Изменить размер шрифта


Начать новую темуНаписать комментарии Страница 1 из 1   [ Сообщений: 6 ]
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Снесарев А.Е. Философия войны
СообщениеДобавлено: 08 ноя 2015, 02:07 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 10192
Изображение

Философия войны

В 2013 году издательством «Ломоносовъ» была выпущена книга Андрея Евгеньевича Снесарева «Философия войны», которая, пожалуй, является наиболее важной работой этого учёного. В книге изложен предмет «Философии войны», в основе которого содержится курс лекций, прочитанный А.Е. Снесаревым слушателям Академии Генштаба Красной Армии, начальником которой он являлся в 1919–1921 годах. Помимо этого книга содержит подробную биографию несправедливо забытого русского военачальника, выдающегося военного географа и востоковеда, педагога и военного теоретика. В своем конструктивно-критическом очерке я постарался проанализировать как непосредственно работу А.Е. Снесарева, так и само издание этой книги 2013 года.

«Философия войны» А.Е. Снесарева

Первым делом необходимо заметить, что данная работа русского учёного А.Е. Снесарева является актуальной и по сей день, так как выводы, сформулированные в «Философии войны», остаются в силе и в наше время. В частности, автор данной книги делает следующие важные заключения, с которым я полностью согласен:

Во-первых, война является не просто тяжёлым испытанием в истории государств и народов, она стала явлением всеобъемлющим, затрагивающим все сферы жизнедеятельности общества, превратилась в явление катастрофического характера, и вряд ли в скором времени эта тенденция пойдёт на спад; «…на пути своего развития войны от состояния частных явлений всё более и более эволюционировали в сторону расширения своего объёма, большего и большего огосударствления своих функций до пределов полного проникновения своими требованиями и влиянием в недра государственного тела…» [1, с. 151], пишет А.Е. Снесарев.

Во-вторых, рассматривая закон непрерывности войн, А.Е. Снесарев делает вывод о том, что война, по всей видимости, может оказаться «вечным спутником человечества» [1, с. 157]. По моему мнению, с этим также трудно поспорить, ведь войны и кровопролитные конфликты вспыхивают почти что постоянно и в наше время. Так всего за 13 лет XXI века на земле вспыхнуло более 20 войн и военных конфликтов [2].

В-третьих, по мнению автора данной книги, войны, прежде всего, свидетельствуют о недостатках самой организации нашего общества. Несмотря на научно-технический, политико-правовой и нравственно-этический прогресс человеческое общество по-прежнему непрерывно ведёт войны [1, c. 96]. В этой связи учёный пишет, что, если и удастся избавиться от бремени войны, то лишь благодаря дальнейшему развитию человечества: «Вечный мир наступит лишь в виде конечного результата совершенствования международных отношений, то есть он явится тогда, когда царство силы заменится в них царством справедливости» [1, c. 88].

И в-четвёртых, учёный приходит к выводу, что точку в вопросе об окончательной оценке явления войны ставить пока что рано; и с нравственной стороны и в вопросе о роли войны в развитии государств А.Е. Снесарев отмечает как множество негативных, так и большое количество позитивных сторон этого явления.

Особенно важной, на мой взгляд, является позиция автора данной книги касательно той положительной роли, которую играют войны в развитии человечества. В частности я согласен со следующими выводами А.Е. Снесарева:

1) По большей части именно война привела человека к созданию семьи и первых союзов и в целом положительно повлияла на культурное развитие первобытного общества [1, c. 102]. Войны древности также выполняли важную функцию разрушения старых, «одряхлевших» государств и создания новых. Автор «Философии войны» в частности пишет, что «эта творческая или губящая роль войн была отчасти результатом их жестокости и разрушительности, но ещё более результатом присущего этим войнам жизненного импульса чувства исторической правды, инстинкта углублённой правомерности». Более того, автор данной работы приходит к заключению, что именно войны древних эпох, например, походы Александра Великого или завоевания Рима, заложили основу культурного роста народов [1, c. 120-122].

2) Войны Средних веков привели к расселению и закреплению территории за многими народами Европы, что также способствовало их дальнейшему плодотворному развитию. Помимо этого в это время появляется и новый вид войн – гражданские войны, то есть началось противостояние между ущемлёнными в правах группами населения и феодалами [1, c. 127]. Войны же на востоке Европы, её борьба с Азией, позволили укрепить позиции христианства, а противостояние двух этих миров привело к культурному прогрессу с обеих сторон.

3) Новые века характеризуются раскрепощением народов, идеями реформации, становлением крестьянского движения [1, c. 135]. В ту же самую эпоху особенную роль играют колониальные войны; и какими жестокими они бы ни были (например, геноцид коренного населения Северной Америки), всё же они оказали огромное влияние на развитие экономик многих европейских государств, а также явились причиной многих географических открытий. Наполеоновские войны по сути своей принесли миру не только разрушения и многочисленные смерти, но и распространили в Европе идеи революции и гражданского строя [1, c. 140], а также новую правовую базу, известную как Кодекс Наполеона. Наконец, А.Е. Снесарев отмечает неоспоримое влияние национальных войн, объединивших в частности множество разрозненных немецких и итальянских княжеств в два новых европейских государства.

Однако, по прочтении данной работы, с некоторыми позициями учёного я согласиться не могу.

Так, А.Е. Снесарев в своей работе говорит о законе уменьшения военных потерь; скрупулёзно исследуя разнообразные статистические данные, он приходит к выводу, что число жертв в военных действиях действительно идёт на спад. Правда, по какой-то причине автор книги в своих расчетах ссылается на то, что многие цифры потерь населения в результате войн (например, в Европе в XIX в.) [1, с. 166] сильно преувеличены, но почему не могут быть преувеличены круглые и огромные цифры потерь в войнах древности (например, А.Е. Снесарев пишет, что в результате войны 223-263 годов население Китая сократилось с 50 000 000 до 9 000 000) [1, с. 160]. После всех приведённых доводов автора по данной проблеме складывается впечатление, что в те далёкие времена статисты были гораздо честней.

Ещё один вопрос, который неоднократно затрагивает А.Е. Снесарев – это проблема жестокости и разрушительности войн. Здесь автор «Философии войны» пишет о том, что войны древности по сути своей были отчаянно жестоки и зачастую велись до полного истребления противника, уничтожения государства или искоренения народов всевозможными чудовищными средствами [1, с. 114-116; 170]. Но А.Е. Снесарев не застал к счастью ли, или к сожалению, Второй Мировой Войны, которая, по-моему, опровергает это заключение учёного. Ведь в результате этой войны погибло по разным данным от 50 [3; 4] до 80 млн. человек [5], а главное, та жестокость, с которой велась эта война странами «оси» (Германия и Япония в частности) просто не поддаётся осмыслению; целью государственной политики стало уничтожение целых народов.

Таким образом, подытоживая вышесказанное, хочу сделать следующий вывод: книга А.Е. Снесарева остаётся актуальной и в наше время, в ней рассматриваются проблемы явления войны, которые были и, по всей видимости, всегда будут сопутствовать развитию человеческого общества. Вместе с этим, учитывая страшный исторический опыт Второй Мировой Войны, работа А.Е. Снесарева, по моему мнению, должна быть дополнена новыми данными и, быть может, в той или иной мере переработана, чтобы отвечать современным реалиям. В том же виде, в котором эта книга пребывает в настоящее время, она, на мой взгляд, может служить прекрасным материалом для образовательного процесса и выступать в качестве учебного пособия или дополнительного источника в изучении таких дисциплин, как «Отечественная история», «Философия», «Политология» и других гуманитарных дисциплин, а также военных наук.

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Снесарев А.Е. Философия войны
СообщениеДобавлено: 08 ноя 2015, 02:08 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 10192
Издание 2013 года

Как было отмечено мной ранее, в настоящем издании «Философии войны» приводится подробная биография и описание научного вклада А.Е. Снесарева, что вне всяких сомнений можно считать положительным моментом. Изложен этот раздел доступным языком и наилучшим образом служит для ознакомления читателя с фигурой выдающегося русского учёного А.Е. Снесарева.

К преимуществам данного издания также следует добавить факт наличия во вступительной главе писем самого Андрея Евгеньевича Снесарева, адресованных сестре К.Е. Комаровой. В этих письмах читатель может пронаблюдать жизненный путь учёного и познакомиться с его внутренним миром, что, по-моему, весьма важно с точки зрения понятия мировоззрения философа.

Что касается недостатков данного издания «Философии войны», то, на мой взгляд, из таковых присутствует следующие: во-первых, это большое количество орфографических ошибок, вряд ли учёный-энциклопедист и философ, человек, вне всякого сомнения, с блестящим образованием мог допустить множество орфографических ошибок в написании своего труда; во-вторых, это отсутствие фотографий А.Е. Снесарева за исключением единственной на третьей странице книги.

Общий вывод

Таким образом, книга «Философия войны» является вполне актуальным научным пособием, идеи, изложенные в ней, не только не устарели, но и, наоборот, по большей части своей отражают современное положение вещей. В то же время данная работа нуждается, на мой взгляд, в серьёзном дополнении, ведь со времени её написания А.Е. Снесаревым человечество прошло через огромное количество войн и военных конфликтов. Разумеется, печально, что мы обладаем столь богатым опытом по части истребления себе подобных, однако не использовать этот опыт в осмыслении явления войны было бы преступлением.

В заключение мне хотелось бы заметить, что книгу выдающегося русского учёного А.Е. Снесарева вне всяких сомнений нужно читать. Причём читать её будет полезно не только людям, интересующимся военной сферой или же философией, но и всем остальным образованным людям, ведь, если война есть явление всеохватывающее, то и задаваться вопросами этого явления должен каждый думающий человек.

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Снесарев А.Е. Философия войны
СообщениеДобавлено: 08 ноя 2015, 02:08 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 10192
http://knigi.tor2.net/index.php?id=4483858
Автор: А. Е. Снесарев
Название: Философия войны
Издательство: Фин. контроль
Год: 2003
Формат: PDF
Размер: 1,57 Мб
Одно из крупнейших произведений ученого-энциклопедиста и военачальника А.Е. Снесарева было подготовлено им к печати незадолго до ареста в 1930 году. В основе этого труда лекции, прочитанные слушателям Академии Генштаба Красной Армии, начальником которой А.Е. Снесарев был в 1919-1921 гг. Тонкий анализ причин возникновения войн, их форм и свойств, обстоятельные исторические экскурсы делают "Философию войны" весьма актуальной и в наше время.
Скачать c file-space.org
Скачать c dfiles.ru

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Снесарев А.Е. Философия войны
СообщениеДобавлено: 08 ноя 2015, 02:12 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 10192
Снесарев и закон непрерывности войн
http://morebo.ru/tema/segodnja/item/1392185456620

Изображение
Андрей Евгеньевич Снесарев с супругой.
Автор текста: Дмитрий Стахов

Фундаментальный труд выдающегося военного теоретика и философа Андрея Евгеньевича Снесарева «Философия войны» был подготовлен автором к печати в конце 1929 года, но 27 января 1930-го руководителя Восточного отделения Военной академии РККА Снесарева арестовали и приговорили к расстрелу. Правда, Сталин проявил гуманизм, и направил наркому обороны Ворошилову записку с предложением заменить высшую меру десятью годами лагерей. Как суд и приговор, так и «помилование» были частью продолжавшегося, но набирающего обороты - и в значительной степени удавшегося, - эксперимента по отрицательной селекции. Они не имели никакого отношения ни к праву, ни к подлинным или мнимым прегрешениями ни Снесарева, ни кого-либо другого, также осужденного и также – помилованного.
Снесарева отправили на Соловки. Там он заболел, особым распоряжением семье было разрешено забрать Андрея Евгеньевича, и востоковед, путешественник, географ и философ, генерал-лейтенант царской армии, герой Первой мировой войны, первый ректор Центрального института живых восточных языков, ректор Московского института востоковедения, умер в 1937 году дома, в кругу родных.
Родившийся в 1865 году в семье сельского священника, Снесарев обладал выдающимися способностями. Он окончил физико-математический факультет Московского университета, защитил диссертацию, после университета – Московское пехотное юнкерское училище, в чине подпоручика вышел в армию, служил в 1-м Лейб-Гренадерском Екатеринославском полку, профессионально занимался пением и выступал в концертах вместе со своим однокашником по пехотному училищу Леонидом Собиновым, пел, подменяя заболевшего артиста, в Большом театре, изучал иностранные языки, на курсах Министерства иностранных дел – восточные, окончил Академию Генерального штаба, служил в Средней Азии, в качестве представителя Генштаба путешествовал по Памиру, был в Индии, где его принимал вице-король Индии лорд Керзон. Его дальнейший путь до 1917 года это путь блестящего, высокообразованного офицера, военного теоретика, способного к службе на командных должностях в полевых и боевых условиях. Когда в 1918 году Снесареву предложили вступить в Красную армию, он это предложение принял.
Тут, видимо, следует отметить деталь, имеющую прямое отношение и к суду и к приговору, а также к сталинскому помилованию 1930 года. Именно Снесарев организовал в 1918 году оборону Царицына, а не комиссар Сталин и командующий Царицынской группой войск Ворошилов. У Снесарева с великими военно-начальниками возник конфликт, но влияние ещё не было абсолютно довлеющим, и тогда Снесарев избежал больших неприятностей: был отправлен создавать Академию Генерального штаба РККА, а все лавры по обороне Царицына достались...
Впрочем, это уже не так важно. Важно, что уже в 1919 году Снесарев разрабатывает программу по курсу «Философия войны», в которой дает свое, оригинальное видение проблемы и путей её исследования. Конечно, было бы странным утверждать, что Снесарев был первооткрывателем этого направления. Да и книга «Философия войны», в значительной степени выросшая из подготовленного Снесаревым курса, носит характер обобщающий, она построена на основе огромного материала, собранного автором, и состоит из следующих глав: «Роль философии в изучении войны», «Война в людских суждениях», «Война в исторической перспективе», «Война в научном отражении», «Нравственная оценка войны», «Война и государство».
Андрей Снесарев рассматривает войну как естественное состояние людей. Он отмечает, что существует «закон непрерывности войн», и если подсчитать время всех войн от 1500 года до нашей эры до 1900 года, то получится потрясающее соотношение: на 3400 лет «исторической жизни, человечество имело 6000 лет войны, значит, на 1 год общей жизни приходилось 1,7 года войны».
Подлинный патриот, энциклопедически образованный офицер, Андрей Снесарев вовсе не ограничивается компиляцией, обобщением сказанного до него. Суть его книги может стать понятной по одной обширной цитате из главы «Нравственная оценка войны». В пух и прах разбивая «компиляторскую мазню» Ивана Блиоха «Будущая война» (по мемуарам Сергея Витте Блиох только составлял план, а сама книга писалась «неграми»), Снесарев отмечает, что все попытки показать, будто война есть что-то особенно мерзкое и чуждое человеку, несостоятельны. И, с печалью признавая популярность идей Блиоха в России, продолжает: «…только в России мог найти себе столь плодотворную жатву Л.Н.Толстой как художник, давший нам дивные образы военных и чарующие картины боевых столкновений, но как мыслитель, старавшийся все свои – с этой стороны небольшие – ресурсы приложить к тому, чтобы опорочить, высмеять и унизить войну и все военное. И многие ли насладились великим военным художником, но маленького военного мыслителя расценило и превознесло большинство. Теперь, когда мы перенесли так много и многое поняли из нашего прошлого, мы можем создать убежденное представление и о нашей всегда забронированной в тиши канцелярий политике, и об отсутствии патриотизма в массах, и о тех даровых развратителях, которые с красивыми нравственными фразами несли в руках факел Герострата…»
Подобные слова мог себе позволить человек, глубоко знавший и философию, и военную науку, и историю. И, что, пожалуй, важнее всего - человек, имевший немалый боевой опыт. Андрей Снесарев был именно таким человеком, прекрасно понимавшим, что одновременно в сознании многих, в том числе просвещенных людей, уживается "ненависть и жажда войны". Снесарев видел смысл своего труда в том, чтобы хотя бы наметить возможные ответы на один из сложнейших жизненных вопросов.
Время публикации на сайте:

12.02.14

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Снесарев А.Е. Философия войны
СообщениеДобавлено: 08 ноя 2015, 02:13 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 10192
Снесарев, Андрей Евгеньевич
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0 ... 0%B8%D1%87

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Снесарев А.Е. Философия войны
СообщениеДобавлено: 08 ноя 2015, 02:39 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 10192
Именно А.Е. Снесарев, а не Свечин (как я ранее отмечал) называет голову Тамерлана целым современным генштабом армии! Неслучайно А.Е. Снесарев называет генштаб современной армии "тамерлановым мозгом". ... Следуя идее Сунь-цзы о борьбе за души противника, Тамерлан стремится изучить не только отдельные личности, но особенности целых народов.

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую темуНаписать комментарии Страница 1 из 1   [ Сообщений: 6 ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
610nm Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net

Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB