Эта картина в общих чертах предвосхищает многие последующие миссии ААЦ (Армянской Апостольской Церкви) к народам Восточной Европы и Руси-России. Религиозно-политическая стратегия получила развитие и в «монгольскую эпоху». При этом «армяно-христианская евразийская стратегия» создания Pax Armenica, проводимая ААЦ через христианизацию кочевников «евразийской степи», носила не только характер «армянского культурного влияния», но и «пересадкой армянских идейных ценностей», а в целом – «армянского менталитета», в том числе через «совмещение», например, Pax Armenica и Pax Mongolica через политические контакты, религиозное и культурное взаимодействие. В частности здесь необходимо остановиться на сущностной стороне вопроса и отметить основные идейные и ментальные ценности армяно-христианской цивилизации привносимые в Степь миссионерской деятельностью ААЦ. Это дисциплинирующая (ответственная) свобода и осознанно необходимое самоограничение (снисходительное отношение к себе не допустимо – дисциплина духа и силы воли); самостоятельное позитивно-поступательное (созидательное) мышление; идейность (без идеи нет продуманного дела – результата); сосредоточенность, способствующая накоплению жизненных сил; интеллектуальность, контролирующая и направляющая эмоциональность (чувства), ибо только интеллект способен генерировать подконтрольные чувства и эмоции (не заглушать, а лишь контролировать); гуманизм (любовь), который является сгустком разумных положительных эмоций, чувств и переживаний (осознанная концентрация чувств мобилизует внимание и сосредоточение на главном, что необходимо для успеха и победы); одобрительность, придающая силы; объективно-позитивное выделение успехов, и не зацикливание на неудачах: не осуждать (осуждение лишает сил), а подбадривать и поддерживать; вера, хотя она и нелогична и иррациональна – тем не менее, зачастую она придаёт много сил, уверенности и рождает действие (вера в свои духовные и интеллектуальные си-лы); сознательность и мудрость; целеустремлённость и пунктуальность; объективно-идеалистическая система ценностей, совпадающая с мыслями, действиями, ощущениями, что порождает адекватность восприятия окружающего мира; плановость, отрицающая неорганизованность, фатализм и пессимизм; позитивное мышление – конструктивно-творческие мысли, которые позволяют двигаться по пути достижения цели (успеха или победы) и которые стимулируют поиск решений, а не погружение в проблемы (позитивная материализация духа и мысли); уважение и учёт интересов авто-номной личности; будущность (философия вечности); устойчивость гене-тической памяти, которая выделяет именно армянскую национальную ха-ризматичность, так как во многом только армяне способны использовать свои возможности глубинных структур национальной генетической памяти, благодаря чему им приходят немыслимые прежде идеи, перед мысленным взором возникают яркие образы (картины) будущего, именно благодаря это-му качеству армяне обладают важной характеристикой харизматической на-ции – проницательностью, дающей доступ к подсознанию, и за счёт чего лучше усваивается «новое» (отключается разум – контролёр), подсознание делает доступной всю накопившуюся в нём информацию, осмысливается опыт и знания, таящиеся в недрах подсознания, при этом армянин обретает не только способность взглянуть на критические ситуации с другой точки зрения (глубоко переживаемые чувства и устойчивая генетическая память позволяют родиться оптимальным решениям почти без усилий), но и устой-чивую веру в свои силы; мессианство, порождённое чувством уверенности в свои силы, которое позволяет обрести душевное равновесие, собраться с си-лами, зарядиться энергией, углубиться в себя и определиться в главном (пси-хотерапевтическая сущность христианства); оптимистичность (солнце) – древнеармянский символ бесконечности жизни, созидания и обновления (при подобном подходе неудача для армян – это стимул к успеху); страстность (пассионарность), которая зачастую угасает и поддерживается только бла-годаря достигнутым успехам, поэтому армяне должны постоянно посылать новые импульсы созидательных успехов, чтобы поддерживать в себе страсть во имя достижения высокой идеалистической цели (чем больше успехов и идеалистичней цель, тем дольше будет не угасать страсть); безудержный по-зитивный (христианский) максимализм. На вышеизложенном фоне стано-виться понятным привлекательность «армяно-христианского» духа для степ-ных народов. Она выражалась, в том числе и через «межнациональные бра-ки». Так уда лось женить сыновей Чингисхана на христианках: Угедея – на меркитке Туракине, Толуя – на кераитской царевне Соркактани-бэги, дети ее – Мунке, Хубилай, Хулагу и Ариг-бука – были воспитаны в духе уважения к христиан ской религии (См.: Гумилёв Л.Н. В поисках вымышленного царст-ва. М., 1992). При этом «армяно-христианские церкви» были воздвигнуты в ханской ставке, и внуки Чингиса воспитывались в уважении к христианской вере. А монгольская «черная вера», служители и главы, которой в тяжелые годы были опорой Чингисхана, была, хотя и не упразднена, но весьма ограничена в своих возможностях. Ограничение «черной веры», конечно, не означало, что армянское христианство стало или даже получило шанс стать государст-венной религией. Но зато «армяне-христиане» получили доступ к государ-ственным должностям, и, следовательно, возможность направлять по-литику новорожденной империи. Свидетельством этому является и то, что когда в 1256 г. умер внук Чингисхана – Бату, великий хан Мунке утвердил его наследником Сартака – христианина. Именно благодаря этой «армяно-христианской» партии в стане монголов, армянским дипломатам удалось ус-тановить с монголами дружественное взаимопонимание и соглашение против сельджуков. Армяне-христиане способствовали так же тому, чтобы предот-вратить возможное поражение монгольской армии, в намечаемом походе на Ближний Восток, из-за недостаточного контакта с ме стным населением. Же-на Хулагу-хана, кераитка Докуз-хатун, была христиан кой и покровительни-цей христиан. Начальник штаба найман Кит-Бука-нойон был ревностным не-сторианином, и помощников он подобрал из единоверцев. Наконец, «страте-гию армянского евразийства» поддержал и развил Царь «Ки ликийского ар-мянского государства» Гетум I вступивший в союз с монголами и, который в 1253 г. лично прибыл в ставку Мункэ и просил хана рассмотреть семь статей договора о союзе. Эти статьи носили во многом «военно-стратегический ев-разийский характер». К сожалению политика миссионерского движения в глубь Степи бы-ла жертвой непримиримости некоторых западных сил. Они не пожалели усилий для того, чтобы разложить и обессилить дальневосточную общи-ну «вероломных еретиков-христиан», и это им удалось. Тем самым по-литическое поражение «евразийской стратегии» ААЦ (PaxArmenica) на протяжении всей «Великой Евразийской Степи», привело «армяно-христианское» население к эмиграции в близлежащую единоверную Русь-Россию. В монгольскую эпоху армяно-христианские миссии распространились вплоть до Китая – монастырь был у озера Иссык-Куль, большая армянская халкидонитская церковь построена в Кантоне в начале XIV в. и т.д. (См.: Марр Н.Я. Аркаун – монгольское название христиан в связи с вопросом об армянах-халкидонитах. СПб., 1905. С. 46.). В этом отношении особый инте-рес представляет надгробный камень из Семиречья с армяно-сирийской над-писью 1323 г., который был обнаружен Н. Н. Пантусовым в 1892 г. во время раскопок на Пишпекском кладбище. По поручению императорской Археоло-гической комиссии 29 января 1893 г. Н. Н. Пантусов выслал камень в Петер-бург. Из надписи на камне мы узнаём, что в Семиречье было армянское ду-ховенство. Поселения армян-христиан известны также в Поволжье – в Вели-ких Болгарах, что подтверждается армянскими надгробными надписями, найденными в могильниках пред метами (вскрыто 113 погребений XI – нача-ла XIV в.) и особенно остатками церкви за пределами города на высоком бе-регу Волги (так называемая «греческая палата», «четырехугольник»). В Крыму, в котором в разных его частях, главным образом на юго-востоке – и Кафе, Судаке, Старом Крыму и других – проживало значительное армянское население, занимавшееся помимо международной торговли ремеслами и земледелием; также в Га лицко-Волынском княжестве Львове, Каменец-Подольске, Владимире-Волынском, Галиче и других, позднее подпавших под власть Польши и Литвы, где обосновавшиеся в городах и селах армяне не только кормились теми же ремеслами, сельским хозяйством и торговлей, а служили в посольствах и в войсках русских и литовских князей и польских королей, пользовались большими привилегиями – правом на самоуправле-ние, собственный суд, строительство церквей и т.п. Лишь спустя столетия эти поселения вошли в состав России и вступили в контакты с русским правительством и церковью. (См.: Смирнов А. П. Ар-мянские колонии города Болгар. М.; Л., 1958. С. 338 и др.; Оганесян М. Л. Очерки истории армянских колоний и Польше и Западной Украине. Ереван, 1977. На арм. яз., а также: Грабовецкий В. В. Армянские поселения на запад-ноукраинских землях.. – В кн.: Исторические связи и дружба украинского и армянского народов. Ереван, 1961. С. 94-95). Более того, армянские миссии проводились и через Византию, но это уже отдельная тема.
_________________ Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас Диоген Синопский Всё тайное рано или поздно становится явным Сократ Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским) Д.Коннер
|