Юстиниан писал(а):
Парфяне исповедовали одну из форм маздаизма, поклонялись богу Ахурамазде, его сыну Митре и богине Анахите, то есть зороастрийской Троице. Причем, Митра выступал у них часто в виде главного бога. Религия пророка Заратустры тесно переплеталась с верованиями парфян. Священной книгой зороастрийцев была «Авеста», имеющая общие корни с еще более древней божественной книгой арийцев «Ригведой». Жрецы культа - маги (волхвы) считали себя прямыми наследниками и хранителями древней арийской веры и считали своей прародиной северную страну Ариан-Веджо («Зерно Ариев»). Сам пророк Заратустра, по мнению некоторых ученых, происходил из земель, расположенных на юге Урала. В не так давно открытом городе Аркаим в Челябинской области предполагается наличие его священной могилы. Вообще зороастризм эпохи парфян плохо известен. Имеющиеся сведения позволяют сказать, что парфянский зороастризм очень сильно отличался от того, основы которого прописаны в «Авесте». Будущие исследователи наверняка еще удивятся тому, что они обнаружат в этой области знаний. Совершенно точно установлено, что культ Митры в Парфии во многом затмевал все другие религиозные направления, поскольку был тесно связан с религиозными представлениями сако-сарматов, из среды которых парфяне и появились. Парфяне отличались исключительной веротерпимостью к религиям покоренных народов, но сами были достаточно стойки в вере. В сакско-сарматской среде, откуда происходили парфяне, в ту пору была распространена религия, среди которой выделялся культ солнечного божества, носившего различные имена, и в первую очередь - Митры. Наряду с этим солнечным божеством почиталась Великая богиня, Девственница-мать, богиня плодородия, связанная с водою, что особенно понятно на Востоке, где обилие урожая целиком зависит от орошения. Местные культы в Средней Азии сливались с культом зороастрийских божеств. Парфянские боги часто изображались в образе греческих богов: Ахурамазда, как Зевс, Анахита, как Артемида, Митра, как Аполлон и т.д. .
Как это всё близко к информации Хоренаци,Агатангелоса о Армении и её богах(религии)времён Трдата третьего Аршакуни парфянина.Некоторые пишут о храме проституции того времени.Это всё ложь.Немогли благородные и чистые духом парфяне поклоняться богини проституции.Богиня Анаит-мать богиня парфян,была матерью целомудрия и плодородия.Римлянин Страбон из враждебных чувств поливал грязью главную мать парфянского народа.
Уважаемый Ардзан,как видите боги Аршакуни это не боги Паруйр Хайкида,а боги великих богоподобных(рослых,мудрых,храбрых)парфян.
Я считаю современные армяне это синтез парфян и хайкидов.Сейчас уже трудно сказать,чего больше у армян.Поэтому,точно нельзя сказать кто из армян 100%хайкид,а кто потомок парфянина.