«Кровь винограда»: О слонах и горячительных напитках
Кроткий нрав слона отмечал еще Аристотель (Arist. Hist. Anim. IX. 46). «
Несмотря на свой рост и силу, это одно из самых безобидных существ в природе – оно травоядное и ни на кого не нападает, если его не провоцируют. Встреч с человеком слон избегает, словно чувствуя исходящую от него угрозу»[1]. Поэтому, как отмечает Р. Гловер, достоин удивления уже сам факт того, что древние приставили слона к военному делу и тратили много времени и средств на его специальную подготовку[2]. По мнению ряда ученых, боевая ярость у слонов вызывалась искусственно –
перед сражением их поили вином. Поскольку информации о том, как именно готовили боевых слонов в античности, почти не сохранилось, эти ученые ссылаются на такой весьма специфический источник, как библейский текст.
Согласно 1-й книги Маккавейской, слонам «
показывали кровь винограда[3] и тутовых ягод, чтобы возбудить их к битве» (1 Макк. 6:34). Возможно, эту фразу следует понимать буквально, и слонам действительно только показывали вино – например, чтобы приучить их к виду настоящей крови (так поступали дрессировщики на Цейлоне, когда на глазах у слонов забивали других животных)[4]. С другой стороны, в 1905 г. немецкий библеист Ю. Велльхаузен предположил, что переводчик-грек ошибся и принял за слово «показывать» еврейское слово «поить» - т.е. слонов на самом деле поили вином[5]. Как считает П. Максвелл-Стюарт, это лучше всего объясняет то, почему «кровь винограда» вызывала у животных ярость[6]. В качестве подтверждения историк приводит цитату из 3-й книги Маккавейской, где слово «поить» уже используется явно: «…царь, исполненный сильного гнева и неизменный в своей ненависти, призвал Ермона, заведывавшего слонами, и приказал на следующий день всех слонов, числом пятьсот, накормить ладаном в возможно больших приемах и вдоволь напоить цельным вином и, когда они рассвирепеют от данного им в изобилии питья, вывести их на Иудеев, обреченных встретить смерть» (3 Макк. 5:1). Исследователи, говоря об опьяняющем питье для боевых слонов, обычно на книги Маккавейские и опираются[7].
Однако, поскольку ошибку переводчика в 1 Макк. 6:34 признают
не все специалисты, этот фрагмент весомым доказательством служить не может. Что до 3 Макк. 5:1, стоит начать с того, что 1-я и 3-я книги Маккавейские повествуют о совершенно разных событиях. В первом случае это селевкидская военная кампания против иудеев в 160-х гг. до н.э., а во втором – история полувековой давности, связанная с египетским царем Птолемеем IV (прав. 221-204 гг.) и его неудачным визитом в Иерусалим. Фараон разгневался на местных жителей, не пустивших его в свой храм, и решил их жестоко наказать. Иудеев собрали на ипподроме и выпустили на них слонов; несчастных спасло только божественное вмешательство.
Достоверность этой истории вызывает у специалистов известные сомнения. Другие источники, и прежде всего другие библейские тексты (которые вряд ли умолчали бы о столь значимом для иудеев событии – слишком яркой видится картина противостояния безоружных мучеников за веру и пятисот разъяренных слонов)[8] ее не подтверждают. Исключением является мимолетное упоминание Полибия о том, что в течение трех месяцев после своей победы при Рафии (217 г.) Птолемей пробыл в Сирии и Финикии, восстанавливая там порядок (Polyb. V. 87.6). В силу этого содержание 3-й книги Маккавейской можно считать авторским вымыслом в большей или меньшей степени. Если Дж. Махаффи допускает, что вымышлены только детали, а общая событийная канва могла иметь место в действительности (Птолемей вполне мог посетить Иерусалим, пока, согласно Полибию, находился на Ближнем Востоке)[9], то, по мнению Э. Бивена, в данном случае библейский автор просто экстраполирует репрессии при поздних Селевкидах на более ранние события. Ценность этой книги как исторического источника он считает очень низкой[10].
Как предполагает В. Чериковер, речь в 3-й книге Маккавейской идет не о Птолемее IV, а о другом правителе Египта, Птолемее VIII Фисконе (прав. 145-116 гг.)[11] – точнее, том эпизоде его правления, который описан у Иосифа Флавия: «Птолемей Фискон… схватил всех находившихся в городе евреев вместе с женами и детьми и, связав их и раздев донага, бросил под ноги слонам, чтобы те растоптали их; для этого он даже напоил животных вином, но случилось противное тому, что он ожидал. Слоны, не тронув евреев, устремились на его приближенных и истребили многих их них. Вслед за тем ему было ужасное видение, которое повелело не причинять этим людям никакого вреда» (Jos. C. Ap. II. 53-55)[12]. Обращает на себя внимание сделанная источником ремарка «даже». Если все-таки допустить, что автор 3-й книги Маккавейской действительно зафиксировал реальный эпизод, у нас нет оснований считать, что это была обычная практика. В описанном случае к ней могли прибегнуть именно ввиду нестандартной ситуации – боевые слоны отказывались идти на безоружную толпу, так как не были приучены к этому. Эпизод мог быть единичным. Можно заключить, что и главный аргумент сторонников версии об опьяняющем питье тоже небесспорен.
Иногда в качестве дополнительного аргумента приводится цитата из Элиана: «
Тех слонов, которые сражаются на войне, поят вином» (Ei vero, qui in bello certat, vini - Ael. De Nat. Anim. XIII. 8). Однако речь здесь идет об Индии и не о «крови винограда», а о напитке из риса или тростника. В индийском трактате «Артхашастра» некий опьяняющий напиток действительно упоминается в пищевом рационе слона – но его можно было заменять двойной порцией молока (Artha. II. 32)[13]. К тому же в другом своем сочинении Элиан пишет: «
Слоны от вина теряют силу… так что в таком расслабленном состоянии нетрудно овладеть ими» (Ael. Var. Hist. II. 40)[14]. По современным наблюдениям, алкоголь оказывает на слонов примерно такое же действие, как и на людей – одни животные успокаиваются, другие впадают в апатию, третьи становятся агрессивными[15]. Вряд ли эллинистические полководцы, особенно перед важным сражением, полагались не на искусство корнаков и выучку животных (курс обучения боевого слона занимал много лет), а на случай.
Таким образом, слонам действительно могли давать вино в качестве обычного питья[16] - но из этого вовсе не следует, что боевых слонов специально поили вином перед сражением. Вряд ли корректно говорить об этом как об обязательном элементе боевой подготовки – тем более, что информацию из книг Маккавейских невозможно трактовать однозначно.
------------------------------------
[1] Gaidoz, A. Les Elephans a la Guerre: De leur emploi dans les Armees Modernes // Revue des Deux Mondes. Paris: Bureau de la Revue des Deux Mondes, 1874. Tome IV. P. 488.
[2] Glover, R. The Tactical Handling of the Elephant // GR. 1948. Vol. XVII, No. 49. P. 3.
[3] Под «кровью винограда» подразумевается именно вино – см. Быт. 49:11 («К виноградной лозе привязывает он осленка своего и к лозе нежной сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздьев одеяние свое»), Втор. 32:14 («...и кровь виноградную будешь пить, винную»). Здесь и далее ветхозаветные тексты цитируются в синодальном переводе.
[4] Kistler, J. War Elephants. Lincoln, 2007. P. 137.
[5] Bar-Kochva, B. Judas Maccabaeus: The Jewish Struggle against the Seleucids. Cambridge, 2002. P. 312.
[6] Maxwell-Stuart, P. I Maccabees 6:34 Again // Vetus Testamentum. 1975. Vol. 25, Fasc. 2. P. 230, 231.
[7] См., например, Scullard, H. The Elephant in the Greek and Roman world. Ithaka - New York, 1974. P. 187-188; Bar-Kochva, B. Op. cit. P. 312; Kistler, J. Op. cit. P. 136-138; Бикерман Э. Государство Селевкидов /Пер. с франц. Л.М. Глускиной. М., 1985. С. 60.
[8] Как указывает Э. Бивен, в этом смысле 4-я Сирийская война между «царем северным» и «царем южным» была куда менее значима для евреев, но ей все равно нашлось место в Книге Даниила (Дан. 11:5-15; Bevan, E. The House of Ptolemy: A History of Hellenistic Egypt under the Ptolemaic Dynasty. London, 1927. P. 230-231).
[9] Mahaffy, J. A History of Egypt under the Ptolemaic Dynasty. New York, 1899. P. 134; Х. Хайнен называет пребывание Птолемея в Палестине «карательной экспедицией» (Heinen, H. The Syrian-Egyptian Wars and the new kingdoms of Asia Minor // CAH. Vol. VII, part 1. Cambridge, 2006. P. 438).
[10] Bevan, E. Op. cit. P. 230.
[11] Tcherikover, V. Hellenistic Civilization and the Jews. Philadelphia, 1959. P. 275, 282.
[12] Пер. А.В. Вдовиченко.
[13] Среди прочего «на 1 локоть высоты слона… 1 адхака опьяняющего напитка или вдвое больше молока в качестве питательного напитка».
[14] Пер. С.В. Поляковой.
[15] Kistler, J. Op. cit. P. 137; Scigliano, E. Love, War and Circuses: The Age-Old Relationship Between Elephants and Humans. New York, 2002. P. 13.
[16] В литературе даже можно встретить следующее предположение: описанная в 1-й книге Маккавейской военная кампания просто проходила в сезон сбора винограда (см. Bar-Kochva, B. Op. cit. P. 312).
http://hellenistic-war.livejournal.com/16224.html