Скачать книгу Магда Нейман (СПб, 1898). Армяне. Ереван, 1991.
https://my-files.ru/Save/zfnhc9/Magda_neimann.pdfМагда Нейман (1898 год). По: "Армяне". Ереван, 1991. С. 150-154.
Торговый класс армян в России, Турции и Персии обладает присущим этому народу общими чертами: медлительность, осторожность и методичность. Живой спекулятивный ум, инициатива, риск, изворотливость, широкий кругозор, дух ассоциации, организаторские способности и иные особенности коммерческих народов, как например, евреев, англичан, греков и других, у армян - редкое явление. Армянин обыкновенно берется за небольшое дело, и то - лишь после первого опыта, сделанного другим. Но раз начав что-нибудь, он ни за что не отступится, какие бы чувствительные потери ни терпел. При крайней осторожности и нерешительности расширить торговую операцию, шансов на потери у него бывает очень мало, но к намеченной им цели он продвигается медленно и последовательно, хотя бы это требовало от него многолетнего терпения. При подобных качествах армян, большинство занимающихся среди них торговлею состоит из собственников лавок и магазинов. Этим путем армянин если и приобретает известное состояние, то на новое дело не пойдет, хотя бы ясно сознавал предстоящие выгоды. В случае, если он решится на сколько-нибудь смелое предприятие, при малейшем колебании шансов, потеряет голову и сорвется, но у него не хватит, как у еврея или грека, быстрого соображения и юркости, чтобы вывернутся из затруднительных обстоятельств.
Значительные богатства, которые приобретались армянами в разных государствах, имели основанием, большею частью, либо меновую торговлю, либо казенные предприятия. В обоих случаях получаемые выгоды были очевидны, причем не требовалось ни особой инициативы, ни риска. Христианская религия, способность к языкам и умение применяться к характеру и нравам азиатских и европейских народов облегчали армянам сношения с Западом. Они становились посредниками между ним и замкнутым Востоком, обменивая произведения Индии, Персии, Турции и Египта на европейские. Такую же роль они играли в сношениях между Россией и соседними магометанскими государствами. Благодаря этой деятельности, кучка армянских купцов, разбросанных по главным городам Западной Европы и России, привлекала внимание общества и распространяла своим занятием превратное мнение о всем народе.
Коллективная деятельность, в виде кооперативных предприятий и торговых обществ, никогда не развивалась у армян. И это, главным образом по недостатку у них организаторских способностей, также по духу разъединения и по стремлению каждого стать самостоятельным распорядителем всего предприятия. Но хватит ли у всякого честолюбца способностей для управления более или менее сложным делом или нет - армянин не разбирает: достаточно, что он водится с такими же армянами, как он сам и, следовательно, по его мнению, он ничем не стоит ниже их. Совсем другое дело, если армянину приходится подчиняться не армянину: тогда он его покорный раб, хотя бы во сто крат был умнее и дельнее того. Да, были в своё время какие-то армянские торговые товарищества в Индии, как ныне существуют у бакинских керосинозаводчиков. Но подобные кооперации, возникая лишь под давлением обстоятельств, оказывались непрочными, легко распадались на свои составные части, и гибли в отдельности от столкновения с дисциплинированной деятельностью европейцев. Такая же участь постигает уже бакинских нефтепромышленников, армян и персиян, собственность которых постепенно переходит в руки чужестранцев. Русские денежные люди по своей косности сидят сложа руки, а англичане, евреи, бельгийцы и др. утверждаются на Кавказе, чтобы в ближайшем будущем обратить армян, русских, персиян, грузин в рабов своих капиталов!!!!
Действуя обыкновенно врозь, или два-три брата вместе, армяне являются самыми ненавистными врагами друг друга и заботятся больше о том, чтобы подорвать кредит конкурента, армянина же, и погубить его, чем поднять собственное дело. При таких отношениях, взаимному разорению способствует еще то обстоятельство, что начатое одним армянином дело находит слепых подражателей в прочих армянах, которые из-за стремления к успеху, лишь чернят и причиняют вред ближнему.
У армян-коммерсантов нет даже той выдержки и уравновешенности в характере, какие мы видим вообще у европейцев. Годами перебиваясь из кулька в рогожку и стесняя себя до крайней скаредности, армянин копит известное состояние, но вдруг он меняется, начинает жить широко, пускается в роскошь и становится крайне расточительным. Не имея никакого понятия о барстве, он разыгрывает из себя "барина", зазнавшегося хама, который не знает на что тратить деньги, нажитые ценою многих лишений и унижений. Нередко попадаются также уроды, одержимые доходящей до мании скупостью, миллионы которых быстро улетучиваются в руках их детей и идут, как говорится у армян, "на делёж чертям"...
Всё это развивает распущенность в его детях, не получивших обыкновенно никакого разумного воспитания. Ставши впоследствии наследниками отца, они являются какими-то необузданными самодурами, соря деньгами без всякого толку и удержу. Животная жизнь и потребность в буйном разгуле становится у них на первом плане. Не остается в них и следа приличного, отзывчивого и полезного человека. Частные и общественные нужды, стоны голодающих соплеменников, нередко даже родных братьев, протягивание руки со стороны покинутых сирот, призыв пастыря к помощи страждущим, словом все, что относится к облегчению участи ближних, ничуть не трогает их, а цинизм иных доходит до того, что глумятся над всякой нуждой и бедностью, считая терпящих таковые людьми "низшей породы"... И эти самые дети Содома и Гоморры тут же дебошируют у всех на глазах, не обращая внимания на презрение общества и анафему обездоленных... Поэтому немудрено, что богатство, нажитое у армян в одном поколении, бесследно пропадает в следующем. Так прошли прахом миллиарды, приобретенные персидскими, индийскими, турецкими, египетскими и русскими армянами-коммерсантами, и ныне о многих армянских крезах в различных городах и частях света нет и помину, а если кто-нибудь из них оставил по себе какое-либо воспоминание, то лишь делами благотворительности. Но таких было сравнительно мало, и то в старое время, когда у этих людей было какое-нибудь религиозное чувство. Ныне же, по исчезновении из из сердец всяких начал веры и добродетели, исчезли также и благотворения. Конечно, попадаются исключения, как редкие оазисы в мертвенной пустыне, но общественные и частные нужды армян удовлетворяются не этими исключениями, а щедростью менее зажиточных людей.
Тем не менее, армянские коммерсанты, которые отличаются большей предприимчивостью, немало содействовали развитию торговли и промышленности, но только в тех странах, где они жили.
Вывод: репутация армян, как коммерческого народа, вовсе не соответствует истине. Настоящее призвание армянина - земледелие, ремесла, архитектура и искусство.
Архитектурное искусство турецких армян общеизвестно всей Европе. Так, например, архитектор Овсеп Азнавурян (учился в Риме) не имеет соперника в Турции. Им построен в греческой части Константинополя, Фанаре, величественный болгарский кафедральный собор. В скульптуре хорошо известен директор рисовальной школы в Константинополе Ерванд Оскан.