Философия войныВ 2013 году издательством «Ломоносовъ» была выпущена книга Андрея Евгеньевича Снесарева «Философия войны», которая, пожалуй, является наиболее важной работой этого учёного. В книге изложен предмет «Философии войны», в основе которого содержится курс лекций, прочитанный А.Е. Снесаревым слушателям Академии Генштаба Красной Армии, начальником которой он являлся в 1919–1921 годах. Помимо этого книга содержит подробную биографию несправедливо забытого русского военачальника, выдающегося военного географа и востоковеда, педагога и военного теоретика. В своем конструктивно-критическом очерке я постарался проанализировать как непосредственно работу А.Е. Снесарева, так и само издание этой книги 2013 года.
«Философия войны» А.Е. Снесарева
Первым делом необходимо заметить, что данная работа русского учёного А.Е. Снесарева является актуальной и по сей день, так как выводы, сформулированные в «Философии войны», остаются в силе и в наше время. В частности, автор данной книги делает следующие важные заключения, с которым я полностью согласен:
Во-первых, война является не просто тяжёлым испытанием в истории государств и народов, она стала явлением всеобъемлющим, затрагивающим все сферы жизнедеятельности общества, превратилась в явление катастрофического характера, и вряд ли в скором времени эта тенденция пойдёт на спад; «…на пути своего развития войны от состояния частных явлений всё более и более эволюционировали в сторону расширения своего объёма, большего и большего огосударствления своих функций до пределов полного проникновения своими требованиями и влиянием в недра государственного тела…» [1, с. 151], пишет А.Е. Снесарев.
Во-вторых, рассматривая закон непрерывности войн, А.Е. Снесарев делает вывод о том, что война, по всей видимости, может оказаться «вечным спутником человечества» [1, с. 157]. По моему мнению, с этим также трудно поспорить, ведь войны и кровопролитные конфликты вспыхивают почти что постоянно и в наше время. Так всего за 13 лет XXI века на земле вспыхнуло более 20 войн и военных конфликтов [2].
В-третьих, по мнению автора данной книги, войны, прежде всего, свидетельствуют о недостатках самой организации нашего общества. Несмотря на научно-технический, политико-правовой и нравственно-этический прогресс человеческое общество по-прежнему непрерывно ведёт войны [1, c. 96]. В этой связи учёный пишет, что, если и удастся избавиться от бремени войны, то лишь благодаря дальнейшему развитию человечества: «Вечный мир наступит лишь в виде конечного результата совершенствования международных отношений, то есть он явится тогда, когда царство силы заменится в них царством справедливости» [1, c. 88].
И в-четвёртых, учёный приходит к выводу, что точку в вопросе об окончательной оценке явления войны ставить пока что рано; и с нравственной стороны и в вопросе о роли войны в развитии государств А.Е. Снесарев отмечает как множество негативных, так и большое количество позитивных сторон этого явления.
Особенно важной, на мой взгляд, является позиция автора данной книги касательно той положительной роли, которую играют войны в развитии человечества. В частности я согласен со следующими выводами А.Е. Снесарева:
1) По большей части именно война привела человека к созданию семьи и первых союзов и в целом положительно повлияла на культурное развитие первобытного общества [1, c. 102]. Войны древности также выполняли важную функцию разрушения старых, «одряхлевших» государств и создания новых. Автор «Философии войны» в частности пишет, что «эта творческая или губящая роль войн была отчасти результатом их жестокости и разрушительности, но ещё более результатом присущего этим войнам жизненного импульса чувства исторической правды, инстинкта углублённой правомерности». Более того, автор данной работы приходит к заключению, что именно войны древних эпох, например, походы Александра Великого или завоевания Рима, заложили основу культурного роста народов [1, c. 120-122].
2) Войны Средних веков привели к расселению и закреплению территории за многими народами Европы, что также способствовало их дальнейшему плодотворному развитию. Помимо этого в это время появляется и новый вид войн – гражданские войны, то есть началось противостояние между ущемлёнными в правах группами населения и феодалами [1, c. 127]. Войны же на востоке Европы, её борьба с Азией, позволили укрепить позиции христианства, а противостояние двух этих миров привело к культурному прогрессу с обеих сторон.
3) Новые века характеризуются раскрепощением народов, идеями реформации, становлением крестьянского движения [1, c. 135]. В ту же самую эпоху особенную роль играют колониальные войны; и какими жестокими они бы ни были (например, геноцид коренного населения Северной Америки), всё же они оказали огромное влияние на развитие экономик многих европейских государств, а также явились причиной многих географических открытий. Наполеоновские войны по сути своей принесли миру не только разрушения и многочисленные смерти, но и распространили в Европе идеи революции и гражданского строя [1, c. 140], а также новую правовую базу, известную как Кодекс Наполеона. Наконец, А.Е. Снесарев отмечает неоспоримое влияние национальных войн, объединивших в частности множество разрозненных немецких и итальянских княжеств в два новых европейских государства.
Однако, по прочтении данной работы, с некоторыми позициями учёного я согласиться не могу.
Так, А.Е. Снесарев в своей работе говорит о законе уменьшения военных потерь; скрупулёзно исследуя разнообразные статистические данные, он приходит к выводу, что число жертв в военных действиях действительно идёт на спад. Правда, по какой-то причине автор книги в своих расчетах ссылается на то, что многие цифры потерь населения в результате войн (например, в Европе в XIX в.) [1, с. 166] сильно преувеличены, но почему не могут быть преувеличены круглые и огромные цифры потерь в войнах древности (например, А.Е. Снесарев пишет, что в результате войны 223-263 годов население Китая сократилось с 50 000 000 до 9 000 000) [1, с. 160]. После всех приведённых доводов автора по данной проблеме складывается впечатление, что в те далёкие времена статисты были гораздо честней.
Ещё один вопрос, который неоднократно затрагивает А.Е. Снесарев – это проблема жестокости и разрушительности войн. Здесь автор «Философии войны» пишет о том, что войны древности по сути своей были отчаянно жестоки и зачастую велись до полного истребления противника, уничтожения государства или искоренения народов всевозможными чудовищными средствами [1, с. 114-116; 170]. Но А.Е. Снесарев не застал к счастью ли, или к сожалению, Второй Мировой Войны, которая, по-моему, опровергает это заключение учёного. Ведь в результате этой войны погибло по разным данным от 50 [3; 4] до 80 млн. человек [5], а главное, та жестокость, с которой велась эта война странами «оси» (Германия и Япония в частности) просто не поддаётся осмыслению; целью государственной политики стало уничтожение целых народов.
Таким образом, подытоживая вышесказанное, хочу сделать следующий вывод: книга А.Е. Снесарева остаётся актуальной и в наше время, в ней рассматриваются проблемы явления войны, которые были и, по всей видимости, всегда будут сопутствовать развитию человеческого общества. Вместе с этим, учитывая страшный исторический опыт Второй Мировой Войны, работа А.Е. Снесарева, по моему мнению, должна быть дополнена новыми данными и, быть может, в той или иной мере переработана, чтобы отвечать современным реалиям. В том же виде, в котором эта книга пребывает в настоящее время, она, на мой взгляд, может служить прекрасным материалом для образовательного процесса и выступать в качестве учебного пособия или дополнительного источника в изучении таких дисциплин, как «Отечественная история», «Философия», «Политология» и других гуманитарных дисциплин, а также военных наук.