http://www.armenianreport.com/pubs/102816/Прелести туризма по-армянски: почему я не удивлен отзывом иранца?
2015-03-12 15:35:13
Печальный факт уменьшения количества туристов в Армению связан не с отсутствием достопримечательностей, а исключительно с плохим сервисом.
Сегодня на нашем сайте был напечатан отзыв гражданина Ирана, решившего посетить Армению в качестве туриста. Отзыв, если кто еще не читал его, был крайне негативный. Но лично меня он, почему-то, совсем не удивил. Почему? Да потому, что те вещи, о которых рассказал иранец, творятся в нашей стране далеко не первый год. И это несмотря на то, что правительство много говорит о необходимости развития туризма как одной из важнейших сфер экономики, приносящей госказне существенный доход.
Вместе с тем, конечно же, иностранец допускает ряд поверхностных суждений, в некоторых моментах утрирует, но на то он и иностранец, чтобы не задумаываться о корнях и всех тонкостях проблем страны, в которой он пребывает.
Вернемся же к теме повествования. А что же делается для того, чтобы Армения стала привлекательной для туристов? Судя по отзыву иранца, практически нечего. Ведь мало просто понаоткрывать по всей стране многочисленные отели и кричать об уникальных исторических памятниках и о том, что Армению ежегодно посещает около миллиона туристов, нужно еще и работать, не покладая рук, для того, чтобы республика действительно стала меккой для туристов. Кстати, о количестве туристов. Я хотел бы поспорить с официальной статистикой, указывающей на миллион туристов, поскольку к туристам у нас традиционно причисляют всех, кто приезжает в Армению, в том числе и тех, кто посещает страну по делам бизнеса и даже граждан Армении, возвращающихся с заработков из-за границы. То есть, налицо искусственное завышение турпотока, что не красит нашу статистику. Но, вернемся к несчастному иранцу.
Как известно, начиная с 1992 года количество граждан Ирана, посещающих Армению в качестве туристов (а не водителей фур, которых статистика также причисляет к туристам), неуклонно росло. Но так продолжалось до последнего времени, о чем мы поговорим чуть позже. Традиционно поток из Ирана увеличивался в марте, когда иранцы отмечают новый год. Чем привлекала иранцев Армения? Во-первых, низкими ценами. А во-вторых, тем, что Армения, по сравнению с Ираном, намного более свободная (в бытовом, а не политическом плане!) страна, где иранцы могут побаловаться и спиртным, и дешевыми девочками. Но, я опять отвлекся от основной темы.
Итак, иранец прибыл в наш аэропорт «Звартноц». И что же он увидел в стране, «развивающей туризм»? «Паспортный контроль в аэропорту столицы Армении осуществляют люди, не знающие английского языка. Для того, чтобы добраться до КПП, нужно еще простоять в очереди целый час. Кабинок для паспортного контроля было много, но половина из них пустовала. Неудивительно, что вскоре к нашей очереди прибавились пассажиры других рейсов. При этом, пограничники даже не удосужились ускорить свою работу, то есть, им было плевать на очередь, которая лишь увеличивалась с каждым прибывшим рейсом. Когда подошла моя очередь, пограничник, разглядывая мой паспорт, стал что-то бурчать себе под нос. Увидев, что я никак не реагирую (я ведь не понимаю ни армянского, ни русского языков, на которых мог разъясняться пограничник), он с недовольным видом протянул мне мой паспорт. Слова «Welcome», как это положено в странах, развивающих туризм, я так и не услышал», - написал он.
Действительно, мне и самому не раз приходилось сталкиваться с подобной ситуацией в нашем аэропорту. Почему-то администрация воздушных ворот считает, что ничего страшного с пассажирами не случится, если они часок-другой постоят в очереди. Да и руководство пограничников не особо задумывается над тем, что встречать иностранцев должны сотрудники, хорошо владеющие, как минимум, английским языком и умеющие хотя бы выдавливать из себя улыбку, возвращая паспорта иностранным туристам. И не только иностранным, но и своим же согражданам. Увы, плачевная ситуация в «Звартноце» не меняется годами. И как тут не согласиться с автором отзыва о том, что аэропорт – это лицо страны для гостей и именно он формирует первое впечатление о стране, и первое же впечатление об Армении у него было не из приятных?
Далее он пишет, что на выходе из аэропорта его обступила толпа таксистов: «Выйдя из здания аэропорта, я попал в окружение назойливых таксистов. И опять же, никакого английского. Лишь один из нескольких десятков обступивших нас таксистов мог изъясняться на ломанном английском, назойливо предлагая свои услуги. Делать нечего – пришлось выбирать из того, что было.
…Услышав, что я из Ирана, таксист почему-то нахмурился и замолчал. Я уж подумал, что он подумывает над тем, в какой отель меня отвезти, как вдруг таксист поинтересовался у меня: «Turkish?». Да нет же, говорю, я из Ирана. Следующий вопрос меня вновь сбил с толку: «Azeri?». Да нет же, вновь ответил я, иранец, фарс. Хмуро взглянув на меня, таксист кивнул головой и вновь замолчал. Молчал он почти всю дорогу до отеля. Потом уже выяснилось, что он взял с меня в три раза больше положенной таксы за проезд от аэропорта до улицы Абовяна».
И вновь подобное положение дел кардинально отличается от того, как обстоят дела с этим в цивилизованных странах. Ведь как, например, в Европе? При выходе из аэропорта в любом европейском городе мы видим аккуратно припаркованные такси, водители которых не выбегают навстречу и наперебой не предлагают свои услуги. Кроме того, там совершенно немыслимо представить себе, чтобы таксист заломил цену за проезд, втрое превышающую стандартную плату. Максимум, на что может рассчитывать таксист, это на чаевые, которые ему оставит пассажир сверх суммы, выбитой на счетчике. А что в Ереване, столице страны, развивающей туризм? Вот уже несколько лет правительство Армении говорит о необходимости лицензирования такси. Но сами таксисты на это не согласны, поскольку в таком случае им придется за свой счет приобретать счетчики, стоимость которых начинается от 50 000 драмов. Для большинства извозчиков это очень большая сумма. Кроме того, в таком случае таксисты не смогут скрывать свой заработок и вынуждены будут платить налоги с дохода. Что опять же не устраивает таксистов. Значит, нужно найти какой-то компромисс, который устраивал бы и правительство, и таксистов. Но никто, похоже, поиском этого компромисса не занимается, оттого эта сфера бесконтрольна и не оказывает качественные услуги. Я уж не говорю о моральной стороне глупого вопроса таксиста о национальной принадлежности пассажира. Какое ему может быть дело до того, какой национальности пассажир? Если пограничники впустили его в нашу страну, значит, тебя не должен волновать вопрос о том, какой национальности твой клиент. Твоя обязанность – быстро и безопасно доставить его в пункт назначения. Что, опять же, непостижимо для ума многих ереванских таксистов.
Идем дальше. Трехзвездочный отель в Ереване стоит по цене пятизвездочного где-нибудь в Европе. При этом нет коридорных, которые могли бы помочь иностранцу донести его багаж до номера, нет и Wi-Fi. И это в XXI веке и в стране, «развивающей туризм»! А уж про инцидент с потерей паспорта иранца вообще можно снять целый фильм. Интересно, где владельцы отелей набирают таких непрофессионалов? И почему никто из чиновников, курирующих сферу туризма, не задумывается над этим вопросом?
Я, конечно, прекрасно понимаю боль моего народа, но зачем настойчиво рекомендовать иностранцам посетить Цицерканаберд? Думаю, можно было бы иметь в отеле брошюры с информацией о местах, которые нужно посетить, будучи в Ереване, и в их числе указать и Мемориал жертвам геноцида. Навязывание в данном случае, считаю абсолютно неприемлемым, как бы дорого не было для каждого армянина это место.