Вообще-то в единоборстве на конях в всяком случае на востоке часто использовали еще и лук с стрелами, могу привести примеры и здесь не стоит руководствоватся стереотипами "рыцарского" поединка Европы, однако дело не в этом - вся история запутана, хотя и не скрою, что выяснение первоисточника в лице ибн Ибари мне очень обрадовала, так-как я уже не первый год размышляю над всей этой историей...
Чтоб не быть голословным, вот для примера описание дуельи в исполнении небезизвестного Вахтанга I Горгасала и осетинского "чемпиона", здесь май 457 года (Дживаншир Дживанширян)-
На следующий день выступил из осетин другой исполин по имени Бакатар. Это был голиаф. Когда он седлал коня, никто не мог противостоять ему в поединке. Истреблял он всех единоборствовавших с ним, ибо орудовал луком длиною в двенадцать пядей и стрелою в шесть пядей. Подступил сей Бакатар к берегу реки и зычным голосом воззвал: «Царь Вахтанг! Не кичись победой над Тарханом: не был он причастен к голиафам и потому был сражен юнцом. Ежели нынче в поединок ты вступишь со мною – не избегнуть тебе жестокой схватки и не будет тебе спасения, а ежели нет, то я готов сразиться с любым из твоих воинов». Но отвечал Вахтанг Бакатару: «Не мощью моею одолел я Тархана, но силой бога моего. И страшусь я тебя не больше, чем пса, ибо сила Христа со мною, и крест его пречистый служит мне оружием». Вахтанг приготовил к бою свое воинство, сел на облаченного в панцирь коня своего и, прикрываясь щитом из драконовой шкуры, коего и меч не рассекал, спустился верхом по косогору и подступил к реке. Вызвал Бакатара и сказал ему: «Не перейду я через реку, ибо я – царь. Не приближусь я к рати осетинской, ибо от погибели моей сгинет все воинство мое. Ты же – холоп и от твоего сокрушения войску осетинскому не убудет, словно от смерти какого-либо пса. Ступай ко мне через реку». Осетин Бакатар исполнил требование его, но сказал: «Я тот, кто победит тебя, и я переправлюсь через реку, но ты отступи от берега на три утевана»56. Вахтанг исполнил это условие.
Бакатар переправился через реку и начал метать стрелы. Но Вахтанг ловко от них уклонялся, ибо велики были зоркость его глаз и острота ума, а также сноровка коня его, уже издали замечал он выпущенную из лука стрелу и проворно от нее уклонялся. По сю и по ту стороны реки войска трубили в горны и били в тимпаны. От неистовых криков воинов обоих войск – грузин и осетин – содрогались горы и холмы. Лишь дважды угодил Бакатар стрелою в щит Вахтанга, но не пробил его. Метнул он еще раз стрелу и сразил коня Вахтанга. Но прежде чем пал конь Вахтанга, набросился тот на Бакатара, поразил мечом в плечо и рассек его до сердца.
А вот и другой эпизод, когда поединок на конях опять получил неординаарный конец при использовании лука и стрел, здесь 14 ноября 1262 года (Столетняя Летопись)-
Тогда оба войска сблизились друг с другом, и среди них показался некий именитый человек, коего отправил великий каэн Берка, ибо сам каэн не выступил. Сей приблизился к царю Давиду, что весьма смутило царских воинов, ибо был тот человек могуч и мощен и беспромашный стрелок. Но царь выхватил стрелу из колчана, поразил коня его в грудь, вонзил и пронзил воину сердце. А возликовавшие грузины воспряли и устремились вперед.
А вот и воин, который вообще предпочитал именно лук и стрелы, здесь ок. 174 год (Леонтый Мровели) -
Начали биться богатыри. Выступил Амазасп с луком и стал метать стрелы могучей рукой. Он метал стрелу так далеко, что овсы, стоящие напротив, не могли увидеть по дальности, был ли вообще у него лук. Царь метал стрелу так, что прочность лат не могла ему противостоять. В тот день Амазасп самолично убил пятнадцать богатырей и множество коней, а другие богатыри Амазаспа перебили множество богатырей овсов, причинив им большой урон.
Как видим, все иногда не так рыцарственно, как принято думать, но... увы, такова жизнь...
_________________ Приходите в мой дом...
|