Упоминаемое в этом повествовании имя Аждахах (иранский – Ажи-Дахака) – эквивалент имени индийского царя Астиага (585-550). Как известно, Кир Великий в550 г. до н. э. сокрушил индийскую державу и основал новое, еще более обширное государство, которое охватывало почти всю Переднюю Азию. Его союзником и был царь Армины Тигран.
С созданием Ахеменидской державы армянское царство, пережило постепенный процесс превращения в ее сатрапию. В этом статусе его застает Бехистунская надпись Дария I, где царь говорит об Армении (Армина; в вавилонском тексте – все еще Урарту) как о восставшей провинции. Восстание против персидского владычества (522-521 гг.) было очень мощным и для его подавления понадобилось пять сражений. Армина была разгромлена и расчленена на 13-ю и 18-ю сатрапии: собственно армянскую Западную Армению и урартскую по населению Восточную Армению, которой и стали править Ервандиды[12]. Однако в надписях самих ахеменидских царей Армения постоянно выступает как отдельная административная единица, которая выплачивала весьма большую дань золотом и конями и предоставляла войска для походов персидских царей. Так, например, в составе войск царя Ксеркса, направлявшихся в Грецию, был и армянский отряд[13].
В 401 г. до н. э. Армению, по пути из Месопотамии к Черному морю, пересек 10-тыс. отряд греческих наемников, отступавший после поражения и смерти своего вождя, брата персидского царя, пытавшегося завладеть короной. Через Армению отряд вел вышеупомянутый выдающийся греческий писатель и историк Ксенофонт, автор «Киропедии». Свои впечатления о походе Ксенофонт изложил в книге «Анабасис», которая является ценнейшим первоисточником по истории ряда стран Востока и, особенно, Армении. Правителем Армении в эту пору был Ерванд, сын Артасуры. Женатый на царской дочери Родогуне, он занимал важное положение при персидском дворе. В дни борьбы за персидский трон между Артаксексом II и его братом Киром Младшим, Ерванд принял сторону тестя[14]. Западная Армения, управлялась Тирибазом, также значительной фигурой при дворе.
Границы Армении в это время примерно совпадали с границами бывшего урартского государства: на юге они проходили по реке Тигр, на севере включали Высокую Армению и тянулись по предгорным районам Гугарка, на западе шли по излучине Евфрата, на востоке – от озера Урмия к среднему течению рек Аракса и Куры. Греческий отряд, пересекая Армению, не встречал городов, крепостей и храмов. Вероятно, греки попросту обходили их, избегая излишних столкновений и прокладывая свой путь через беззащитные деревни.
В дальнейшее наследственное право на власть над Арменией было временно изъято у рода Ервандидов. До 336 г. здесь правил Кодоманн из рода Ахеменидов, который затем занял персидский престол под тронным именем Дария III. После этого власть Ервандидов в Армении восстановилась[15]. Столицей владений Ервандидов стал Армавир, расположенный на территории более раннего урартского центра[16]. Культура и быт сатрапа и его окружения следовали ахеменидским образцам. Сатрап жил в великолепном дворце, а на окружавших его городских домах высились башенки[17]. В Эребуни урартские постройки были перепланированы таким образом, что образовали большой 30-колонный зал. Расширялись культурные и торговые связи. При раскопках Эребуни были найдены греческие монеты V в. до н. э.
Древнеиранские религиозные представления, и в частности, видимо, зороастризм, оказывают значительное влияние на древнюю Армению. Однако массовая, народная культура во многом продолжает урартские традиции. Несколько слов про армянскую религию VI-IV вв. до н.э. Хайк был верховным богом-отцом, Ара – богом солнца, весеннего пробуждения природы, божеством умирающим и воскрешающим. Асткик, супруга Ара – богиня любви и плодородия. Горг Ангех – бог войны. Нарини или Цовинар или Нурин – богиня воды и дождя. Злые духи – алки и кажки, добрые – аралезы. В этот период начинает складываться цикл древнеармянских эпических сказаний: о войне родоначальника армян Хайка с асссирийцем Бэлом, и о подвигах Ваагна «Мидоборца»[18].
После битвы при Гаугамеле (1 октября 331 г.) обе армянские сатрапии покорились Александру Македонскому, который объединил их в одну, но одновременно отстранил Ервандидов от власти и на востоке. Связано это было с тем, что армяне предоставили персидскому царю Дарию III 40 тыс. пехоты и 7 тыс. всадников под личным командованием царя Ерванда II, погибшего во время сражения. Известно, что армянская кавалерия дралась на правом фланге[19].
Однако, фактически, только Малая Армения, занимавшая приблизительно территорию бывшей Хайасы, вошла в состав державы Александра Македонского (336-323). Великая Армения осталась вне пределов государства Александра и восстановила свою независимость. В северо-восточной части Армянского нагорья было образовано Айраратское царство (331 г. до н.э). Это армянское царство было носителем древних государственных традиций, которые восходили не только к армянскому государству VI в. до н. э., но и к более ранним протоармянским предгосударственным образованиям на юго-западе и северо-западе нагорья и к самому государству Урарту.
Правящая династия Ервандидов накопила значительный опыт государственной власти. Она была родственна Ахеменидам. Все это укрепляло позиции Армянского царства в системе эллинистических государств. Внешняя политика восстановленного царства Великой Армении определялась его позицией по отношению к дальнейшей судьбе державы Александра Македонского: в русле содействия центростремительным силам в их борьбе против центробежных сил.
_________________ Приходите в мой дом...
|