть Византийской импе¬рии; поскольку Крым был обычным местом ссылки опасных политических преступников, он был изгнан именно туда. Гаврас, несомненно, при-нес в Крым врожденную склонность всей его семьи к борьбе против Византии.
Комнины, включив область Гаврасов Халдию в свою империю, принялись энергично насаж¬дать культ своего патрона св. Евгения в противовес св. Феодору Гаврасу, культ которого, как настоящего борца за не-зависимость области, погибшего от руки турок, был бы уместнее. Так Комнины подавляли влияние Гавра-сов. Единственной возможностью сохранения независимости для последних было отправиться в земли, счи-тавшиеся «заморской провинцией» Понта, которая стала независимой от Константинополя с конца XII в., - Таврику (
http://www.mosсow-cri¬mea.ru/history/14_15vv/diaspora.html).
Итак, из вашеизложенного видно, что именно армянам-халкидонитам (императоры, князья, миссионеры, святые), благодаря их пассионарной деятельности, принадлежит ве¬ликая заслуга в деле сохранения греческого элемента и эллинизма (в частности на Балка¬нах), а также в передаче культурной традиции, сохранении античного и раннехристиан¬ского наследия, рукописей и икон, наконец, в сформировании образованной аристократи¬ческой элиты европейских стран, в том числе России.
•• Армяне-халкидониты Новгорода (так, например, на¬чало деятельности Феофана Прокоповича в области образования в России в эпоху Петра оз¬наменовалось разгромом Новгородской школы, основанной Лихудами на прочных православных основах) не только участвовали в возведении храмов, но и непосредственно участвовали в выработке идейно-политической концепции «Мо¬сква – третий Рим» тем самым, заложив основы геополитического перехода Руси к России.
Благодаря выходцам из Византии и в том числе армянам-халкидонитам Новгорода Мо¬сков¬ское государство в XVI в. вырабатывает и обосновывает известную фикцию о Москве – третьем Риме и о главенстве среди православного мира. В Москве приобретаются византийские святыни, составляются жития московских святых, вырабатывается придворный и церковный чин по подо¬бию такого же чина в византийской империи. Весьма любопытно, что эта новая политическая и национальная тенденция выразилась в редакции Новгородского синодика XVI в. Впрочем, не следует удивляться тому, что Новгород теоретически обосновывает идею, которую осуществляет на практике Москва. Именно в Нов¬городе впервые изложена в литературной форме теория о Моск¬ве – третьем Риме. Москва приняла эту теорию и пыталась провести на практике.
Может быть, Новгород вообще был сильнее Москвы полити¬ческой организацией, теоретиче¬скими построениями, Москва же слиш¬ком погружена была в практическую деятельность и счи¬тала постыдным «приобретать пόтом то, что можно было добыть кровью». Как бы то ни было, политические и церковные тенденции России в православном мире, оправдывались запустением византийской империи (Успенский Ф.И. Очерки по истории византийской образованности. Ис¬тория крестовых походов. М.: Мысль, 2001. С. 97-98).
Итак, вышеизложенное позволяет утверждать о существенной роли армян-халкидонитов в христианизации Руси (Василий и Анна, патриарх Фотий, Кирилл и Мефодий, Мономах, Софья Палеолог и т.д.) и идеологическом (и видимо не только) создании (Лихуды, Гаврасы-Ховрины-Головины и др.) России. Иными словами армяне-халкидониты, по меткому выражению русского философа Бердяева Н.А., «христианизировали татарское царство», что и обеспечило консо¬лидацию Руси (удельных княжеств) и переход её к России (империи).
В качестве дополнения необходимо отметить, что проникновение армян-халкидонитов в Рос¬сию происходило по всему периметру её границ: с Балкан (Греция, Болгария, Румыния, Сербия), Кавказа (Грузия), Крыма, Средней Азии (Золотая Орда). При этом происходила инкорпорация армян-халкидонитов в российское дворянское сословие. Выделим наиболее известные армяно-российские дворянские семьи: Ховрины-Головины, Салтыковы (Чалтыкян), Беклемешевы (Бек-Лемешян), Дохтуровы, Бердяевы, Голенищевы-Кутузовы, Голицыны, Горчаковы, Дашковы, Державины, Дурново, Измайловы, Кондаковы, Нарышкины, Ушаковы, Карамзины (Кара-Мурза), Поливановы, Ромодановские, Тухачевские, Чичаговы, Бельские, Чичерины (Чичерни), Давы¬довы, Пирумовы, Лорис-Меликовы и др. Купеческое и военное же сословие в России пополняли Моисеевы, Матвеевы, Давыдовы, Назаровы, Салтановы, Туресовы, Якубовичи, Деляновы, Тумановы, Тарасовы, Степановы, Паповы, Ромодановы, Лианозовы, Ман¬ташевы, Мартыновы, Муратовы, Симоновы, Амировы, Балиевы, Аведовы, Аваковы, Шапашни¬ковы, Серебряковы, Осиповы, Лазаревы, Тархановы, Шелковниковы и др.