Эти выводы по дате начала первого года первого Навасарда новой эры, для вновь возникшего государства, нового объединения местных племен при одновременном начале эры гаев, естественно, потребовало и новой оценки хронологии этой эры для этого политического союза. Поэтому так важна эта дата для всего армянского народа.
По пути династического расчета начала армянской эры пошел другой историк Армении Чамчян, попытавшийся построить хронологию на принципах наследуемой власти. Начало истории Армении от Гайка он рассчитал по сумме времени правления всех Гайкидов, что при этом дало дату начала Страны Гайка примерно от 2107 г. до н.э. Такое исчисление использовалось довольно часто при реконструкции истории прошлых веков для многих древних государств. Для того отрезка времени, когда хорошо прослеживаются многие поколения правителей одной династий этот метод, естественно, позволяет получить цифровые данные по хронологии древних стран. Естественно, что метод сложения многих поколений дает ошибку сложения дат правления царей. Если гипотеза о Гайке дает разницу по сравнению с методом Алишана примерно в 400 лет . 2107 г. до н.э. у Чамчяна и 2492 г.до н.э. у Алишана, то прибегнув к методу синхронных событий в астрономии и обществе, когда приблизительная дата одного явления лежит в оценке параллельного явления можно оценить точность различных рассуждений. В датировках истории древнего мира, все методы хороши и они оцениваются многими исследователями по-своему. Хоренаци пишет, что военная встреча Гайка и Бэла произошла во времена строительства Вавилонской башни. А оно было в середине третьего тысячелетия до н.э. Это позволяет утверждать, что дата, полученная Алишаном о начале армянской хронологии, все же ближе всего к такой оценке времени битвы. Самое главное то, что счет Алишана опирается на совпадение дат подвижного и неподвижного календаря Армении по периодам Сотиса, т.е. 1460 годами при 365 дневном периоде одного года Земли. Этот астрономический результат был первичным в древней астрономии. Они более обоснованы по точности, чем обсуждения больших промежутков времени социального развития по времени жизни отдельных царей. В демо-версиях культурологической хронологии Армении, такой подход был вполне приемлем, хотя для научной аудитории эти подходы можно оспорить.
В науке перед исследователями стоят другие задачи по археоастрономии. Поэтому мы привели только несколько культурологических выводов по теории восстановительной археологии. Исследования при принятии "гипотезы" Алишана-Хоренаци по истории Гайка можно дополнить несколькими интересными замечаниями. Они касаются таких вопросов, как . кем мог быть Гайк при своей миграции в Вавилонию и как он очутился там? Почему он не подчинился Бэлу при довольно выгодных предложениях со стороны Бэла? Здесь естественной целью исследования является . восстановить ряд предшествующих и последующих событий того времени в жизнеописании Гайка. Почему он не захотел подняться вверх по карьерной лестнице в Вавилонии и предпочел мигрировать со всей своей свитой, семьей, родством и товарищами по дружине, а ушел далеко на север Месопотамии? И почему он так не дорожил положением быть при царе Вавилонии Бэле? Скорее всего, потому, что и он и его окружение, были свободно кочующей боевой дружиной Ариев. Этих сильных прирожденных воинов, привыкших к суровому образу жизни и свободе.
3. В те времена арии кочевали по всей Большой и Малой Азии и по Причерноморью. Костяк дружины, по-видимому, составляли близкие родовые семья, которые перемещались табором со всеми членами своей семьи и родства. Там были и их близкие друзья-воины, поскольку боевые действия их кормили и не пугали. Более того, так как они были сильнейшими в бою с противником, они могли, как наняться к любому царю, так и покинуть его при ущемлении их прав и образа жизни. Соблазнить их должностями было невозможно, поскольку они не понимали еще роли государства в жизни первобытнообщинного общества. Они легко объединялись с другими племенами для защиты своего труда в натуральном обмене продуктов и образовывали тем самым временные межродоплеменные союзы. В частности, наверное, так было и во времена государства Наири в верховьях этих великих рек Месопотамии. Там и образовывались первые речные цивилизации, а в районах их временной оседлости в будущем именуемых Армянским нагорьем, арии селились, становясь близкими родственниками с другими этносами из хеттов, миттани, субарийцев, хурритов, урартийцев и др., почему у Хоренаци и подробно перечисляется только весь род Гайка, его дети, внуки и т.д.
О природных данных Гайка также можно судить по истории Хоренаци. Он владел лучшим вооружением того времени . уникальными луками и стрелами имел атлетическое сложение и надежных союзников и богов типа Ваагна, также арийского атлетического вида. Никакой царь не приблизит к себе человека низкого и неумного, а военоначальником Бэла мог быть только достойный муж. Гайк также должен был иметь доступ к жрецам и ко многим жреческим тайнам, даже входить в особое жреческое сословие, чтобы знать все тайны политики, все дороги, предсказания неба, погоды, понимать и организовывать средства для ведения полевого хозяйства, уметь пахать, сеять, собирать и хранить урожай и т.д. Все это мог сделать только исключительный человек, как среди своих, так и ближайших современников.
Вождем, царем и Богом в то время надо было родиться, чтобы основать новое государство. А древние арии образовывали исключительный материал для этого. Ярким примером этого в дальнейшем стал и Александр Македонский. Кстати судьба . Гайка очень похожа на судьбу Александра Македонского и в чем-то они очень похожи друг на друга. Многие цари были и замечательными полководцами, и создателями новых независимых государств и даже цивилизаций. А вопрос о создании или введения уже существующих в мире календарей в практику своих государств всегда был вопросом первостепенным при возникновении нового, прогрессивного общественного объединения, а тем более - государств.
То, что 11 августа 2010 года исполняется 4503 г. армянского летоисчисления, то это не просто еще одна дата в хронологии разных человеческих эр общественных образований и это не только памятная дата для армян, но и яркий пример по самообразованиям в истории Ариев, как прогрессивного элемента эволюции народов мира. Конечно, разное отношение к этому вопросу представителей других стран естественно, но. необъективность оценки роли армян (гаев) в прогресса во всеобщей истории человечества рано или поздно найдет свое понимание и будет частью культуры многих народов. Особенно тех, кто претендует на роль сознающего человека, как особого элемента ноосферы. Человек очень чувствителен к мнениям при самооценке себя. Скромность и трудолюбие лежат в основе человеческого разума у армян, их устойчивого и надежного существования более 5 тысяч лет Они способны находить пути природно-общественного экологического сосуществования в коэволюции природного многообразия. Как писал в философии монизма Эрнст Геккель (в отличие от Дарвина и Маркса, которые в 1859 год опубликовали свои взгляды на теорию эволюции) Геккель исходил из принципа монизма, единства окружающего нас мира . природы и общества.
История Гайка Хоренаци не всегда оценивается по достоинству, а, взяв за основу ее, как научную гипотезу, мы можем получить важный итог исторического развития стран. Армении за всю свою историю скромно встречает 4503 год армянской эры, также как и 2010 год . новой, христианской европейской эры...
_________________ Приходите в мой дом...
|