Военно-исторический форум

Добро пожаловать на форум военной истории
Текущее время: 18 июл 2018, 07:43

Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]


google-site-verification: googled222e2bf1c5c3655.html

Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 93 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 7  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Фемы Византии: Про военный скелет Великой империи...
СообщениеДобавлено: 03 янв 2014, 13:53 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 23907
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
В данной теме давайте соберем всю информацию про фемы Византии.

Начнем с пожалуй одного из самих известных фемов, с фемы Армениак.

Вот, нашёл. Здесь:

http://www.documentacatholicaomnia.eu/0 ... ibus_(CSHB),_GR.pdf
на стр. 17.

Сказано: από ομορούντων και συνοικούντων Αρμενίων την προσηγορίαν εκτήσατο.
То-есть: от соседствующих, но и поселившихся там вместе с другими (народами) армянами, приобрела название.

Интересно, что в русских переводах, наверно "случайно", отрывок имеет несколько другой вид, естественно, в вредную для армян сторону -

Фема, называемая Армениаком, носит не свое собственное имя и название это не древнее, но приняла его от соседних и пограничных армян.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Фемы Византии: Про скелет Великой империи...
СообщениеДобавлено: 04 янв 2014, 22:46 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 10129
Очков репутации: 0

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
А не дублируем тему? Ведь о ней не мало было указано, в том числе и в виде карт?

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Фемы Византии: Про скелет Великой империи...
СообщениеДобавлено: 04 янв 2014, 23:23 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 23907
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Здесь хотелось бы скорее обсудить такое военно-административное явление, как фемы - попроубем не сдублироватся!

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Фемы Византии: Про скелет Великой империи...
СообщениеДобавлено: 07 янв 2014, 13:12 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 23907
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Академик Бартикян говорит, что в источниках встречается два варианта наименования феми Армениак. Далее он приводит эти варианты и отмечает, что с смысловой точки зрения они разные. Первое означает "Армянская фема" (Армениакон), вторая же "фема Армян".

Тот же автор на стр. 318-319 приводит мнения специалистов на сей счет. Так, Пертузи, несмотря на сведения Феофана, считает сомнительным наличие фемы в времена Ираклия и ее создание последним. Пертузии считает, что здесь всего-то имеем дело с неким подразделением с таким вот именем. Кулаковский считает Мжежа Гнуни первым начальником фемы Армениаков, то есть он согласен с мнением, что фема была создана именно Ираклием. Первый стратиг Армениаков упоминается только в 667-ом году, в связи с деятельностью Шапуха, а собственно фема, как военно-административная единица, упоминается Феофаном только в связи с событиями 742 года.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Фемы Византии: Про скелет Великой империи...
СообщениеДобавлено: 28 фев 2014, 17:40 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 23907
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Василий I был последним императором, которому удавалось вести успешные войны с помощью старого ополчения стратиотов. Разорение крестьянства крайне затрудняло набор ополчения: у стратиотов не было средств, чтобы приобрести коня и вооружение, нередко несколько хозяйств складывались и выставляли одного воина. Да и сами стратиоты неохотно шли на войну и подчас откупались от похода. Нe удивительно, что со второй половины правления Василия I Византия терпит одно поражение за другим, а к 902 г. окончательно теряет свои владения в Сицилии. В 904 г. арабский флот под командованием Льва Триполийского после недолгой осады захватил второй город империи — Фессалонику; в 907 г. Константинополь капитулировал перед русским флотом; в начале 912 г. возле Хиоса византийский адмирал Имерий был наголову разбит арабами; в 913 г. началось наступление болгар, завершившееся их грандиозной победой у Ахелоя в 917 г. Все это показало непригодность стратиотского ополчения в сложившихся условиях. К середине Х в. постепенно создается иной тип войска — феодальная дружина тяжело вооруженных всадников-катафрактов, обеспечившая военные успехи Никифора II Фоки (963—969) и Иоанна I Цимисхия (969—976).

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Фемы Византии: Про скелет Великой империи...
СообщениеДобавлено: 28 фев 2014, 20:07 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 10129
Очков репутации: 0

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Византия лишенная арабами армянской Малой Азии и Армении так и не смогла полностью оправиться, несмотря на ход событий в Восточной Европе. Обладание процветающей армянской Малой Азией было жизненно необходимым условием благосостояния Византийского государства. Её роль была велика: в качестве стратегической территории, господствующей над путями сообщения с Востоком, в качестве источника продовольствия, в качестве источника людской силы и благодаря своим рудникам.
Последующий разгром процветавших ранее крупных торгово-ремесленных центров побережья армянской Малой Азии и Армении привел к тому, что многие виды производства все более сосредоточивались в Константинополе – столице Византии. В сложной военной обстановке неизмеримо возрастала роль армии. Фемный строй, военная организация опирались на деревню. Свободные крестьяне-стратиоты становились главной военной силой страны. Это были крестьяне, занесенные в стратиотские списки-каталоги и пользовавшиеся определенными льготами в отношении налогов и повинностей взамен военной службы. За ними были закреплены земельные участки, которые становились неотчуждаемыми, но могли передаваться по наследству только при условии продолжения несения службы. Это превращало их не только в войско, заинтересованное в защите своей земли, но и обеспечивало ему определенный профессиональный уровень благодаря сборам, тренировкам и т.д. Государство, испытывавшее острую нужду в деньгах, во многом освобождалось от обязанности содержать армию на жаловании, хотя стратиоты и получали известное содержание. Фемы, прежде всего, возникли в Армянской Малой Азии, но не только по воле византийских императоров, потому что с Востока, от арабов исходила главная угроза. Фемный строй во многом складывался спонтанно, «изнутри». Его рождение и развитие было связано со спецификой положения и эволюцией отношений в армянской Малой Азии, своеобразием армяно-малоазийской общины еще в ранневизантийскую эпоху. Именно здесь арабы натолкнулись на упорное сопротивление местного армянского населения, многочисленного свободного крестьянства. Не слабая византийская армия, а армяно-малоазийское крестьянство не дало арабам, несмотря на многочисленные успехи и походы, утвердить свое господство в армянской Малой Азии. Именно ее население парализовало эффективность действия огромных сухопутных армий, направлявшихся к стенам Константинополя. Армянская Малая Азия стала «колыбелью и заградительным редутом средневековой Византии». Здесь раньше всего в условиях острой военной необходимости сложился и оформился фемный строй, родилось армянское стратиотское крестьянское сословие, укрепившее и поднявшее общественно-политическое значение деревни. Здесь ранее всего было ослаблено господство города над округой и в режиме фем гражданское управление окончательно подчинено военному. Гражданский правитель – протоспафарий фемы стал первым заместителем стоявшего во главе ее полководца – стратига, который не только осуществлял общее руководство, но одновременно был и судьей, ведал распределением налогов. В качестве основных территориальных подразделений фемы уже все более отчетливо выступают военные округа, турмы, а не прежние провинциальные города. Соответственно в Армянской Малой Азии из числа местных армянских фемных командиров начинал формироваться будущий феодальный господствующий класс Византии. Они не выделялись знатностью происхождения, все надежды на возвышение для них, прежде всего, были связаны с армией и государственной службой (Филиппик Вардан, Лев V Армянин, Роман Лакапин, Никифор Фока, Иоанн Цимисхий, Исаак Комнин).
Сложившаяся ситуация укрепляла реальное всевластие крупных армяно-византийских феодалов на местах, усиливала их связи, сплочение вокруг них местных феодалов, функции государственной власти на местах все более переходили в их руки. Эта консолидация вселяла надежду на возможность регионального «выживания», столь отчетливо видимую по политике руководителей этих образований. Отсюда их непрерывное соперничество с Константинополем, двойственность политики: с одной стороны, необходимость опоры на Константинополь, экономическим значением и традициями, продолжавшим оставаться важным социально-политическим центром, с другой – к относительной независимости от него с учетом своих региональных нужд и интересов. Борьба византийских армян-феодалов с Константинополем, как за свою самостоятельность, так и за овладение властью в нем – ярчайшее тому доказательство. Подобные же процессы происходили и в Армении. Все это подготовило серию тех компромиссов, на условиях которых армянские владения могли «выпадать» из-под как собственно армянской, так и из-под армяно-византийской власти. Сначала армянские князья-цари, а затем уже и сами византийские императоры вынуждены были признать себя вассалами различных тюркских султанов, в какой-то мере сохранив целостность своих отдельных и раздробленных государственных образований, что в то же время открывало дорогу для перехода этих владений непосредственно под власть тюрок. Обнаруживался угрожающий разрыв между частью феодалов, вынужденных считаться с прямой угрозой тюркского завоевания, ими оказались во многом происламские армяне, и более «западной» их частью, которая не утрачивала надежды с помощью Запада сохранить свои владения, ими были, как правило, провизантийские армяне. Таким образом, армянская нация раскалывалась как минимум на две части. Вот почему в основе тюркского завоевания Византии и Армении лежала не только военная сила тюрок. Тюркское завоевание отчасти разрешало ставшие неразрешимыми внутренним путем противоречия армяно-византийского общества: оно дало, правда, в большей степени протюркским, чем провизантийским феодалам, условную, но гарантированную собственность на землю, непосредственно соединив ее с политической властью, к чему стремилась армяно-византийская феодальная аристократия Малой Азии (Анатолии). Оно приоткрыло дорогу для «выхода» и армянскому торгово-ремесленному населению городов, не только избавив их от разорения, но и расширив рынок, что само по себе уже укрепляло положение армянского торгово-ремесленного населения Малой Азии, которое тюркскими правителями, по старой византийской традиции, переселялось в крупные города Западной Малой Азии – Константинополь, Измир и Бурсу. Так экономика открыла не только дорогу к тюркизации и исламизации армян, но и утвердила новую политико-религиозную власть – тюрко-исламскую. Экономическая целесообразность оказалась выше национальных чувств и идеи армянской нации и государства.

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Фемы Византии: Про скелет Великой империи...
СообщениеДобавлено: 28 фев 2014, 20:25 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 10129
Очков репутации: 0

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Любопытные сведения об основании фемы, например, Ликанд мы находим у знаменитого французского византиниста Шарля Диля, который говорит, что к началу Х в. некий армянский искатель приключений Млех, имя которого византийцы приводят в греческой форме Мелиас, прибыл в Константинополь ко двору Льва VI. Он служил в армии, участвовал в войнах против болгар, а потом обосновался в Мелитене. Из многочисленного местного армянского населения ему нетрудно было создать небольшую армию, с помощью которой он предпринял завоевание почти пустынной области к востоку от Мелитены. Он овладел небольшим городом Ликандом и перестроил там крепость. Ликанд занимал важное стратегическое положение как начальный пункт путей к Самосате, Киликии, Мелитене и верховьям Евфрата, и потому центральное правительство превратило его в клисуру, во главе которой стал Мелиас. Способный, храбрый и ловкий искатель приключений продвинулся со своими войсками еще дальше и овладел Цамандом, где построил большую крепость. Организовав сильную оборону границы, он неоднократно одерживал победы в столкновениях с арабами. Занятая область отличалась плодородием и благоприятными условиями для разведения скота, особенно лошадей. Мелиас переселил туда из византийских провинций многих граждан, распространявших на новых местах поселения византийское влияние.
Процветавшая область была преобразована в фему, и Мелиас, получивший звание патриция и назначенный стратигом, был ее первым правителем. Он оказал области столь большие услуги, что Константин VII возвел его в высокое достоинство магистра. С другой стороны, в новой феме было создано несколько епископств, так что византийская колонизация сопровождалась ростом влияния православной церкви. Таким образом, организация управления в Ликанде стала составной частью административной системы империи. (Диль Ш. Основные проблемы Византийской истории. – М.: Иностранная литература, 1947. С. 99-100).

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Фемы Византии: Про скелет Великой империи...
СообщениеДобавлено: 28 фев 2014, 20:27 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 10129
Очков репутации: 0

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Важнейшими армянскими фемами сложившимися в Малой Азии, были Армениак, Анатолик, Опсикий, Каппадокия. Эти фемы охватывали обширные территории, и их стратиги обладали огромной властью: в начале VIII в. судьбы константинопольского престола решались в фемах Опсикий и Анатолик, и между их стратигами не раз вспыхивали войны за обладание троном и Константинополем.

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Фемы Византии: Про скелет Великой империи...
СообщениеДобавлено: 28 фев 2014, 20:31 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 10129
Очков репутации: 0

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Изображение

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Фемы Византии: Про скелет Великой империи...
СообщениеДобавлено: 28 фев 2014, 20:55 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 10129
Очков репутации: 0

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Одной из наиболее крупных фем был амшенский Армениак, расположенный на востоке империи, к югу от побережья Черного моря: эта фема сложилась в VII в., согласно традиции, сохраненной у Константина Багрянородного, еще при императоре Ираклии. Позднее, видимо, в IX в., образовались ещё две соседние армянские фемы: Пафлагония, на запад от Армениака, и Харсиан, к югу от него. В Х в. Харсиан играл важную роль, являясь опорным пунктом византийцев в их продвижении на Восток. Наконец, западнее Пафлагонии лежала фема Вукеляриев, в состав которой входил город Анкира.
Западную часть полуострова Малая Азия занимали три крупнейшие фемы: Анатолик, Опсикий и Фракисийская фема. Анатолик считался важнейшей фемой, и его стратиг занимал первое место среди всех стратигов. Главным центром Анатолика был Аморий. Опсикий был расположен к северо-западу от Анатолика, его центром являлся город Никея. Фракисийская фема (выделенная из состава Анатолика) простиралась от Анатолика до побережья Эгейского моря, которое (во всяком случае, частично) входило в состав этой фемы.
Западные фемы, расположенные на Балканах и в Италии, возникли несколько позднее, по мере наступления византийцев против славян и в борьбе с арабами за Южную Италию. Здесь фемы были более дробными уже с самого момента их основания: на территории собственно Греции, например, возникли фемы Эллада, Никополь и Пелопоннес; к северу от них в начале XI в., помимо Македонии и Фракии, существовало большое число карликовых фем: Стримон, Волерон, Филлиппополь, Солунь. Естественно, что стратиги западных фем имели меньший политический вес, нежели стратиги Анатолика или Армениака.
Византийские фемы не совпадали с этническими единицами и представляли собой чисто военно-административное учреждение, служившее на первых порах целям обороны империи, а впоследствии ее наступлению на Западе и на Востоке. Этот административный характер фем определял их непрочность и постоянную изменчивость их границ: фемы непрерывно перекраивались, их то объединяли, то дробили. Но в любом случае в вопросе о возникновении фемного строя следует исходить из наличия в империи мощного военного сословия, которое было во многом армянского происхождения, и воздействия тех порядков, которые определились в областях с армянским населением Малой Азии. Добавим при этом, что именно эти армянские земли были очагом возникновения новых средневековых (феодальных) институтов, которые впоследствии широко распространились на всей византийской территории, - таких, например, как феодальная вотчина, вассальные узы между магнатами и землевладельцами средней руки, рыцарский идеал императора-воина и защитника подданных и т.п. (Византия между Западом и Востоком. Опыт исторической характеристики. СПб.: Алетейя, 1999. С. 515).

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Фемы Византии: Про скелет Великой империи...
СообщениеДобавлено: 28 фев 2014, 20:56 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 10129
Очков репутации: 0

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Изображение

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Фемы Византии: Про скелет Великой империи...
СообщениеДобавлено: 01 мар 2014, 16:13 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 23907
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Спасибо, очень ценно! Вы явно прекрасно знакомы с темой, а анализ роли провинциальной роли армян просто на пятерку! Поддерживаю :)

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Фемы Византии: Про скелет Великой империи...
СообщениеДобавлено: 01 мар 2014, 16:26 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 июл 2013, 14:19
Сообщений: 8826
Очков репутации: 2

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
В книге всё это более подробно написано, я прав господин Юстиниан? :)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Фемы Византии: Про скелет Великой империи...
СообщениеДобавлено: 01 мар 2014, 19:30 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 10129
Очков репутации: 0

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Lion писал(а):
Спасибо, очень ценно! Вы явно прекрасно знакомы с темой, а анализ роли провинциальной роли армян просто на пятерку! Поддерживаю :)

Лион! Что случилось с вами? Что это вы столь расщедрились в похвалах в общем то обычной информации? ;)

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Фемы Византии: Про скелет Великой империи...
СообщениеДобавлено: 01 мар 2014, 19:32 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 10129
Очков репутации: 0

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Воин301 писал(а):
В книге всё это более подробно написано, я прав господин Юстиниан? :)

Точно, Воин301! Поэтому я выше и выразил своё удивление неуместным хвалебным одам в мой адрес! ;)

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 93 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 7  След.

Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB