Самоотверженные женщины
Женский инстинкт помочь мужчине создать семью выражается во многих случаях в желании заботиться о другом человеке, чем-то жертвовать для него. Такие самоотверженные девушки и женщины могут связать свою жизнь с мужчиной, который их не достоин, достижения которого не стоят жертв. На такой женской самоотверженности основаны многие несчастные браки, когда достойная женщина связывает свою жизнь с пустым, бестолковым или опустившимся мужчиной, который выдавал себя за «художника», «философа» или «изобретателя» и сумел убедить эту женщину, что, заботясь о нем и прощая ему его грешки, она выполнит свою «жизненную миссию». Стремление многих женщин к самопожертвованию столь велико, что они сами намечают себе такую «миссию», и мужчине даже не приходится их уговаривать. Среди таких женщин много наследственно ценных, несмотря на склонность поддаваться самообману, женщин, которые в браке с другими мужчинами были бы счастливы и родили прекрасных детей, а из-за своей женской самоотверженности они не только несчастны в браке, но и наносят вред генофонду нации.
Противоречие между двумя идеалами
Опасностью для многих юношей является ошибка в выборе между двумя идеалами женщины: один из них это обычно «подруга», «спутница», «возлюбленная», у поэтов и художников - «муза», другой - «супруга» или «невеста». Многие браки разрушились из-за того, что молодой человек выбрал «возлюбленную», а не «супругу». Многим мужчинам удается найти «супругу» лишь во втором или третьем браке. Пример такого раздвоения - любовь Шиллера к сестрам Ленгфельд, более глубокая к Лотте, более бурная - к Каролине. Шиллер, следуя верному инстинкту, выбрал Лотту, которая являла для него идеал «супруги». Брак Шиллера с «музой» Каролиной скорее всего был бы несчастным.
Многих молодых людей привлекают два женских образа: черты одного из них навеяны чертами сестры. Это «возлюбленная», которую желают со всепоглощающей страстью. Мужчине кажется, что связь с этой женщиной открывает перед ним широкие возможности. «Возлюбленная», «спутница» или «муза» кажется молодому человеку женщиной, в которой он найдет все, чего хочет. Он надеется на исполнение своих желаний, а не на взаимное дополнение. Образ «возлюбленной» может обретать и черты гетеры. Психоаналитики полагают, что идеал возлюбленной для многих молодых людей определяется чертами первой женщины, которая оказала на них влияние, когда они были детьми. В этом толковании сказывается характерная для многих психоаналитиков вера во всевластие среды. Если на духовное развитие мальчика оказывает влияние женщина, то она должна быть такой, влиянию которой мальчик может поддаться по своим задаткам. Наследственные инстинкты играют в таких случаях гораздо большую роль, чем внешние влияния.
Обычно связь с «возлюбленной» для молодого человека, у которого есть второй идеал «супруги», быстро становится тягостной.
Нельзя описать общий тип «возлюбленной», поскольку у каждого молодого человека о нем свои представления. Одна и та же девушка может у одного юноши ассоциироваться с типом «возлюбленной», а у другого - с типом «супруги».
Психоаналитики полагают, что представление о «супруге» у многих мужчин навеяно образом их собственной матери. Это участливая женщина, которая может успокоить, дать совет, ухаживать за больным. «Возлюбленная» для ухода за больным не годится. С «супругой» мужчина чувствует себя в покое и в безопасности.
Бьерре считает, что большинство трудностей в браке связано с конфликтом этих двух идеалов. Брак мужчины, который женился на женщине одного типа, может быть разрушен при его встрече с женщиной другого типа. Я не согласен с Бьерре, что таких случаев «большинство». Во-первых, очень многие мужчины вообще не знают такого конфликта идеалов, во-вторых, у многих эти идеалы не конфликтуют между собой, а как-то сбалансированы. Большинство браков разбивается о быт.
У женщин тоже бывает такой конфликт идеалов, только он не столь ярко выражен, как у мужчин. Но для многих молодых девушек тип «друга», «возлюбленного» или «спутника» имеет иные черты, нежели тип «супруга». Такие девушки могут попасть в ситуацию, опасность которой описал граф Кейзерлинг: «Вступая в брак с подругой или другом, всегда можно стать жертвой непонимания». Брак с «другом» может разрушиться при встрече с «супругом». Разводы между «друзьями» бывают чаще, чем разводы между «супругами». Но и брак подходящих друг другу людей может разрушиться при встрече с «подругой» или «другом». Особенно часто уходит от «супруги» к «подруге» мужчина, хотя связи с «подругами» дают меньше счастливых браков, чем с «супругами». Наиболее безболезненным является тот случай, когда молодой человек разрывает внебрачную связь с «подругой» и вступает в брак с «супругой». «Подруги», кстати, легче переносят разрыв, чем «супруги».
Запутаться в противоречии между двумя идеалами человеку помогает, если он предрасположен к этому, и неправильное воспитание. Слишком заботливая мать может помешать сыну сделать правильный выбор. Из чувства противоречия он может выбрать женщину типа «возлюбленной» к потом пожалеть об этом выборе. Монтень писал:
«Мало мужчин, которые, женившись на своих возлюбленных, не пожалели потом об этом». Здесь под «возлюбленными» понимаются женщины, которые вступают во внебрачные связи, лишены инстинкта семейной жизни и не могут дать мужчине счастья в браке. Большинство «легализованных» связей, т.е. таких, которые начались без намерения вступить в брак, кончается плохо.
Бездушная мать может толкнуть своего великодушного сына в объятия «возлюбленной», даже если его больше привлекает женщина типа «супруги». Встреча с женщиной типа «возлюбленной» может быть воспринята таким мужчиной как освободительная гроза. Обычно женщины с материнскими наклонностями воспринимаются мужчинами как «супруги», а женщины без этих наклонностей - как «возлюбленные». Поэтому брак мужчины с отцовскими наклонностями с «возлюбленной» кончается разочарованием. Если женщина относится к своему мужу слишком по-матерински, его встреча с женщиной типа «возлюбленной» может поставить брак под угрозу. Женщину с материнскими наклонностями легко распознать по несколько пренебрежительному отношению к своей внешности и по безвкусному подбору цветов одежды. Спустя некоторое время после свадьбы такие женщины становятся нечистоплотными. Каждый человек до свадьбы больше держит себя в руках, чем после. Поэтому молодому человеку следует понаблюдать за матерью выбранной им девушки.
«Романтическая» любовь часто ориентируется на «друга» или «подругу». Такая любовь жаждет безграничного удовлетворения каждой душевной потребности. Как я уже сказал, в одном человеке этого не найти, тот, кто хочет жить, должен смириться с определенной долей одиночества. Если он нашел человека, который его, в основном, дополняет, то брак с таким человеком, по всей вероятности, будет более прочным, чем брак двух людей, которые ждут друг от друга постоянного удовлетворения любой своей душевной потребности. Молодой человек с «романтическими» наклонностями будет ждать удовлетворения своих желаний скорее от «возлюбленной», чем от «супруги». Но и он в браке с «возлюбленной» будет несчастлив с большей вероятностью, чем в браке с «супругой». Наилучшая рекомендация для выбора: ищите дополнение к основным чертам своего характера.
Принадлежность к разным вероисповеданиям, ханжество
Угроза для брака из-за принадлежности супругов к разным вероисповеданиям известна и говорить о ней особо не стоит. От вступления в такой брак следует предостерегать в тех случаях, когда речь идет не о чисто формальной принадлежности, а если оба супруга или один из них целиком живет этим.
Лабрюйер и Мантегацца не советовали жениться на ханжах. Это предупреждение распространяется и на мужчин-ханжей. По Люксенбургеру, такие люди часто имеют предрасположенность к эпилепсии.
_________________ Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас Диоген Синопский Всё тайное рано или поздно становится явным Сократ Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским) Д.Коннер
|