Армяне в той или инной мере боролись с османами всегда. С XV века аж до XIX чередовали друг друга посольства к великим державам с призывом освободить Армению - сначала призивались совершить крестовый поход, потом армяне в основном обращались к Франции, потом к России. На армянских территориях, подвластных султанату, держались полунезависимые осколки армянской государственности -
Сасун,
Зейтун, Шатах, Дивриг, Схерд и тд. Они пали только после Геноцида.
В конце 1880-ых годов, в свете начашихся рагромов и убийств, против османских властей постепенно и стихийно начинается партизанскуе (гайдукское) движение, воинов которых народ боготворил и их називали фидаинами. Одним из первых фидаин был
Арабо. Народу также полюбились "Армянский Робин Гуд"
Ахбюр (Родник) Сероб,
Андраник,
Геворг Чауш и тд. Самым известным фидаином был "храбрейщый из храбрых", всенародный любимец, который стоял выше всяких политических убеждении и имел цель только освобождение своего народа -
Андраник.
Партизанские действия в основном носили характер локалных стычек, убийств и, говаря современнм языком, "терактов", против турецких властей, вооруженных сил и сил жандармерии. Группы фидаинов обычно исчислялись до несколько десятков человек, которые бесконечно меняли свое местоположение, избегали долгой схватки, предпочитая маневрные и быстрые действия. Пик фидаийнского движения пришлось на самый конец XIX и на начало XX годов. Армянские фидаины приняли также и самое жывое участие в актах самообороны
Первой волны Геноцида - 1893-1896 годов, а также в отделных актах самообороны (например
Сасун-1904). После подавления Сасунского восстания 1904 года среди фидаинов наметился раскол - основная ее часть поняла, что метод фидаийнской борбы имело также и свои серезные минусы - страдало население. Но с другой стороны же, произвол турков стновился все наглее. Эту
дилему, сопративлятся или нет, не удалсь решить до самого конца 1923 года.
После младотурксой революции, в свете "модных обещании" новоых властей, многие фидаины прекратили свои действия, сдали оружие, но малая их часть продолжала сопративление. В любом случае, активность движения сильно спала до 1915 года. После же начала Геноцида фидаины опять взялись за оружие (например
Акоп Котоян) и в основном пали в неравной борьбе за свой народ. Другая же часть фидаинов, которая в свое время покинула страну, влилась в добровольчексие отряды под флагом России, в
противоречивой войне 1914-1917 годов.
Фидаины действовали также и против курдов. Как и в случае с турками, фидаины мстили и тероризировали тех курдов, которые громили армян. Самое известное их действие в этом плане -
Ханасорский поход.Оценить фидаийнское движение можно по разному, но в основном все сходится на том, что это стихийно возникшое движение, которое слабо управлялось армянскими политическими партиями, но имела блестящую военную организацию и основывалась на народной поддержке.