Администратор |
|
Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57 Сообщений: 46679 Откуда: Армения, Ереван
|
После покорения Ороанды – земель между озерами Коралида и Трогитида – легионы спустились к Иконию, который стал опорным пунктом перед походом в Исаврийские горы. Первым на пути римлян оказался город Новые Исавры, захваченные римлянами без больших разрушений, так как он должен был стать базой перед последним рывком к Старым Исаврам. Столица исавров была окружена в полном соответствии с требованиями римского осадного искусства. Вокруг всего города был вырыт ров и возведен вал с башнями для стрельбы через равные расстояния, воды реки, протекавшей через Исавры, были отведены75. Недостаток воды заставил исавров пойти на самоубийственный штурм. Ночью они атаковали римские укрепления изнутри, тогда как жители соседних долин набросились на них снаружи. Позволив врагам скопиться во рву, римляне обрушили на них град метательных снарядов. Заполнив рвы трупами в неудачных попытках подняться на стену, исавры отступили76.
Через несколько дней в Новые Исавры явились послы исаврийцев. Условия перемирия были довольно мягкими – Сервилий потребовал заложников (100 знатных жителей города) и поставок продовольствия для своей армии. Взамен этого он обязался не грабить окрестные поля и пастбища.
В ходе мирных переговоров Сервилий Ватия потребовал от исавров выдачи перебежчиков, оружия и сноса обронительных сооружений. Очевидно, что он не преследовал целью уничтожение города. Его задачей было лишить исавров возможности вредить Ликаонии набегами.
Однако, мягкие требования Сервилия вызвали негодование у жителей Старых Исавр. Молодежь и беднота подняли мятеж, крича, что не выдадут ни оружия, ни союзников. Старейшины первоначально склонялись к признанию требований римлян, но потом присоединились к горожанам. Тогда Сервилий послал отряд на господствующую над городом высоту, посвященную Великой Матери богов (Magna Mater) с приказом обстреливать улицы и площади города всеми видами метательных снарядов.
Одновременно понтифик Сервилий провел evocatio – старинную церемонию привлечения вражеских богов на свою сторону. Нам известны описания этой церемонии, проведенной М. Фурием Камиллом у города Вейи и П. Корнелием Сципионом Эмилианом под стенами Карфагена77. Позволю привести здесь большой отрывок из «Сатурналий» Макробия, в котором автор описывал церемонию evocatio применительно к Карфагену: «…известно, что все города находятся под защитой какого-нибудь бога и что у римлян был тайный и многим неведомый обычай: когда они осаждали вражеский город и верили, что ныне он может быть взят, вызывали из него с помощью определенного заклинания опекающих этот город богов, или потому что они не верили, что в противном случае город можно взять, или потому что считали нечестивым держать богов в плену, в случае если бы город точно можно было взять. Потому ведь и сами римляне желали, чтобы были неизвестны ни бог, под защитой которого находится город Рим, ни латинское имя самого города… Заклинание же, с помощью которого вызывают богов, когда город находится в осаде, является таким: “Если есть бог, если есть богиня, под защитой у которых находится народ и Карфагенское государство, то больше всего вас, тех, кто принял на себя защиту этого города и народа, я и прошу, и умоляю, и добиваюсь от вас милости, чтобы вы покинули народ и Карфагенское государство, оставили жилища, священные храмы и город, и ушли из них, и внушили этому народу, государству страх, ужас, беспамятство, и, выйдя из города, пришли ко мне и к моим согражданам в Рим, и чтобы наши жилища, священные храмы, город были вам весьма желанны и приятны, и чтобы вы стали предводителями и для меня, и для римского народа, и для моих воинов, чтобы мы знали и понимали будущее. В случае если вы так поступите, то я обещаю, что для вас будут устроены храмы и игры”. При этих самых словах нужно совершить жертвоприношение и представить свидетельство внутренностей в отношении будущего. Города же и вражеские войска обрекаются на гибель постольку, поскольку божества уже вызваны из города, но только одни диктаторы и военачальники могут обрекать на гибель такими словами: “Отец Дит, Вейовис, Маны или каким еще другим именем следует вас назвать, чтобы вы все вместе наполнили этот город Карфаген и войско, о котором, полагаю, я говорю, трусостью, ужасом, страхом, и чтобы тех, кто выставит против полков и нашего войска щиты и копья, это войско, этих врагов и этих людей, их города, поля и тех, кто обитает в тех местностях и областях, полях и городах, вы увели с собой, лишили вышнего света, и чтобы войско врагов, их города и поля, о которых, полагаю, я говорю, эти города и поля, их головы и жизни, обреченные на погибель и проклятые, вы взяли себе согласно тем законам, по которым всякий раз обрекались на погибель именно враги. И этих заложников я отдаю в жертву за себя, за честь и службу мою, за римский народ, войска и наши полки, чтобы вы позволили мне и моей чести и службе, полкам и нашему войску, тем, кто присутствует при свершении этих деяний, быть в полной сохранности. В случае если бы вы сделали это таким образом, чтобы я знал, чувствовал и понимал, то тогда, кто бы пи исполнял этот обет, где бы ни исполнял, пусть он будет по правилу исполнен жертвой трех темных овец. Тебя, мать-Земля, и тебя, Юпитер, я в том заверяю!” Когда он называет 3емлю — касается руками почвы; когда называет Юпитера — поднимает руку к небу; когда говорит, что принимает обет, — касается руками скота»78.
Именно эту церемонию провел Сервилий Ватия на холме Великой Матери богов...
Город был подожжен и взят штурмом. Все жители были проданы в рабство, стены и общественные здания стерты с лица земли, частные постройки разрушены. Как и в Восточной Ликии, грабеж города был проведен со свойственной римлянам педантичностью: «чаши и другие золотые предметы, священная утварь для божественных пиров ушли с молотка», - пишет Саллюстий80.Sextus Pompey
_________________ Приходите в мой дом...
|
|