4. Секс в культуре ислама Ислам можно отнести к религиям, позитивно относящимся к сексу. Многие установки относительно секса заимствованы из других религий, из доисламских культур. Арабские племена, среди которых возник ислам, вели типично патриархальный образ жизни. Практиковалась полигамия, обрезание, общественное положение женщины было намного ниже общественного положения мужчины. Согласно Корану, при создании человека Аллах использовал не только прах, землю, но и семя, свернувшуюся кровь. Тем самым ислам признавал, что Аллах имел семя, одобрял секс как благо, ценность, что брак - это благо, идущее от Аллаха. Женщины рассматривались в исламе как сексуальные партнерши мужчин, возносились благодарности Аллаху за создание женской красоты, за обаяние женщины, ее способность возбуждать желание мужчин и т.д. с другой стороны женщинам приписывались отрицательные черты, они предстают как источник зла. Мужчина рассматривался как существо более возвышенное по сравнению с женщиной, которая была собственностью мужчины и подчинялась его власти. Ислам требовал от мужчины закрывать область гениталий, запрещал ему касаться тела другого мужчины от колен до пупка, показывать свои половые органы. Грехом были сексуальные отношения вне легальных связей. Ислам создал модель сексуальной гигиены, цель которого содержать тело в чистоте. Женщины в период менструации являлись нечистыми. Мужчина должен был пройти обряд обрезания, женщины также подвергались ритуальной операции - клитородектомии (Обрезание также предопределяет притупление женского сексуального удовлетворения и снижение эффективности оргазма. В обследовании, проведенном в Сьерра-Леоне, обрезанные женщины объявляли, что они имеют малое либо вовсе не испытывают сексуального удовлетворения. В процессе операции клитор удаляется целиком либо полностью, а без него достижении оргазма практически невозможно. Считается, что уничтожение желания у женщины оставляет ее целомудренной; фактически, обрезание гениталий, так сильно ассоциируется с девственностью, что девушки, которые удерживаются от тяжелого испытания просвещенными родителями, притворяются обычно сексуально неразборчивыми). Уже с раннего возраста мальчики и девочки вели разный образ жизни. Девушки находились в своем обществе, юноши - в своем. В браке основная обязанность женщины сводилась к рождению детей, к выполнению работы по дому, от нее требовалось умение налаживать психический контакт с мужем. Сексуальная близость трактовалась как благо, источник наслаждения, полигамия и конкубинат отражали мужскую ориентацию этой культуры. Возникали проблемы и на сексуальной почве, гомосексуализм был запрещен, но не все мужчины могли иметь партнерш. Особой проблемой в обычаях стала кастрация. Хотя исламская традиция запрещала кастрацию мужчин, но для присмотра за гаремами нужны были евнухи. Возник такой тип брака, как договорный, на определенное время, в течение которого мужчина был обязан содержать жену. Шииты рассматривали такие союзы как норму, дети от этих браков признавались законными. Часто встречалась модель семьи с двумя женами, с одной женой и с незамужней женщиной (конкубинат). Количество жен зависело от социального положения мужчины, его финансовых возможностей, профессии, количества детей и т.д. Полигамия, однако, по естественным причинам не распространилась на всех: численность женщин для этого была недостаточна, сказывались и финансовые ограничения. Сегодня во многих исламских странах иже богатые мужчины часто имеют одну жену. Жизнь в гаремах отнюдь не была раем. Его многочисленные обитательницы, которые делились на разные категории (жены, наложницы, невольницы), плели постоянные интриги. Сексуальные потребности женщин чаще всего не удовлетворялись. Муж, как правило, выделял одну из жен, с годами он старел, и его сексуальные способности уменьшались. Женщины по сути дела лишались брачных связей. У одних это приводило к неврозам, апатии, сварливости, патологической ревности. Другие превращались в лесбиянок, нимфоманок и т.д. Личность человека, подвергшегося кастрации, также деформировалась, он становился инфантильным - вел себя как ребенок, очень привязывался к своим господам. К тому же операция кастрации в те времена проводилась в антисанитарных условиях и много молодых мужчин умирало. Этим объяснялись высокие цены на таких людей. Сведение о сексуальных обычаях народов, населявших тысячелетия тому назад долины Тигра и Евфрата, дают многочисленные правовые кодексы, показывающие развитие правовой стороны этих обычаев. Женщины рассматривались как собственность, вещь, поэтому неверность трактовалась не как нарушение нравственности, а как посягательство на собственность. Сексуальные отношения со свободной женщиной оценивались совсем иначе: ни с той, ни с другой стороны не соблюдались никакие обязательства. Браки заключались в первую очередь исходя из экономических соображений и в целях продолжения рода. Широко практиковалась проституция. Кодексы не запрещали гомосексуальные отношения, правда, позднее гомосексуализм рассматривался уже как действие, порочащее человека. Кровосмешение, как и зоофилия, запрещалось. Эта культура выражала примат мужчины, а мужской половой орган трактовался как основа оплодотворения. Секс был ограничен определенными правовыми и культовыми предписаниями. Например, было известно понятие ритуальной нечистоты. В ассирийский период появилась более жесткая оценка отклонений в сфере сексуального поведения. Примат мужчин, их занятий, их положения выражался, в частности, в дружбе между мужчинами, которая поощрялась, в то время как дружба между женщинами оценивалась негативно. Жена была собственностью мужа. Секс помимо прокреативного значения был источником сексуального наслаждения для мужчин. Проституции придавалось сакральное значение, она выражала вид служения божествам. Но к ней прибегали и в утилитарных целях - она давала возможность накопить приданое. Она была различна по формам: гетеросексуальная, бисексуальная, гомосексуальная, оральная, зоофильная и т.д. Эта древнейшая традиция культуры шумеров наибольшее распространение получила в городе Урук, в котором был храм бога Ану. Проститутки служили культу богини Иштар. Они жили в особом доме, называемом «гагум», и делились на три группы. Их дети отдавались на воспитание в другие семьи. Кроме профессиональных проституток подобным образом богине Иштар служили другие женщины. Существовали даже рекомендации, чтобы каждая женщина по крайней мере раз в жизни принадлежала в храме чужому мужчине. В VI в. до н.э. вторжение персов и культуры, которую они несли с собой, повлияло на установки относительно секса народов, живших в долине Тигра и Евфрата, позднее частично и в долине Нила. Культура этих народов опиралась на зороастризм, в котором существовали добрые и злые божества, ведущие между собой борьбу. Заратустра, проповедуя дуализм относительно секса, рекомендовал воздержание, контроль над вожделением. Секс трактовался как источник деторождения, другие его значения (наслаждение) сурово осуждались. Понятие вожделения связывалось с Первой Блудницей - Йех, которая смешала семена добра и зла. Зороастризм изменил относительно терпимое отношение вавилонско- месопотамской культуры на более суровое. Сношение, не служащее прокреации, трактовалось как грех. Гомосексуальный контакт считался большим преступлением, чем убийство.
|