Судостроение
Все большее внимание Иран уделяет развитию компетенций в судостроительной отрасли в контексте геостратегической значимости обеспечения прикрытия прилегающих акваторий Персидского и Оманского заливов и Каспийского моря, а также контроля за судоходством и прибрежными коммуникациями.
До начала 2000-х гг. в связи с ограниченностью ресурсов и отсутствием значимых компетенций в данном сегменте приоритетными направлениями были поддержание боевой готовности и модернизация наличного корабельного состава (в т.ч. обеспечение ремонта фрегатов британского и американского производства, а также российских ДЭПЛ проекта 877ЭКМ, являющихся самыми мощными единицами иранских ВМС), возможности постройки новых единиц ограничивались кораблями малого водоизмещения (десантные и патрульные катера, сверхмалые подводные лодки).
Ремонт и строительство подводных лодок обеспечивается за счет мощностей промышленной группы Shahid Darvishi. По сообщениям местных СМИ, иранские специалисты самостоятельно обеспечивают не только текущий, но и восстановительный ремонт российских ДЭПЛ 877ЭКМ из иранских комплектующих. В частности указывалось, что в ходе проводившихся в 2012 г. ремонтных работ на ДЭПЛ Tareq были заменены около 18 тыс. различных компонентов, включая безэховое покрытие, элементы двигателей, гребные винты и сонары. Иран при технической поддержке северокорейских специалистов построил сверхмалые подводные лодки (СМПЛ, водоизмещением 120 т) типа Ghadir (на основе эксплуатируемых СМПЛ Yugo северокорейской постройки), а также некоторое количество сверхмалых подводных аппаратов Al-Sabehat-15, предназначенных для диверсионных операций. На сегодняшний день общее количество СМПЛ серий Ghadir и Al-Sabehat-15 в иранских ВМС составляет 20 единиц. На перспективу Иран планирует оснастить часть подводных лодок ракетным вооружением, что радикально повысит их ударный потенциал. В феврале 2017 г. иранские военные сообщали о проведении испытательных пусков крылатых ракет Nasir с подводной лодки (вероятно, малой ДЛ типа Ghadir).
Кроме того, Ираном принял и реализует перспективную программу постройки ударных надводных кораблей. В сегменте надводных сил Иран, имевший в боевом составе только устаревшие фрегаты британской и американской постройки, в последние годы при содействии китайских специалистов приступил к постройке надводных кораблей среднего класса на верфях компаний Shahid Tamjidi Industries и Shahid Julaei Industries. С 2010 г. ведется постройка серии из пяти единиц вертолетонесущих эсминцев УРО типа Moudge/Mowdge (фактически являющихся фрегатами). Данные корабли вооружены крылатыми ракетами Noor, зенитным ракетным комплексом Fajr, торпедными аппаратами. Также реализуется программа постройки больших ракетных катеров типа Sina, обладающих скоростью до 50 узлов и вооруженных двумя ПКР Noor (дальностью стрельбы до 200 км).
Для вооружения новых единиц корабельного состава Ираном, помимо широкой линейки крылатых ракет корабельного базирования, разработаны и новые образцы минно-торпедного вооружения — в 2015 г. запущена в серийное производство новая торпеда Valfajr, оснащенная системами подавления акустических помех и мощной (220 кг) боевой частью, обеспечивающей поражение крупных целей; а также разработана и испытана в мае 2017 года высокоскоростная ракето-торпеда с сонарным наведением Hoot (развивающая скорость до 360 км/ч) для оснащения подводных лодок (аналогичная российской ракето-торпеде «Шквал»).
Несмотря на значительное техническое и технологическое отставание иранских вооруженных сил и военной промышленности от уровня наиболее передовых развивающихся стран, вследствие влияния международных санкций, иранский ВПК в целом успешно справился своими силами с задачей сохранения в строю имевшегося парка военной техники зарубежного производства, а также организации серийного производства их копийных аналогов. Такое положение дел ограниченно удовлетворяет потребности национальных вооруженных сил в основных видах обычных вооружений — тактического ракетного вооружения и баллистических ракетах средней дальности, артиллерийско-стрелковом вооружении, боеприпасах, некоторых типах военно-морской техники и отдельных видах радиоэлектронного оборудования. Отдельно стоит отметить прогресс иранской промышленности в сегменте беспилотных летательных аппаратов различного назначения, в т.ч. способных применять управляемое вооружение.
При этом остается неизвестным технический уровень проводимых иранской военной промышленностью ремонтно-восстановительных работ (текущий, восстановительный или капитальный ремонт), способных обеспечить продление остаточного ресурса и оперативную готовность ремонтируемой военной техники и так уже значительно устаревшей в техническом плане. На примере иранских ВВС специалисты отмечают, что из-за нехватки запчастей по причине физического устаревания, в летном состоянии находятся только 60% воздушных судов производства США и до 80% от общего числа самолетов советского и российского производства. По аналогичным оценкам, из более чем 300 имеющихся ударных самолетов не менее 200 подлежат списанию вследствие их морального и технического устаревания, причем около 80% самолетов нуждаются в восстановительном ремонте и порядка 20% не являются оперативно готовыми. У арсеналов ракетного вооружения ВВС, несмотря на продление сроков эксплуатации, также многократно превышены регламентные сроки жизненного цикла, что ставит под сомнение их реальную боевую ценность. Похожие проблемы есть и у иранских ВМС, боеготовность корабельного состава которых оценивается на уровне 60% — большинство из них нуждается в среднем и капитальном ремонте.
В разработке новых образцов военной техники Иран следует по «китайскому пути» копийного тиражирования имеющихся в наличии систем зарубежного производства, однако очевидно, что своему научно-техническому потенциалу и технологическому укладу возможности иранская оборонная промышленность пока значительно отстает.
Иранское военно-политическое руководство в последние годы неизменно декларирует достижение самодостаточности в создании большинства видов современного вооружения и военного снаряжения. При этом оценка линейки демонстрируемых иранским ВПК с конца 1990-х гг. разработок перспективных образцов военной техники и вооружений (даже разработанных посредством конвертации строевой техники) показывает, что их значительная часть осталась на уровне экспериментальных и опытных образцов, а принятые на вооружение выпущены малыми сериями, о чем свидетельствует их чрезвычайно малое количество в войсках. Например, истребителей Azarakhsh и Saeqeh/Saeghe в составе ВВС не более 30 единиц (около 6% парка), танков Zulfiqar/Zolfaghar — в пределах 150 единиц (около 10% парка). Это объективно свидетельствует об отсутствии достаточных научно-технологических компетенций для финализации разработки демонстрируемых новых образцов ВВТ и организации их серийного производства.
_________________ Приходите в мой дом...
|