Изменить размер шрифта


Начать новую темуНаписать комментарии Страница 2 из 34   [ Сообщений: 499 ]
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 34  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Парфия: Гордые всадники Аршакидов...
СообщениеДобавлено: 28 дек 2012, 10:56 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
Верно. Но 120.000 для царства Великий Айк было пределом, а Парфия могла дотянуть до 150.000...

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Этногенез славян: От Средневековья до наших дней...
СообщениеДобавлено: 14 июн 2013, 01:03 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 11245
Кстати история же образования скифо-парфии началась с распада и переселения армяно-аланских (хурритских) племён на север (образовались скифия, сако-массагетия), на восток (Парфия, Кушан, Бактрия), юг (государства крупные не были созданы, но образовались евреи и ассирийцы при смешении с семито-эфиопами Ближнего Востока), и даже на запад (образовались Фракия, в результате латинизации, тюркизации, славянизации образовались современные болгары) и Дакия, в результате сильной латинизации образовались современные румыны и молдаване).

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Парфия: Гордые всадники Аршакидов...
СообщениеДобавлено: 14 июн 2013, 11:47 
не помню кто но один из римских историков говорил что парфяне возвысились в Азии только благодаря тому что у них лучше географическое положение чем у Армении. Так оно и есть в принципе Парфия была спокойна с востока не считая нападения кочевников


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения: Re: Парфия: Гордые всадники Аршакидов...
СообщениеДобавлено: 14 июн 2013, 15:35 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
Sextus Festus
BREVIARIUM
OF
THE ACCOMPLISHMENTS OF THE ROMAN PEOPLE


[11] XIX. Under Octavian Caesar Augustus, Armenia conspired with Parthia. 2. Claudius Caesar, grandson of Augustus, when he been dispatched to Oriens with an army, when he had settled everything for the benefit of the majesty of the Roman name, and the Armenians, who, with the Parthians, were then the stronger at the time, had surrendered themselves to him, Claudius Caesar appointed to the aforementioned peoples judges on the basis of Pompey's settlement. 3. A certain Donnes, whom Arsaces had put in command of the Parthians, through an orchestrated treachery, offered a book in which treasures were contained, inscribed. While the Roman imperator was reading very intently, having attacked with a knife, he wounded Claudius. The assassin was indeed killed by soldiers. Claudius, after he had returned to Syria, died from the wound. 4. The Persians, for satisfaction of such an outrage, having been granted an audience, then first gave hostages to Octavian Caesar Augustus and returned the standards taken under Crassus. When the peoples of Oriens had been pacified, Augustus Caesar also first received a legation of Indians." (XIX)

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Парфия: Гордые всадники Аршакидов...
СообщениеДобавлено: 14 июн 2013, 15:36 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
Orkoimec rusich писал(а):
не помню кто но один из римских историков говорил что парфяне возвысились в Азии только благодаря тому что у них лучше географическое положение чем у Армении. Так оно и есть в принципе Парфия была спокойна с востока не считая нападения кочевников


Дело скорее не в "востоке" Парфии, а в том, что она была более протяженная и ее климатические условии были для войны более непригодными.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Парфия: Гордые всадники Аршакидов...
СообщениеДобавлено: 14 июн 2013, 16:48 
Lion писал(а):
Orkoimec rusich писал(а):
не помню кто но один из римских историков говорил что парфяне возвысились в Азии только благодаря тому что у них лучше географическое положение чем у Армении. Так оно и есть в принципе Парфия была спокойна с востока не считая нападения кочевников


Дело скорее не в "востоке" Парфии, а в том, что она была более протяженная и ее климатические условии были для войны более непригодными.

Лион в википедии была цитата одного Германца который сказал точно не смогу воспроизвести но попробую "На какой то момент показалось что верховенство над арийскими племенами востока взял Тигран Великий и должен был объеденить все народы на борьбу против рима но как он смотрел на гибель своего зятя Митридата так безжалостно смотрел на гибель молодой Армянской империи парфянский цврь фраат" Почти во всём согласен с этой цитатой Митридат и Тигран совершили роковую ошибку нужно было заключить союз с Парфией в самом начале и пусть даже пойти на уступки заплатить деньги вернуть отдельные территории парфянам но только включить их гигантскую страну в союз 3 стран которые только вместе смогли бы раз и навсегда покончить с римом


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения: Re: Парфия: Гордые всадники Аршакидов...
СообщениеДобавлено: 14 июн 2013, 23:28 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
Трудный вопрос, не знаю. Наверно делу помешало бы имперская позиция парфян.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Парфия: Гордые всадники Аршакидов...
СообщениеДобавлено: 16 июн 2013, 15:43 
Lion писал(а):
Трудный вопрос, не знаю. Наверно делу помешало бы имперская позиция парфян.

примечательно так же что ошибочно приписали к этой стране так называемый " Парфянский выстрел" то есть во время ложного отступления всадник оборачивается и продолжает стрелять из лука в преследователя вероятно эта тактика как считают в мире была впервые применена в битве при Каррах хотя гораздо раньше эту тактику использовали армяне в битве у Арацани.


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения: Re: Парфия: Гордые всадники Аршакидов...
СообщениеДобавлено: 16 июн 2013, 15:46 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
В принципе верно, но давайте не забудем, что это все же тактика конных кочевых воинов.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Парфия: Гордые всадники Аршакидов...
СообщениеДобавлено: 20 июн 2013, 22:01 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 11245
http://history365.narod.ru

История Парфии

К первому веку до нашей эры в известном тогда мире существовали только две великие сверхдержавы – Рим и Парфия. Рим завоевал пространства от Атлантического океана до Ближнего Востока, от покрытых снегами Альпийских гор до знойных песков Северной Африки. В свою очередь Парфия унаследовала почти все территории, ранее входившие в состав персидской империи Ахеменидов и государства Селевкидов. Если историю Рима мы довольно подробно изучаем в школе, то о Парфии в учебниках сказано всего несколько строк. Вообще данных об этом государстве и о парфянах подозрительно мало. А между тем парфянское влияние на судьбы древнего мира было воистину огромным. Просуществовав около 500 лет, Парфянское царство оставило свой неизгладимый след. Реальное могущество парфян как-то не вяжется с редкими упоминаниями о них у античных писателей. Такое впечатление, что источники по парфянской истории сознательно уничтожались заинтересованными влиятельными лицами. Американский востоковед Р. Фрай обратил внимание на весьма удивительный факт: «Мы знаем о парфянах меньше, чем об их предшественниках». Известно, что Страбон написал специальную работу по истории Парфии. О ней также писали Аполлодор из Аретемиты и Посидоний. Арриан специально посвятил Парфии свое произведение «Παρθικά». Ныне эти произведения утрачены. Ученые полагают, что к утрате парфянских источников приложили руку, отвоевавшие у парфян власть Сасаниды и позднее арабы. Я думаю, что еще более потрудились на ниве забвения парфянской истории ранние христиане. Почему? Наберитесь терпения. Обо всем по порядку. Населявшие юг России скифы, в VII веке до н.э., как вихрь пронеслись по всей Малой Азии, Сирии и Палестине, оставив в старозаветных воспоминаниях иудейства ужасы Гога и Магога. Почти четыреста лет спустя часть скифо-сарматских (сакских) племён вновь двинулась в поход и между Каспийским морем и Амударьей на севере, Евфратом на западе, Индией на востоке и Индийским океаном на юге, основала Парфянскую империю. Ее создатели парны, по данным Страбона, являлись частью племени даев (дахов) и сначала проживали около Меотиды (Азовского моря) и назывались ксандиями и парнами, а потом переселились на восток от Каспийского моря. Их миграция, вероятно, была связана со следующим обстоятельством. У скифов было принято посылать младших сыновей в военные походы для того, что бы они при помощи оружия могли отвоевать себе новые земли. Основателем Парфянского царства считается Арсак. По словам римского историка Юстина, Арсак был человеком «большой доблести». Его имя дало название династии Арсакидов. Народная традиция, записанная аль-Бируни, связывает Арсакидов с мифическим хорезмийским героем Сиявушем. В исторических источниках различного периода имя Арсак так же пишется, как Аршак, Арцах, Аршаг, Ершаг и т.д. Для этого имени предлагалась несколько этимологий. Но вероятнее всего это имя означает «медвежонок» и происходит от аланского (сарматского) «арс» (медведь). Понятие «парн» восходит к сакральному мидийскому слову фарна, фарр (авестийское хварянаш, хварна), что означает по-талышски – «фяр» - «лучший», а на авестийском «блеск», «сияние», «слава», «божье благословение» и «блеск, великолепие» в современном персидском языке. Именование даев - парны было связано с тем, что они были носителями «фарры» - славы богов или племенем, из которых назначались цари - обладатели фарры. Фарра (хварна) считалась признаком Святого духа, как противовес лжи (друджа). В Яштах «Авесты» (19. 34-35) сообщается, как царь Йима (Джамшид) стал лгать и тогда «от него хварна, в облике птицы отлетела». Следовательно, спускалась на человека она подобным же образом. В русском языке сохранилось слово, происходящее от слова «хварна». Когда человек заболевает, то есть от него удаляется Святой дух, божье благословление, говорят, что тот захворал. Один из вариантов изображения хварны - нимб вокруг головы - стал атрибутом христианских святых, Богородицы и самого Христа. Грубо говоря, обладание хварной (фаррой) соответствует понятию «помазанник Божий». В какой-то степени носители фарры – это обладатели Святого Духа. Об одной из разновидностей хварны - хварне Заратуштры в «Денкарте» (600, 20) говорится, что она в огнеподобном виде проникла в тело матери Заратуштры, а затем стала частью самого пророка. Это вполне можно сравнить с рождением Христа от Святого Духа, то есть при помощи божественной хварны. Хварна была неразрывно связана с огнем. Значение термина «парн» также совпадает с первоначальным значением термина турк, который, происходит от слова tur-kun (tar-qan) со значением «возрастной класс молодых неженатых воинов». В таком случае, термин парн мог быть иранской калькой тюркского термина турк. То есть парн – это девственник. В русском языке молодые люди называются схожим словом – «парни», а на греческом языке слово «девственник» звучит, как «парфенос». Дахи (даи) упоминаются в древнеперсидских надписях, как одно из сакских племен, живших в низовьях Сырдарьи, а в III в. до н.э. переселившихся на юг, к границам Парфии. Их название, по всей видимости, происходит от общеиндоевропейского слова «Деи» (Боги). В 3-четверти III в. до н.э. парны, объединив под своим руководством ряд других сакских племен, захватили власть в Парфии и, смешавшись с местным оседлым населением, приняли самоназвание парфян. Но как они называли свое государство до сих пор не установлено. Арсакиды уничтожили в Парфии власть македонской династии Селевкидов. В средневековой «Истории епископа Себеоса» сообщается, что «на одиннадцатом году даря Антиоха парфяне восстали и освободились из-под власти македонян, и воцарился Арсак Великий, сын царя тетальского в Бахл-Шахастане, в стране Кушанов, которому покорились все народы Востока и Севера… Вот парфянские властители, которые царствовали после Арсака, их отца, в Бахл-Шахастане, в стране Кушанов. Говорят, что у Арсака, царя парфянского, было четыре сына: первого, говорят, он воцарил в стране Теталов, второго над киликийцами, третьего над парфянами и четвертого над Армянской землей». Теталия – это название территорий, находившихся под властью индийских Арсакидов. Теталия включала Бактрию, страны, прилежащие к Инду, а также земли саков и аланов, т. е. территорию от Кандагарских гор до устья р. Инд (см.: История Армении Мовсеса Хоренаци). Бахл-Шахастан - являлся главным торговым центром Бактрии. Через него проходили караваны, направлявшиеся в Китай и Индию. Обратите внимание, что Арсакидам подчинялись не только народы Востока, но и Севера. Вопрос, до каких пределов? Династия Арсакидов именуется также Пахлавуни, поскольку историческая традиция считает, что ее корни, на каком то этапе произрастали из Бахла (Балха) или Пахлава. Царь Парфии правил при поддержке именитых родов: Карен, Сурен, Испахпат, Спандиат, Михран, Зик, Гью. Совет знатных и Совет из мудрых людей и магов ( волхвов >), т. е. < парфянского жречества, составляли часть центрального правительственного аппарата. Власть царя была ограничена этими государственными образованиями. Когда в стране осложнялась политическая обстановка или царь вступал в преклонный возраст, назначались соправители царя из числа его сыновей или из представителей знати. Подобное происходило в Иране еще при Ахеменидах. По версии немецкого археолога и филолога-ираниста, профессора восточной археологии Берлинского (1918-35) и Принстонского (США, с 1936) университетов Эрнста Херцфельда такой наследник-соправитель назывался Сыном человеческим. Царем мог быть только Арсакид. В последствии каждый царь Парфии назывался Арсаком. Имя основателя государства стало эквивалентом слова «царь», подобно тому, как имя Гая Юлия Цезаря – Цезарь, обозначало титул императоров в Риме. Территория Парфии делилась на сатрапии и царства. Во главе сатрапий стояли, назначаемые Арсаком, нахвадары. Аппий, писавший во II веке, говорит о 72 сатрапиях. Стратегически важные области возглавляли специальные наместники — питиахши, превосходившие своей властью нахвадаров. Крупными чиновниками являлись «начальники крепостей». Города, имевшие полисное устройство, сохраняли своё самоуправление, но в них сидели царские эпистаты. Плиний упоминает, что в конце I века в Парфии существовали 18 царств, в том числе 11 «верхних» и 7 «нижних». Парфяне имели интересную привычку назначать своих царей на территории, которые когда-либо входили в состав империи Ахеменидов, законными наследниками которых они себя считали. Один раз в год парфяне устраивали сбор дани со своих подданных, который назывался «усбор».

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Парфия: Гордые всадники Аршакидов...
СообщениеДобавлено: 20 июн 2013, 22:01 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 11245
Слово звучит почти как по-русски - «сбор». По данным историка В.Абаза, в Парфии был принят герб в виде одноглавого орла с распущенными крыльями и держащего в клюве поверженную змею. Изображения хищных птиц были любимыми образами парфян. Их мечи часто имели рукоятки, заканчивающиеся головкой орла, а на парадном щите из Нисы, вокруг вычеканенного царского трезубца среди пальметт раскинули крылья десять орлов. В древних российских гербах также встречаются подобные двуглавые орлы со змеей в клюве. Парфяне, как и все скифо-сарматы, имели индоевропейскую внешность. В основном были светловолосы и голубоглазы. Об этом свидетельствует большое количество изображений на монетах, фресках, на бытовой и военной утвари. Парфяне имели длинные светлые волосы, длинные бороды и усы. Цари парфян подвязывали волосы лентой практически так же, как древние славяне. Парфяне, как и вообще скифы, одевались в короткий с рукавами кафтан, нечто вроде русского кучерского кафтана, с вырезанным воротом, подпоясанным узким ремнем. На ногах они носили сапоги и длинные широкие анаксириды (штаны), подвязанные у щиколотки. Их одеяние во многом сохранилось у кубанских и запорожских казаков. Язык парфян был смесью скифского и мидийского языков. Парфяне использовали арамейский алфавит для письма, но читали слова согласно их собственному произношению. Созданный на основе арамейского алфавита письменный язык парфянских канцелярий состоял более чем наполовину из арамейских слов, которые, однако, полагалось читать по-парфянски. Таким способом, в частности, записаны документы архива из Нисы. Сейчас найдено свыше двух тысяч документов из древней парфянской столицы, написанных на парфянском языке арамейским письмом (I в. до н. э.). Среднеиранский язык, получивший название парфянского пехлеви, был одним из государственных языков в Парфии. Немногие сохранившиеся на нем памятники написаны арамейским алфавитом по системе гетерограмм. Материалом для письма служил пергамент. Китайский путешественник II века до н.э. Чжан Цянь отмечает поразивший его способ письма парфян на арамейском языке слева направо. На арамейском пишут наоборот - справа. Немецкий исследователь Д. Г. Мессершмидт, открывший для науки енисейское письмо, ошибочно считающееся тюркским, отмечал, что рунические знаки в ней сочетаются с древними парфянскими буквами. То есть парфянская письменность не была чужда рунам. Многие надписи, в том числе на монетах с изображением царей делались на греческом языке. Правда, при этом допускались существенные ошибки в написании. Греческий язык являлся основным в городах и широко применялся в торговых операциях. На греческом языке составлены юридические документы из сельской местности в Мидии. При его помощи царь царей переписывался со многими городами. На западе были распространены арабские наречия. Парфяне исповедовали одну из форм маздаизма, поклонялись богу Ахурамазде, его сыну Митре и богине Анахите, то есть зороастрийской Троице. Причем, Митра выступал у них часто в виде главного бога. Религия пророка Заратустры тесно переплеталась с верованиями парфян. Священной книгой зороастрийцев была «Авеста», имеющая общие корни с еще более древней божественной книгой арийцев «Ригведой». Жрецы культа - маги (волхвы) считали себя прямыми наследниками и хранителями древней арийской веры и считали своей прародиной северную страну Ариан-Веджо («Зерно Ариев»). Сам пророк Заратустра, по мнению некоторых ученых, происходил из земель, расположенных на юге Урала. В не так давно открытом городе Аркаим в Челябинской области предполагается наличие его священной могилы. Вообще зороастризм эпохи парфян плохо известен. Имеющиеся сведения позволяют сказать, что парфянский зороастризм очень сильно отличался от того, основы которого прописаны в «Авесте». Будущие исследователи наверняка еще удивятся тому, что они обнаружат в этой области знаний. Совершенно точно установлено, что культ Митры в Парфии во многом затмевал все другие религиозные направления, поскольку был тесно связан с религиозными представлениями сако-сарматов, из среды которых парфяне и появились. Парфяне отличались исключительной веротерпимостью к религиям покоренных народов, но сами были достаточно стойки в вере. В сакско-сарматской среде, откуда происходили парфяне, в ту пору была распространена религия, среди которой выделялся культ солнечного божества, носившего различные имена, и в первую очередь - Митры. Наряду с этим солнечным божеством почиталась Великая богиня, Девственница-мать, богиня плодородия, связанная с водою, что особенно понятно на Востоке, где обилие урожая целиком зависит от орошения. Местные культы в Средней Азии сливались с культом зороастрийских божеств. Парфянские боги часто изображались в образе греческих богов: Ахурамазда, как Зевс, Анахита, как Артемида, Митра, как Аполлон и т.д. В Маргиане был широко распространен буддизм. В середине I века в Адиабене ее правитель Изат принял иудаизм. Иудеи жили на территории Парфии в большом количестве еще со времен Вавилонского плена. Они пустили там глубокие корни. Именно в парфянский период в Вавилонии были заложены основы Талмуда, и именно в Парфии находился иудейский Синедрион после его изгнания из Палестины. Парфяне не преследовали иудеев за вероисповедание. Более того, иудеи пользовались большими льготами. Это было вызвано постоянной потребностью в финансовых средствах для ведения войн и завоевания новых территорий. Иудеи, вероятно, предоставляли такие средства, выжимая все соки из покоренных народов, как это было позднее почти во всех странах Европы. Например, в мавританской Испании. Складывается впечатление, что Арсакидов интересовал только политический аспект религии. Парфянам было безразлично в кого и как верят покоренные народы, лишь бы они оставались лояльными их власти. Практически с момента своего основания Парфянская держава неукоснительно...

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Парфия: Гордые всадники Аршакидов...
СообщениеДобавлено: 20 июн 2013, 22:02 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 11245
Парфяне были воинственным народом, ловкими наездниками и отличными стрелками из лука. В 256 до н. э. образовали под предводительством Аршакидов самостоятельное государство, со временем превратившееся в крупную империю, включавшую территории между Евфратом и Индом, Каспийским и Индийским морями. Просуществовала до 226 года н. э., когда сменилось новой персидской империей Сасанидов.

После падения Аршакидов парфяне, тем не менее, сохранили свой привилегированный статус в государстве Сасанидов. Об этом свидетельствует частое упоминание имени парфян в наскальных надписях сасанидской эпохи.

После падения власти Аршакидов, и последующей сасанидской эпохе, парфяне продолжали играть важнейшую роль в в раннесредневековом обществе Ирана. Кроме нескольких родов (род Карена') выступавших оппозицией Сасанидам, большинство парфянских родов сохранили за собой привилегированное положение в империи Сасанидов. Они сохранили за собой главенствующее положение в войске, а также во многих провинциях империи Сасанидов. Так три крупнейших[1]парфянских рода Михрани’е, Карена' и Сурена' являлись опорой сасанидского престола. Даже спустя три века после падения Аршакидов, парфянское самосознание была жива[2]. Примечательна история Бахрама Чубина, в 6 веке сместившего сасанидского шаха Ормизда IV, и провозгласившего воссоздание Парфии. В дальнейшем часть парфян проживавших во внутренних областях Ирана, слилась с персидским населением, парфяне населявшие территорию современного Туркменистана и Центральной Азии, слилась с тюрками, составив один из этнических компанентов туркмен[3].

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Парфия: Гордые всадники Аршакидов...
СообщениеДобавлено: 16 июл 2013, 10:43 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
Падение Парфянской империи
(Debevoise N. C.)


4 марта 2012 г.
Debevoise N. C.

В 117 г., после восшествия на римский престол нового императора Адриана, внешняя политика Рима претерпела определенные изменения. Пришлось отказаться от претензий на новые провинции, которые Траян попытался включить в состав Римской империи, и граница между нею и Парфией вновь вернулась к старому рубежу по реке Евфрат1. Вместе с этими изменениями в римском обществе возросло уважение к способностям людей провинциального происхождения2, которые начали играть все более важную роль в государственном управлении, причем не только в провинциях, но и в самом Риме.

Для того чтобы воздать должное деятельности Траяна на Востоке, Адриан учредил Парфянские игры, которые праздновались в течение многих лет3. Очевидно, сама Парфия также потеряла часть своих территорий: сообщение о том, что цари Бактрии отправили послов к Адриану с предложением о дружбе4, может свидетельствовать о независимости Бактрии в то время. Раскопки на западе аршакидских владений — в Дура-Европос — дают нам некоторое представление об этой части Парфянской империи. Контракт 121/122 г., составленный в Фалиге, упоминает Манеза (Манеча) — стратега Месопотамии и Парапотамии и командующего арабами, который также был и сборщиком налогов5.

Партамаспат, отвергнутый парфянами вскоре после ухода римских войск, получил от Адриана6 Осроену. Около 123 г. Адриан лично отправился на восточную границу, где ему удалось урегулировать проблемы, которые угрожали перерасти во вполне реальные враждебные отношения с парфянами7. По-видимому, это было связано с непрерывной борьбой за власть между Хозроем и Вологезом II, продолжавшейся еще со времени ухода римлян при Траяне. Вологезу постепенно удалось одержать верх над своим соперником, который после 128/129 г. больше не выпускал своих монет8. В течение того же года Адриан вернул Хозрою его дочь, которую Траян захватил при взятии Ктезифона, и, кроме того, пообещал вернуть золотой трон9. В 131/132 г. вспыхнуло еще одно восстание иудеев, и можно только предполагать, что те надеялись на помощь со стороны парфян10.

Вологез, который во время вторжения Траяна, как мы видели, получил часть Армении и чья главная ставка, вероятно, находилась и Северо-Западном Иране, около 136 г. вступил в конфликт с аланами11. В тот год по настоянию Фарасмана Иберийского это племя, обитавшее на северо-востоке, вторглось в Албанию, Мидию Атропатену и в конечном итоге в Армению и Каппадокию. Вероятно, именно это нашествие аланов упоминает Мшиха Зеха12. Согласно его сообщению, вражеское войско вторглось в Гордуэну. Правитель Адиабены Рахбахт и полководец «Аршак» (не царь) приняли командование над 20-тысячным войском, набранным Вологезом в Ктезифоне и посланным в область, которой угрожало вторжение. Там вождю по имени Кизо удалось заманить парфян в ловушку в долине; они спаслись лишь благодаря героическим усилиям Рахбахта, погибшего в сражении. Парфяне были вынуждены уйти, и дорога на Месопотамию оказалась открытой для захватчиков. Но судьба благоволила парфянам, поскольку в этот критический момент территории их врагов стал угрожать другой народ, и потому они поспешили на восток, чтобы отразить это нападение. Или эти агрессоры в Гордуэне, или же их новый враг, или те и другие вместе, были, по всей видимости, аланами. Согласно еще одному сообщению, Вологез, тщетно пытаясь остановить их продвижение, прибегнул к взятке; однако в конце концов их заставил остановиться историк Флавий Арриан, который в то время был наместником Каппадокии. Вологез пожаловался Адриану на Фарасмана13. Но когда Фарасман получил «приглашение» в Рим, то отказался приехать, и между ним и Адрианом произошел обмен оскорбительными выпадами14.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Парфия: Гордые всадники Аршакидов...
СообщениеДобавлено: 16 июл 2013, 10:46 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
Из сравнительного анализа нумизматических данных следует, что в период между смертью Хозроя и концом правления Вологеза II, т. е. в 128/129-147 гг. н. э., в Иране правил еще один царь — по имени Митридат (IV) — как сообщают нам его монеты с легендами на пехлеви15. На его бронзовых монетах изображено несколько видов животных: орел, лежащий горбатый буйвол, овца, головы коней и буйволов. Впрочем, в письменных источниках нет никаких упоминаний о его деятельности.

В 138 г. Адриан умер, и ему наследовал Антонин Пий. На парфянской границе не было никаких осложнений, которые древние западные историки посчитали бы достойными упоминания. В мае 148 г. появляются монеты Вологеза III, который, по-видимому, наследовал трон без борьбы и правил примерно до конца марта 192 г.16 Вологез планировал экспедицию против армян, которая, как утверждают некоторые античные авторы, была предотвращена благодаря полученному им письму от Антонина Пия17. Так это было или иначе, но римские войска были посланы в Сирию для войны с парфянами18. Пять лет спустя престарелый Абгар VII Осроенский был возвращен в свое царство с востока19 — вероятно, из независимой Бактрии или Гиркании, куда он, возможно, сбежал во время парфянского контрнаступления против Траяна. В то же самое время гирканцы и бактрийцы отправили посольство к Антонину20, что является дополнительным свидетельством внутренней слабости Парфии и продолжающейся независимости этих провинций (см. выше, с. 203— 204). На слабость парфян также указывает и отказ римского императора вернуть трон Хозроя, захваченный Траяном21.

Что касается Дальнего Востока, то китайские источники упоминают парфянского царевича, который прибыл в Китай в 148 г. и стал одним из тех, кто распространял там учение буддизма22.

В 161 г. Антонину Пию наследовал Марк Аврелий23, который правил совместно с Луцием Вером24, приемным сыном умершего императора. Вскоре после вступления на престол новых правителей Рима Вологез предпринял свою давно задуманную кампанию. Против него выступил галльский легат Каппадокии Г. Седаций Севериан25. Вероятно, Севериан следовал по пути Траяна на север, в Армению, когда на него внезапно напало парфянское войско во главе с военачальником по имени Хозрой и вынудило уйти в Элегию. Там Севериан попал в осаду, в результате чего он и почти все его воины погибли26. Эдесса была захвачена парфянами, которые посадили на ее трон некоего Ваёла, сына Сахру27. Затем парфяне направились на юг и проникли через Евфрат в Сирию, повсюду сея страх28. Со времен Цицерона сирийцы были дружелюбно настроены по отношению к парфянам, поэтому в провинции возникла угроза всеобщего антиримского восстания29. Наместник Сирии Аттидий Корнелиан, который попытался противостоять агрессорам, был вынужден отступить, в результате чего положение стало критическим30. Было решено послать на восток Луция Вера, соправителя Марка Аврелия, чтобы принять там руководство военными операциями, а также дать ему в помощь самых лучших полководцев, какие только были в тогдашнем Риме — Авидия Кассия, Стация Приска и Марция Вера.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Парфия: Гордые всадники Аршакидов...
СообщениеДобавлено: 16 июл 2013, 10:50 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
Марк Аврелий сопровождал Вера до Капуи31, откуда тот отправился в Сирию и прибыл туда в 162 г. Войска для предстоящих военных действий собирались не только по восточным провинциям: так, три легиона были приведены с Рейна и Дуная32 — это I Minervia под командованием М. Клавдия Фронтона33, II Adiutrix, командование которым позже принял на себя Кв. Антистий Адвент34, и V Macedonica во главе с П. Марцием Вером35. Надо полагать, что для участия в кампании частично или полностью были приведены также легионы III Gallica36, III Augusta37, I Adiutrix38, X Gemina39 и, возможно, II Traiana40.

Римские войска в Сирии пребывали в жалком состоянии: воины в большинстве были плохо вооружены, а некоторые даже не умели обращаться со своим оружием41. Столь отчаянное положение дел крайне встревожило Вера42. Он предпринял попытку провести переговоры с Вологезом, но тот отказался от этого предложения43. Вер развернул свой военный штаб в Антиохии, где он мог насладиться прохладной тенью и быстрыми водами в близко расположенной Дафне. Зимовал он в Лаодикее44. В источниках не сохранилось сведений о его сколько-нибудь личном активном участии в парфянской кампании, за исключением краткой поездки к Евфрату, совершенной им, как говорят, по настоянию его штаба45.

Командование армией и задача привести войско в боевое состояние были возложены на поборника строгой дисциплины Авидия Кассия46, уроженца Сирии. В начале 163 г. Стаций Приск перешел в наступление и двинулся в Армению. Он захватил ее столицу Артаксату47, но не разрушил ее48, а основал неподалеку «новый город» (Кенеполис, впоследствии Валаршапат; армянское название Нор Халах). Низложенным в результате этой кампании Приска правителем Армении был, по-видимому, Аврелий Пакор49, чье имя показывает, что император Марк Аврелий дал ему римское гражданство. Новым римским назначенцем стал некий Сохем50, чье вступление на престол было отмечено новой надписью на монетах Вера — REX ARMEN. DAT («Царь, данный армянам»)5.

Прошел по крайней мере год между наступлением Приска в Армении и временем, когда Кассий начал кампанию в Месопотамии52. Кассий сразился с противником при Суре (Сурийе)53 выше Киркезиума, после чего построил понтонный мост через Евфрат, причем по сути тем же способом, каким бы это сделал современный военный инженер. Понтоны были собраны позади боевых линий и перенесены выше того места, где должен был строиться мост. Затем их передвигали вниз по течению друг за другом и ставили на якорь в нужном месте. Доски, которые перевозились на лодках, использовались для соединения их с берегом или с такими же понтонами дальше по течению. Инженеры находились под прикрытием лучников, которые располагались в башне, установленной на ближайшем к противоположному берегу понтоне54. Как только Кассий переправился через реку, он пошел на юг вдоль ее течения и захватил Даузару и Никефорий (Ракку)55, а затем выиграл кровавый бой около крепости Дура-Европос56, которая с того момента перешла в руки римлян57.

Эта победа досталась римлянам только после тяжелой борьбы и преследования противника, что в результате заставило парфян прекратить военные действия. Оттуда римская армия направилась на юг, к Селевкии, где ее встретили вполне дружелюбно. Однако вскоре после этого из-за нарушения какого-то соглашения легионы, среди которых был III Gallica, штурмовали этот город58, и большая его часть была разрушена огнем. Данные, полученные во время раскопок в Селевкии, позволяют предположить, что это нападение произошло приблизительно в декабре 165 г., причем город подвергся меньшим разрушениям, чем мы прежде предполагали59. Некоторые авторы считают Кассия виновным в нарушении договоренностей, однако многие другие, включая последнего историка Парфянских войн Азиния Квадрата, утверждают, что жители Селевкии первыми нарушили мирное соглашение60. Возможно, что пропарфянская партия в Селевкии тогда одержала верх над проримской. Римлянами также был взят Ктезифон и разрушен дворец Вологеза61.

Однако эта кампания не увенчалась полным успехом, так как пока римские войска грабили Селевкию, одна из периодических эпидемий, вероятно, оспы, начала косить их ряды62. Ситуация оказалась настолько острой, что римлянам пришлось уйти, бросив большое количество добычи63. Многие солдаты умерли по дороге домой от болезней и голода64, а оставшиеся в живых принесли это бедствие в римский мир, откуда эпидемия быстро распространилась на запад — до Рейна и Галлии65.

Наши весьма скудные источники об этой римско-парфянской войне можно было бы дополнить, если бы мы смогли расположить в правильном порядке многочисленные разрозненные ссылки на нее у писателя Лукиана. Например, мы обнаруживаем у него следующую информацию: «Аршак убивал свою жену, в то время как евнух Арбак занес над ним свой меч; стражники за ноги выволакивали с пира мидийца Спатина с шишкой на брови, полученной от удара золотой чашей»66.

После ухода римлян, вероятно, началось быстрое наступление парфян по всей территории, подвергнувшейся вражескому нападению. Судя по всему, Сохем был свергнут с армянского трона и был вынужден бежать в Сирию. Римляне не могли не отреагировать на это парфянское контрнаступление, и около 166 г. еще одна римская экспедиция начала свой марш через Месопотамию. Эдесса была осаждена, захвачена и возвращена ее прежнему правителю, Масну VIII67, а парфянский назначенец Ваёл исчез. Затем Низибис, жители которого сами отвергли союз с римлянами, оказался сразу в двойном враждебном окружении: ему угрожали как римляне, так и эпидемия68. Один из парфянских военачальников Хозрой (вероятно, то же лицо, что и победитель Севериана), спас себе жизнь, вплавь перебравшись через Тигр69. Вероятно, это была та самая экспедиция, которая продвинулась в восточном направлении достаточно далеко, чтобы Вер мог выпустить монеты с легендой L. VERUS AUG. ARM. PARTH. MAX. MEDIC («Луций Вер Август Армянский Парфянский Величайший Мидийский»)70.

В 168 г. или, возможно, несколькими годами позже, когда Марций Вер71 был правителем Каппадокии, он послал своего военачальника Фукидида, чтобы тот восстановил Сохема на армянском троне72. Однако обострение ситуации, очевидно, заставило самого Вера прибыть в Армению73. В гарнизоне, который Приск оставил в Кенеполисе, вспыхнул мятеж, а парфянский «сатрап» Тиридат еще более усугубил конфликт, убив царя гениохов. Тиридат даже отважился ткнуть мечом в лицо Веру, когда последний упрекнул его за эти действия. Тем не менее, Тиридат не был убит, а только выслан в далекую Британию74.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую темуНаписать комментарии Страница 2 из 34   [ Сообщений: 499 ]
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 34  След.



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
610nm Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net

Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB