Говоря о Нагорном Карабахе не могу не вымолвить несколько слов о городе Шуши. Шуши до 23 марта 1920г. был одним из крупных городов на Кавказе сопоставимый с Тифлисом. Шуши превосходил размерами и богатством Ереван и Баку и был центром армянской общественной мысли, культуры, науки и ремесел. 23 марта 1920 года кемалистские и младотурецкие головорезы вместе с бандформированиями туркотатар17 (новоявленных - азербайджанцев) сожгли Шуши. Вот фрагмент официального документа: «В течение трех дней в марте 1920 года в Шуши было разрушено и сожжено 7000 армянских домов и вырезаны свыше двадцати тысяч человек. Из тридцати пяти тысяч армян в Шуши не осталось ни одного» (брошюра «Нагорный Карабах», издана «Обществом обследования и изучения «Азербайджана», Баку, 1925г. Типография «Третий интернационал»).
Шуши ввиду совершенно особой его роли в истории армянского народа, с моей точки зрения, идеен в большей степени, нежели все другие сегодня существующие города Армении и Нагорно-Карабахской Республики. Он концентрирует в себе национальную память и веру, наряду с Араратом являясь главным образом армянской болью, но не «периодической», а постоянной болезнью, он, в отличие от потухшего вулкана, еще способен извергать из своих недр Веру в будущее.
Вот почему необходимо восстановить Шуши. Шуши должна вернуться к былому величию – как вторая столица НКР. Шуши после освобождения должна снова стать армянской цитаделью, надо полагать, что только тогда будет поставлена последняя точка в борьбе за признание независимости и будет достигнута окончательная победа арцахского народа.
И в заключении констатируем: - Родина армян НКР и всего армянского народа, территория, где они сформировались в качестве отдельного, отличного от других народов – Армянское нагорье.
Нагорный Карабах (Арцах) является очагом человеческой культуры, что отодвигает историю армянского общества, населяющих территорию Армянского нагорья, в беспредельную глубь веков.
Армянский народ сложился в результате консолидации многочисленных местных племен, вокруг армянской племени – носителей индоевропейского армянского языка.
Армянское нагорье – территория, географической локализации прародины арийцев. Армяне – первый народ (в современном понимании этого термина), появившийся на территории Малой Азии, в то же время одна из древнейших, сохранившихся до наших дней наций.
Литература 1. И. Петрушевский, О дохристианских верований крестьян Нагорного Карабаха, Баку, 1930.
2. В настоящее время Нагорно-Карабахская Республика включает пять районов – Гадрутский, Мартунинский, Аскеранский, Мартакертский, Шушинский. 3. Материалы экспедиций хранятся в архиве отдела этнографии Института археологии и этнографии АН АрмССР.
4. E. Chantre: " Recherches anthropologiques dans le Caucase”. T. IV. 1887, p. 262 ss.; ее же: "Apercu sur I’anthropometrie des peuples de la Transcaucasie”, в "Congres internat. d’archeologie et d’anthropologie prehistoriques. 11-me session, a Moscou. 1892". T. II. 1893, p. 43 ss.; ее же: "Rapport sur une mission scientifique en Armenie russe”, в "Nouv. Archives des Missions scientifique". 1893.). 5. Erkert:"Kopfmessungen kaukasischer Volker”, в "Archiv fur Anthropologie”. XIX Bd. 1890; также в "Известиях” Кавк. Отд. Геогр. Общ. – Д-р Пантюхов: "Антроп. наблюдения на Кавказе", в "Зап. Кавк. Отд. Геогр. Общ." за 1892г. 6. Творьянович: Материалы к антропологии армян". Дисс. Спб., 1897. 7. F. V. Luschan. Die Tachtadschy und andere Ueberreste der alten Bevolkerung Lykiens, в "Archiv fur Anthropologie”. XIX, 1890.
8. De Cara. Gli Hethei-Pelasgi. Roma, 1894.
9. Prof. G. Sergi. Ursprung und Verbreitung der Mittellandischen Stammes, deutsch-iibersetzt von D-r Buhan. L. 1897.
10. Э. Мулдашев, От кого мы произошли?, М., 2002, с. 42-47.
11. У. Брей, Д. Трамп, «Археологический словарь» Перевод с англ. – М., Прогресс, 1990, с. 23.
12. И.М. Дьяконов. Материалы к фонетике урартского языка в книге «Вопросы грамматики и истории восточных языков». Изд. АН СССР, М.-Л., 1958, стр. 27-53. Г.А. Меликишвили, «Вестник древней истории», № 1-4, 1953-1954. 13. Bertin, The races of the Babylonian Empare, в "Journal of the Anthropol. Institute”. London. 1888. Vol. XVIII.; Ikow. Zur Anthropologie der Juden, в "Archiv fur Anthropologie”, Bd. XV; Luschan в "Correspondenz Blatt der d. Anthr. Ges. 1892; S. Weissenberg, Die sudrussischen juden в "Archiv fur Anthropologie” Bd. XVIII. 14. Б.Б. Пиотровский, О происхождении армянского народа, Ереван, 1946; Г.А. Капанцян, Хайаса – колыбель армян, Ереван, 1947, С.Т. Еремян, К вопросу об этногенезе армянского народа, «Вопросы истории», 1952, № 7; С.Т. Еремян, М.С. Асратян, Г.Г. Микаелян, А.Р. Иоаннисян, Б.Б. Пиотровский, История армянского народа, часть первая, Ереван, 1956 (на армянском языке). Избранные работы Н.Я. Марра: т.I – Этапы развития яфетической теории, Л., 1933; т. II – Основные вопросы языкознания, Л., 1936; т. III – Язык и общество, Л., 1934; т. IV – Основные вопросы истории языка, Л, 1937; т. V – ЭТНО – и глоттогония восточной Европы, Л., 1935. И.А. Орбели, Избранные труды в 2-х томах изд. «Наука», М., 1968; Н.Адонц, Армения в эпоху Юстиниана, изд. EpГУ, Ер., 1971; Н.В. Арутюнян, Биайнили (Урарту), изд. АН Арм. ССР, Ер., 1970; М.Г. Нерсисян, История Армянского народа, изд. ЕрГУ, Ер. 1980; Х. Линч, Армения, в 2-х т., изд. Торгового дома «И.Е. Питоев и Ко», Тифлис, 1910; В. Налбандян, Уроки армянской древности, изд. «Советакан грох», Ер. 1985; Л. Мириджанян, Истоки армянской поэзии, Изд. «Советакан грох», 1980; А.Т. Ганаланян, Армянские предания, изд. АН Арм. ССР, Ер. 1979; Путешествие Иоганна Шильтбергера по Европе, Азии и Африке (с 1394 по 1427гг.), Академия ГОС при президенте Республики Узбекистан, Ташкент, 1997 и др. 15. J. de Morgan, Misson Scientifique au Caucase, Paris, 1889, т.I, стр. 1-3; его же, La prehistoir orientale, т.III, Paris, 1927, стр.19-22; Жак де Морган, Доисторическое человечество, Москва, 1926, стр.47 - J. de Morgan. La prehistoire orientale, т. III, Paris, 1927, стр.32. - J. de Morgan. Les stations prehistoriques de I’Alagheuz "Revue de I’Ecole d’Anthropologie de Paris”, т.IX (1909), стр. 189-203; его же, La prehistoire orientale, т. III, Paris, 1927, стр.19-34. - Жак де Морган, Доисторическое человечество, Москва, 1926, стр. 272-288; его же, Misson Scientifique au Caucase, Paris, 1889, т.I, стр. 2-3. 16. В. Бунак, Антропологический состав населения Кавказа, (Вестник Государственного музея Грузии, т. XIII А, 1946, с. 94). «Кавказское слово», 23., III. 1919г. У. Брей, Д. Трамп, «Археологический словарь». Перевод с англ.-М., Прогресс, 1990, с. 129.
17. С.Т. Саркисян, Энциклопедия Арцах-Карабаха, ИД «Петрополис» С.-Петербург, 2007, с.34-38.
_________________ Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас Диоген Синопский Всё тайное рано или поздно становится явным Сократ Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским) Д.Коннер
|