Юстиниан писал(а):
Более того, известно также, что, к примеру к 1486 г. не менее 73% населения Трабзона составляли христиане, а к 1520 г. их пропорция даже выросла до 78%. Процесс мусульманизации интенсифисировался только с середины XVI в., к 1554 г. 46%, а к 1583 г. уже 54% населения Трапезунда исповедовало ислам. В основном это были новообращённые мусульмане, принимавшие религию победителей и нередко остававшиеся криптохристианами. Тюркизация, естественно, шла ещё медленнее (Карпов С.П. История Трапезундской империи. СПб.: Алетейя, 2007. С. 441). В Испире в 1520 году и вовсе все 100% населения были христианами. В 1516 году христиан в Байбуртском вилаете было 80%. Подавляющая часть армяне и армяне-халкидониты. В таких важных военных и торгово-ремеслянных центрах как Эрзинджан и Эрзерум (Арзен) армянское население преобладало. Армянское население было многочисленным в Байбурте, Никсаре/Неокесарии и Сивасе/Севастия в XIII веке. В это же время большую часть населения Колонии/Кара-Хисара также составляли армяне (Шукуров Р.М. Великие Комнины и Восток (1204-1461). СПб.: Алетейя, 2001. С. 52-53).
Таким образом, до 1550-х годов, то есть до середины XVI века говорить о тюркских и исламских государствах в Малой Азии не приходится. Все эмираты Артукидов, Салтукидов, Шах-Арменов и т.д. являются армянскими и даже христианскими. Но как же то что, например Данишмендиды - это данишменд с тюркского "учёный", да и к тому же "Малик". Ведь все имена и титулы арабские и тюркские. Как быть с этим фактом? Дело в том, что после битвы при Манцикерте 1071 года, преобладающим языком межнационального общения становится арабский через ислам и частично тюркский. Но эти языки не были "национальными" для армян Малой Азии, и тем более для армян-халкидонитов, которые пользовались ещё греческим, как например в государстве Данишмендидов. Так вот. После этой битвы и по ныне весь регион находится под политическим контролем ислама, а значит арабского и тюркского языков. Но мы знаем уже, что тюркский стал доминировать только к XVII-XVIII векам в Малой Азии. Таким образом можем сказать, что Данишмендиды именовали себя так как их именовали страны победители исламского пояса, арабо-персидской титулатурой. В 1134 году багдадский халиф аль-Мустаршид даровал Данишмендидам титул малик. При этом государственным был греческий, ибо надписи на монетах сделаны греческими литерами. К примеру в XIII веке даже официальная титулатура трапезудского императора при каирском дворе была "Его Величество Малик", что вполне согласуется с другими прецендентами применения "малик", характерными для арабо-персидской историографии до XIII-XIV вв. Посредством этого же основного титула каирцы в XIII-XV веках обращались ко всем сколько-нибудь значимым ХРИСТИАНСКИМ монархам: константинопольским василевсам, грузинским и армянским царям, а также и к менее значительным для них персонам - болгарским, сербским и др. государям". Но с XIV века проникает и новая титулатура - такфур или тагавор. Такова была титулатура христианских государств на Востоке (Шукуров Р.М. Великие Комнины и Восток (1204-1461). СПб.: Алетейя, 2001. С. 49). Таким образом со всех сторон доказывается, что государство Данишмендидов было АРМЯНО-ХАЛКИДОНИТСКИМ И АМШЕНСКИМ (АРАКЕЛ).
То трагических событии начала XX века, до Геноцида армян в Османской Турции 1893-1923 годов, армяне составляли обсалютное большинство на территории всей исторической Армении, в том числе и на территории Малого Айка.