На первый взгляд точка зрения кажется действительно разумной, т.к., по словам Отца армянской истории. «…из числа последних был Аршак Храбрый, который, отложившись от македонян, процарствовал в Стране кушанов тридцать один год. После него царствовал его сын Арташес - двадцать шесть лет, затем сын последнего Аршак, прозванный Великим, который убил Антиоха и поставил царем в Армении своего брата Вахаршака, сделав его вторым после себя лицом. Сам он отправился в Бахл и вершил там царскую власть пятьдесят три года. Поэтому и его потомки получили название Пахлавов, как потомки его брата Вахаршака - Аршакуни, по имени предка» (см. Мовсес Хоренаци, Книга 2, глава 68). В свою очередь широко известно, что царь Парфянского царства Михрдат I (171-138 д.н.э.) разгромил Деметрия II (145-139, 129-126 д.н.э.), сына селевкидского царя Деметрия I Сотера (162-150 д.н.э.), а брат Деметрия II Антиох VII Сидет (138-129 д.н.э.) потерпел поражение от парфянского царя Фрааата II (138-129, 138-128 д.н.э.), при том первый попал в плен 139 г. в д.н.э., а последний умер в 129 году д.н.э. На основании всего этого был сделан вывод, что «Аршак Единый» у Отца армянской истории выступает в качестве "собирательного образа" Михрдата I и Фраата II, «Деметр, сын Деметры» это Деметрий II, а «Антиох Сидейский», естественно, Антиох VII Сидет. Именно этот тезис лежит в основе отмеченной выше точки зрения и наиболее полно выражен на основе обобщающего анализа Л. Шахиняна (см. Շահինյան Լ. «Մովսես Խորենացի. պատմություն և ժամանակագրություն», Երևան 1989, էջ 175-195).
Прежде всего, не считаю лишним сделать обширную цитату из 1-й главы Второй книги. «Ныне, принимаясь за Вторую книгу, по порядку опишу тебе дела, относящиеся к нашей стране, начиная от царствования Александра и вплоть до царствования святого и доблестного мужа Трдата Великого - осуществленные здесь все доблестные и отважные деяния и разумные установления каждого из властвовавших вслед за персидским царем Аршаком и братом его Вахаршаком, поставленным им царствовать над нашим народом; словом все, что касается царей нашей страны, происшедших от его семени, которые, передавая власть от отца к сыну, стали по имени Аршака называться Аршакуни, причем один-единственный в порядке преемственности вступал на престол, а прочие пополняли и умножали царский род. Опишу, однако, возможно более кратко, и лишь то, что прямо относится к делу; лишнее же опущу, ибо то, что касается других народов уже достаточно излагалось многими. Александр Македонский, сын Филиппа и Олимпиады, двадцать четвертый потомок Ахилла, овладев всей вселенной, умирает, завещав свое государстве многим, дабы всюду считали властителями македонян. Вслед за ним в Вавилоне воцарился Селевк, отобрав власть у многих; в упорной войне он покорил также парфян и поэтому был прозван Никанором. Он властвовал тридцать один год и оставил царство своему сыну Антиоху, прозванному Сотером, который процарствовал девятнадцать лет. За ним последовал Антиох, прозванный Теосом, процарствовавший десять лет, а на одиннадцатый парфяне отпали от служения македонянам. Так воцарился Аршак Храбрый из Авраамова семени, от отпрысков Кетуры, в подтверждение слов Господнего к Аврааму: «От вас родятся цари народов»(см. Мовсес Хоренаци, Книга 2, глава 1),- заявляет Мовсес Хоренаци, в основном излагая, что он собирается делать в грядущей книге и еще раз подтверждая, что Вахаршак I был братом «царя Аршака из Персии», который отождествляется с упоминаемым несколькими строками ниже «Аршак Смелым» - правитель, восставший в 250 г. д.н.э., в 11-м году царствования Антиоха II Теоса (261-246 д.н.э.). В связи с этим следует отметить, что, хотя отсылка «царя Персии Аршака» к Аршаку I Смелому может показаться не столь однозначной, но, учитывая внутреннюю логику повествования, когда автор говорит о Парфянском царстве, возникшего после Александра III Великого (336-323 д.н.э.) и его потомков, тот факт, что упомянутый здесь «Аршак» воспринимается как номинативный предок, а также образец «Аршака Смелого», который определенно упоминается Аршаком I Смелым несколькими строками ниже, опять же можно подумать, что речь идет о царе Аршаке, основателе Парфянского царства I. Речь идет о Аршак I Смелом, а не о каком-либо другом «рядовом» царе.
«Рассказывают, что Аршак Великий, царь Персии и Парфии и родом парфянин, отложившись от македонян, воцарился над всем Востоком и Ассирией и, убив в Ниневии царя Антиоха, подчинил своей власти всю вселенную. Брата своего Вахаршака он ставит царем в Армении, сочтя это благоприятным для сохранения незыблемости своего царствования. Столицей ему он назначает Мцбин и включает в пределы его государства часть западной Сирии, Палестину, Азию, все Средиземье и Теталию, начиная от Понтийского моря до того места, где Кавказ оканчивается у Западного моря, а также Атрпатакан «и прочее, чего достигнут мысль твоя и храбрость, ибо границы храбрецам, говорит он, определяет их меч: сколько отсечет, стольким и владеют». Когда Вахаршак основательно упорядочил свое государство и утвердился в своей царской власти, он пожелал узнать, кто именно и какие мужи владели Армянской страной до него; доблестным ли или бездарным принадлежало в прошлом место, которое он будет занимать. И найдя некоего сирийца Мар Абаса Катину, мужа острого ума и знатока халдейской и греческой грамот, посылает его к своему брату Аршаку Великому с достойными дарами, прося открыть для него царский архив»(см. Мовсес Хоренаци, Книга 1, глава 8),- еще раз сообщает Мовсес Хоренаци. Итак, на лицо еще одно отчетливое сообщение о том, что царь Парфянского царства по имени «Аршак Великий», восставший против власти Селевкидов, поставил своего брата Вахаршака на престол Великого Айка, и нет сомнения, что в данном случае, а также вскоре после этого, связанные с Мар Аббасом Катиной, речь идет о царе-основателе Парфянского царства Аршаке I Смелом, действовавшем в III, а не во II веке д.н.э., о царе, который царствовал в 250-247 годах д.н.э. Ведь именно Аршак I Смелый, а не «Аршак Великий», кто бы он ни был: «...отложился от македонян», другого кандидата просто быть не может, при том именно Аршаку I Храброму вполне можно было бы приписать известную фразу «граница храбрых - их оружие».
Вышеупомянутый тезис подтверждается и во второй главе Второй книги Мовсеса Хоренаци, где Отец армянской истории сообщает: «Как мы уже сказали, через шестьдесят лет после смерти Александра над парфянами воцарился Аршак Храбрый, в городе по названию Бахл Аравотин, в Стране кушанов. В упорнейших войнах он подчиняет себе всех жителей Востока, а также выдворяет из Вавилона македонскую власть» (см. Мовсес Хоренаци, Книга 2, глава 2). Таким образом, еще раз подтверждается тот факт, что, согласно исторической логике и реальным историческим фактам, именно Аршак I Смелый, а не «Аршак Единый», кого бы мы ни пытались видеть под этим изображением, поднял знамя восстания против власти из Селевкидов.
В пользу упомянутой схемы Мовсес Хоренаци вскоре после этого дает еще один отчет, когда он сообщает: «После войны Аршака с македонянами и захвата Вавилона, как и восточной и западной частей Ассирии, Вахаршак в свою очередь собирает многочисленную рать в Атрпатакане и в Армении, в срединных областях страны - именитых и доблестных мужей: упомянутого Багарата и предводимых им храбрецов и приозерных воинов - потомков Гелама, и хананейцев, и отпрысков Шара и Гушара, и сопредельных им Сисакеанов, и Кадмеанов с их ближними - почти половину нашей страны» (см. Мовсес Хоренаци, Книга 2, глава 4). В данном отчете прямо не указано, с каким Аршаком мы имеем дело: Аршаком I Смелым или «Аршаком Единым», но одно обстоятельство помогает нам снова остановить выбор на Аршаке I Смелом, так как, по мнению Отца армянской истории, Аршак изгоняет македонскую власть из Вавилона (см. Мовсес Хоренаци, Книга 2, глава 2), а по другому сообщению Мовсеса Хоренаци именно Аршак I Смелый сделал это, в том случае, как, наоборот, «Аршак Единый», будь то Михрдат I или Фраат II, во время очередного конфликта с Селевкидами, уже владели Вавилоном.
Однако, прежде чем двигаться дальше, отметим еще один немаловажный факт: Отец армянской истории называет и Аршака I Смелого, и «Аршака Единого» термином «Аршак Великий». Запомним все это и продолжим суждения.
Выше уже подробно разъяснялось, что Мовсес Хоренаци считает Вахаршака I братом Аршака I Смелого, царя-основателя Парфянского царства, а не «Аршака Единого», отражающего единое целое Михрдата I и Фраата II. В то же время, как будет показано ниже, Аршак I Смелый, восставший против царства Селевкидов и иногда именуемый «Аршак Великий» у Мовсеса Хоренаци, в некоторых случаях, к сожалению, смешивался с «Аршаком Единым», причем путаница особенно очевидна, когда в одном случае Вахаршак I считался братом Аршака I Смелого, а в другом случае «Аршака Единого».
_________________ Приходите в мой дом...
|